Объединение англосаксов в единое государство. Датское завоевание Англии. Великобритания или Соединенное Королевство – два названия одной страны или разные понятия? Великобритания единственное государство освобожденное от данного правила

Великобритания - конституционная монархия. В отличие от большинства стран мира, в нет Конституции, которая бы являлась единым документом, она состоит из различных парламентских актов - статутов, судебных решений и конституционных обычаев. Конституция может быть изменена парламентским актом или общим согласием на изменение конституционного обычая.

Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952. В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право созывать и распускать парламент, назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство. Королева утверждает законы, принятые парламентом. По закону она является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников. Как глава судебной власти назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов. В сфере между- народных отношений королева как глава государства имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

В состав Великобритании входят 4 историко-географические области (исторические провинции) - Англия, Уэльс, и Северная Ирландия (Ольстер) - часть - 6 северо-восточных графств (по Договору 1921 включена в состав Великобритании на правах автономии). В административном отношении Великобритания делится на графства, округа и города. В состав Великобритании входят самостоятельные административные единицы - остров Мэн и Нормандские острова, а также 15 зависимых территорий. В ведении органов местной власти находятся жилищное строительство, образование, социальное обеспечение, полиция и пожарная служба. Они финансируются за счёт средств, полученных от взимания муниципальных налогов, местных налогов и дотаций центрального правительства.

Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин. Парламент занимается законотворческой деятельностью. Законопроекты (билли) проходят 3 чтения. Как правило, законопроекты должны быть приняты обеими палатами. Прежде чем обрести силу законов, они должны получить королевскую санкцию. На практике это является чистой формальностью. В условиях отсутствия письменной Конституции как единого документа и по положению «парламентского суверенитета» парламент может отменить акты конституционного значения. Большую роль в подготовке законопроектов играют парламентские комитеты. Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 659 членов - по 1 представителю от каждого из 659 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Право голоса имеют все граждане Великобритании, а также других стран Содружества и Республики Ирландии, достигшие 18 лет и постоянно проживающие в Великобритании. С 1945 на общих выборах 8 раз победила Консервативная партия, 8 - Лейбористская. В результате всеобщих парламентских выборов в июне 2001 большинство в палате общин, как и на предыдущих выборах 1997, получила Лейбористская партия - 412 мест (40,7% полученных голосов). У консерваторов - 166 мест (31,7%), у либеральных демократов - 52 (18,3%), у Шотландской национальной партии - 5 (1,8%), Плайд Кимру - 4 (0,75%), Ольстерской юнионистской партии - 6 (0,8%), Демократической юнионистской партии - 5 (0,7%), Шин Фейн - 4 (0,7%), у прочих - 4 (0,8%).

Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Парламентскими актами 1911 и 1949 права палаты лордов были существенно ограничены. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин. С 1949 за палатой лордов сохранилось лишь право отлагательного вето - краткосрочной отсрочки принятых палатой общин законопроектов. Билли финансового характера, относящиеся к налогообложению и государственным расходам, принимаются палатой лордов в том виде, в каком они представляются палатой общин. В 1999 был принят Закон о палате лордов, в соответствии с которым число наследственных пэров было уменьшено с более чем 750 до 92. Предполагается полностью упразднить институт наследственных пэров. В 2001 была опубликована Белая книга, предусматривающая, что большая часть пожизненных пэров будет назначаться независимой межпартийной комиссией и по рекомендации политических партий пропорционально численности фракций в палате общин. 120 членов палаты лордов будут избираться.

Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте (с 1997 - лейборист Тони Блэр). Правительство состоит из членов кабинета (около 20), министров, не входящих в кабинет, и младших министров (как правило, парламентских заместителей министров). Большинство министров являются членами палаты общин. В распоряжении премьер-министра - аппарат государственных служащих.

Партийная система включает следующие партии: Консервативная партия - организационно оформилась в 1867, насчитывает около 300 тыс. членов, лидер - Иан Данкан Смит. После 2-й мировой войны находилась у власти в 1951-64, 1970-74, 1979-97. Лейбористская партия образована в 1890, объединяет коллективных (профсоюзы и кооперативные общества) и индивидуальных членов, насчитывает 260 тыс. чел., лидер Тони Блэр. После 2-й мировой войны у власти в 1945-51, 1964-70, 1974-79. Является правящей партией с 1997. Либерально-демократическая партиясформирована в 1988 путём слияния Либеральной и Социал-демократической партий, насчитывает около 82 тыс. членов, лидер - Чарльз Кеннеди. В парламенте представлены также национальные партии: Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925, лидер И.Вик Джонс); Шотландская национальная партия (основана в 1937, лидер Джон Суинни); Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в., лидер Дэвид Тримбл); Демократическая юнионистская партия (основана в 1971, лидер Иан Пейсли); Социал-демократическая и лейбористская партия Северной Ирландии (основана в 1970, лидер Марк Деркен), Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА, образована в кон. 1-й мировой войны, лидер Джерри Адамс), партия отказалась занять свои места в палате общин.

Взаимодействие власти и бизнеса осуществляется прежде всего через союзы предпринимателей. В 2001 в стране насчитывалось 192 организации деловых кругов. Наиболее влиятельная из них - Конфедерация британской промышленности (КБП). Выражает интересы около 200 тыс.фирм - от крупнейших ТНК до мелких компаний. В них занято 7,5 млн чел. В КБП входят большинство предпринимательских союзов и ассоциаций деловых кругов. Важнейшая задача КБП - содействие созданию экономического климата, благоприятного для деятельности британского бизнеса, повышения его конкурентоспособности. Комитеты и эксперты КБП разрабатывают рекомендации для правительства, участвуют в подготовке законопроектов бюджета, в формировании внешнеэкономической политики. Среди других крупных предпринимательских организаций - Ассоциация британских торговых палат. Она оказывает услуги более чем 135 тыс. компаний, помогает в обучении персонала, в продвижении товаров британских фирм на внешний рынок, в доступе к необходимой для бизнеса информации. Институт директоров, насчитывающий около 53 тыс. членов, консультирует директоров компаний по таким проблемам, как корпоративное управление, неплатёжеспособность и банкротства, подготовка кадров. Институт директоров представляет интересы своих членов перед властями в Великобритании и ЕС. Федерация малого бизнеса выражает интересы 160 тыс. малых фирм и самостоятельных хозяев и предоставляет им информацию по вопросам налогообложения, занятости, безопасности, .

Особенностью британского рабочего движения всегда была высокая доля организованных в профсоюзы наёмных работников. Профсоюзы обрели довольно сильные позиции как в отношениях с работодателями, так и в общественно-политической жизни страны в целом. В 1979 в стране насчитывалось 362 профсоюза, которые охватывали 54-55% всех лиц наёмного труда. С помощью жёстких антипрофсоюзных законов консерваторам удалось добиться существенного ограничения прав и размаха деятельности профсоюзов. В результате уменьшилось число профсоюзов - 206 в 2001, снизилось число членов тред-юнионов - с 13,1 млн в 1979 до 7,3 млн в 2001, или 27% от числа лиц наёмного труда. Крупнейшее профсоюзное объединение - Британский конгресс тред-юнионов (БКТ) - создан в 1868. В него входят 74 профсоюза, 6,7 млн членов. На ежегодных съездах БКТ обсуждаются наиболее важные проблемы социально-экономического развития страны. БКТ традиционно поддерживает и финансирует Лейбористскую партию. После прихода к власти лейбористы объявили о намерении несколько смягчить законодательство, регламентирующее деятельность тред-юнионов. Особенностью британского профсоюзного движения является существование широко разветвлённой сети цеховых старост (шоп-стюартов), избираемых непосредственно на месте их работы. Главная функция - повседневная защита рабочих и служащих в отношениях с администрацией, урегулирование трудовых конфликтов.

В 2002/03 финансовом году военные расходы составили 24,2 млрд ф. ст., в 2003/04 финансовом году - 25,4 млрд. В 2002 они равнялись 2,32% ВВП. В 2001 численность Вооружённых сил составляла: флот 42,9 тыс., сухопутная армия 114,0 тыс., ВВС 54,0 тыс., регулярные резервы 234,7 тыс., волонтёры 47,3 тыс. В Вооружённых силах было занято 111,7 тыс. гражданских лиц. Великобритания - ядерная держава. В 2002 на вооружении находились 4 подводные лодки, оснащённые 48 баллистическими ракетами «Трайдент-П». Великобритания поддерживает ядерный арсенал приблизительно из 185 боеголовоколо Велика её роль в наращивании потенциала сил быстрого реагирования НАТО. Великобритания выступает за укрепление европейской опоры этой организации. Британские военные контингенты размещены на , в , Демократической Республике , Боснии, Косово.

Во внутренней политике ключ к пониманию многих особенностей современного социально-политического устройства британского общества дают такие черты его развития, как эволюционность, «традиционализм» и сравнительная стабильность политических институтов. На протяжении столетий британскую политическую культуру отличали умеренность и органическое вплетение новых элементов в существующие структуры, сочетание и слияние традиционных и современных ценностей, постепенное овладение правящей элитой навыками и умениями «согласования интересов» в рамках демократических институтов. Стабильность британского общества всегда покоилась на консенсусе относительно его основополагающих целей и путей их достижения. Характерная черта развитого гражданского общества в этой стране - законопослушность граждан. Значение терпимой политической культуры особенно важно в условиях отсутствия писаной Конституции.

С 1924 у власти попеременно находятся Консервативная и Лейбористская партии. С нач. 1970-х гг. значительную поддержку стали получать «третьи» партии, прежде всего Либерально-демократическая (до 1988 - Либеральная) и Шотландские националисты.

В 1979 к власти пришли неоконсерваторы во главе с М.Тэтчер. Среди ценностных ориентаций неоконсерватизма особое место принадлежало индивидуализму, или антиколлективизму. Усилились авторитарные тенденции в государственном управлении; возросла роль исполнительной власти в институтах представительства интересов. Одновременно важнейшим направлением политики тори явилось преобразование системы государственных социальных услуг, или «государства благосостояния»: произошло частичное разгосударствление системы здравоохранения; консерваторы осуществили ряд мер, направленных на реализацию принципа свободы выбора в школьном образовании и поощрение различных видов частного страхования.

Победившие на выборах в 1997 и 2001 лейбористы осуществляют программу реформ, призванных существенно обновить политическую систему страны. Прежде всего, они приступили к реализации конституционной реформы. Одно из важнейших направлений этой реформы - деволюция (децентрализация) власти. В течение многих веков Великобритания представляла собой унитарное государство, все основные вопросы решались в Лондоне. Однако в последние годы ситуация изменилась. В 1998 избирается Ассамблея Северной Ирландии, а в 1999 - Национальная Ассамблея Уэльса и парламент Шотландии. Им передаётся ряд важных функций социально-экономического характера. Тогда же получает развитие региональная автономия в самой Англии. В компетенции центральных властей остались только внешняя политика, вопросы безопасности и сбор налогов. Децентрализация управления страной происходит в условиях, когда региональные власти всё более активно вовлекаются в политическую систему ЕС.

Другими направлениями реформы стал отказ от наследственного принципа формирования палаты лордов и от однозначно мажоритарного характера избирательной системы страны. Через парламент проведены Билль о правах, делающий принятые мировым сообществом правовые акты частью британского законодательства, Акт о свободе информации. Конституционная реформа осуществляется в рамках концепции «третьего пути» как концепции внутреннего развития Великобритании. Если первый путь - это основанный на принципах индивидуализма неолиберализм и его британский вариант - тэтчеризм, а второй - традиционный, ориентированный на огосударствление социализм и социал-демократизм, то третий путь - это движение к справедливому, базирующемуся на общечеловеческих ценностях общественному устройству. Правительство стремится развивать различные формы участия населения и его отдельных групп в решении социальных, экономических и политических вопросов развития общества.

В центре внутриполитической жизни страны находятся также вопросы модернизации систем здравоохранения, образования, общественного транспорта. Неудовлетворённость британцев состоянием этих сфер экономики стала причиной значительного поражения лейбористов на местных выборах в мае 2003. Широко обсуждаются проблемы, связанные с присоединением Великобритании к зоне евро. Лейбористское руководство высказывается за вступление страны в ЭВС в случае положительного исхода референдума по этому вопросу. Недовольство в стране вызвало решение правительства об участии Великобритании в войне в . Особое место во внутриполитической жизни страны занимает мирное урегулирование в Ольстере. Несмотря на попытки Лондона разрешить межобщинные разногласия в Северной Ирландии, кровавые столкновения между экстремистски настроенными представителями католического и протестантского населения избежать не удалось. Политическая автономия Северной Ирландии, учреждённая мирным соглашением 1998, прекратила своё существование в октябре 2002 главным образом из-за нежелания ИРА разоружиться.

Во внешней политике в нач. 21 в. Великобритания, бесспорно, входит в пятёрку ведущих развитых стран наряду с , и . Более того, перед двумя последними она, как одна из стран - победительниц во 2-й мировой войне, имеет некоторые преимущества. Великобритания - ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН. С нач. 1970-х гг. она вместе с Францией и ФРГ играет руководящую роль в ЕС, хотя её политическое влияние в этой организации меньше, и одновременно сохраняет, хотя и в урезанном виде, «особые отношения» с США. В. до сих пор претендует на роль посредника в отношениях между Старым и Новым Светом. Великобритания обладает самой обширной после США «хозяйственной империей» за рубежом, возглавляет Содружество.

Вместе с тем на протяжении последних десятилетий происходило ослабление позиций Великобритании в мировой экономике и политике, в системе международных отношений. В 1950-70-х гг. окончательно распалась британская колониальная империя. Великобритании пришлось отказаться от старой доктрины, согласно которой она способна успешно совмещать 3 роли: лидера Западной Европы, главы Содружества и привилегированного партнёра США. Присоединение Великобритании к ЕС в 1973 стало поворотным моментом в процессе перемещения в центра тяжести всего комплекса позиций этой страны за рубежом. Великобритания стала выступать составной частью западноевропейского центра. В то же время она продолжает занимать особую позицию по многим принципиальным вопросам развития ЕС. Своеобразие позиций Великобритании отражает специфику национальной политической культуры, правового мышления, традиций внешнеполитической стратегии, столетиями сохранявших определённую дистанцию между «островным государством» и континентальной Европой. Кроме того, ставка на европейскую интеграцию сочетается с сохраняющимися особыми отношениями Великобритании с США, которые во многом определяются общностью языка, близостью традиций, культуры.

Пришедшее к власти в мае 1997 лейбористское правительство подчёркивает ключевую роль стран-наций в современной Европе и отметает федералистские идеалы интеграции. Во всех сферах политики ЕС оно ставит во главу угла принцип субсидиарности и поддерживает принцип чёткого разграничения трёх опор ЕС. Признавая необходимость большей гибкости в рамках ЕС, лейбористы выступают за сохранение принципа единогласия и утверждения совместных акций в рамках сотрудничества. Правительство подчёркивает ключевую роль НАТО в обеспечении обороны Западной Европы. Великобритания выделила крупный контингент войск в состав европейских сил быстрого реагирования.

Во 2-й пол. 1990-х - нач. 2000-х гг. существенно окрепли англо-американские связи. Общие подходы и совпадающие интересы преобладали в международных делах и в области безопасности. Это проявилось в ходе косовского конфликта и особенно во время войны в Ираке в марте-апреле 2003, когда Лондон наиболее последовательно поддержал позицию . После теракта 11 сентября 2001 в Нью-Йорке основная активность правительства в сфере внешней политики и политики безопасности была переключена на борьбу с терроризмом и поддержку этой борьбы странами Содружества.

В отношениях с РФ правительство Т.Блэра придерживалось линии на конструктивное взаимодействие. Используя свои особые отношения с США и членство в ЕС, Великобритания стремилась занять роль некоего связующего звена между Западом и Россией. Отношения между двумя странами были омрачены позицией Великобритания по вопросу о роли ООН в регулировании иракского кризиса.

Возникновение раннефеодальной государственности на территории Британии связано с ее завоеванием германскими племенами. С I по V в. н.э. Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. Затем началось завоевание Британии англосаксами – северогерманскими племенами англов, саксов и ютов, оттеснивших коренное кельтское население (бриттов) на окраины острова.

В V−VI вв. племена англов, саксов, ютов образовали семь варварских королевств. Местное кельтское население, избежавшее уничтожения после ухода римских легионов, было ассимилировано завоевателями. К концу VI в. на территории Британии образовалось семь раннефеодальных королевств (Восточная Англия, Уэссекс, Эссекс, Суссекс, Нортумбрия, Кент, Мерсия). На протяжении следующих веков между этими королевствами с переменным успехом шла борьба за верховенство. Их примирению и объединению страны содействовало христианство, которое стало вводиться примерно с 600 г.

В IX в. (829 г.) под главенством Уэссекса (король Эгберт) семь раннефеодальных королевств объединились в единое государство – Англию.

Государственный строй англосаксонских королевств долгое время сохранял черты военной демократии. До IX в. король по своим властным функциям напоминал племенного вождя: полномочия его ограничивались органами местного самоуправления – народными собраниями округов. Округа объединялись в сотни, руководимые сотенными собраниями, а сотни составляли графства, возглавляемые своими народными собраниями.

Королевский двор к концу XI в. сделался центром управления страной, а королевские приближенные – должностными лицами государства. В течение 1035−1037 гг. Англия благодаря завоеванию датчанами большей части страны превратилась в государство Кнута Датского.

Англосаксонские варварские законы, или «правды варваров» в славянском прочтении, – это записи правовых обычаев англосаксов. К ним относят Закон Этельберта (VI в.), Закон Инэ (конец VII в.), Законы датского короля Кнута (X в.) и многие другие.

В отличие от Рипуарской, Баварской, Салической и иных континентальных записей норм обычного права, отразивших наименования соответствующих племен, англосаксонские варварские законы получали имя того короля, в правление которого они были составлены. В остальном же различия между континентальными и англосаксонскими «правдами варваров» не имеют принципиального характера. И в тех, и в других большинство санкций за совершенные правонарушения, преступления – это композиции (штрафы), порой чрезвычайно высокие.

И в тех, и в других «правдах» к нормам обычного права были добавлены казусы – случаи из юридической практики. Поэтому нормы во всех варварских законах имеют конкретный, а не абстрактный характер. Есть данные и о том, что, когда, например, англосаксонский король Этельберт создавал свои законы, то в основу их были положены нормы Салической правды: около 20 из 90 статей Правды Этельберта явно заимствованы из Салического закона.

В англосаксонские варварские законы, как и в европейские континентальные, по приказам королей вносились изменения, что позволяло гибко применять их на местном уровне достаточно продолжительное время.

После нормандского завоевания закрепилась характерная особенность английского феодализма – политическое объединение страны и централизация государственной власти. В 1066 г. герцог Нормандии Вильгельм вторгся на территорию Англии с многочисленным войском северофранцузских и итальянских рыцарей.

Короли нормандской династии обрели прочную опору в слое средних и мелких феодалов; поддержка крупных феодалов была относительной и временной, поскольку они стремились к самостоятельности. Тем не менее при оформлении феодально-иерархической лестницы установилась прямая вассальная зависимость всех феодалов от короля, что отличает Англию от других стран Европы. Вильгельм I потребовал, чтобы все свободные присягали ему независимо от того, каков их личный статус. Поэтому принцип континентальной феодальной Европы «вассал моего вассала – не мой вассал» в Англии не утвердился.

В 1086 г. была произведена и общеанглийская поземельная перепись, вошедшая в историю под названием «Книга Страшного Суда». Перепись предоставила королю сведения о размерах владений и доходах его вассалов, что послужило основанием для обеспечения потребностей армии и установления налогообложения. «Великая перепись» ускорила феодализацию Англии: единицей учета становилась феодальная вотчина, или манор (земельные владения одного феодала-лорда), а крестьяне были записаны как вилланы – зависимые держатели земли на условиях выплаты ренты или барщины.

Вильгельм создал сильный аппарат из нормандской знати: он передал нормандским сеньорам управление территориально-административными округами, а национальную церковь – нормандским прелатам. Государственную власть король осуществлял совместно с королевской курией из баронов и духовных прелатов. Ее собрания проводились по требованию короля, как правило, трижды в год для рассмотрения значительных государственных дел – измена, дипломатические союзы, вопросы войны и мира, королевские браки.

Управление графствами было окончательно передано шерифам – королевским чиновникам. Как правило, эти должности занимали крупные землевладельцы, получавшие вместе с должностью и титул графа. На шерифов возлагались административные обязанности: наведение правопорядка, арест преступников, судопроизводство, сбор налогов и королевских доходов. Со временем должность шерифа стала наследственной, но управление графством все равно производилось от имени короля.

Верховенство Папы Римского над светской властью не признавалось. Духовенство в большинстве своем также несло службу в пользу короля, как и светские вассалы. Таким образом, английское государство этого периода представляло собой особую форму сеньориальной монархии с централизаторскими тенденциями.

Важным этапом на пути дальнейшей централизации страны стали реформы Генриха II Плантагенета (1154-1189), укрепившие судебные, финансовые и военные полномочия короны. Самой значительной стала судебная реформа Генриха (акты, оформившие ее, – Великая ассиза 1166г., Нортгемптонская ассиза 1176г.), расширившая компетенцию королевского суда в ущерб сеньориальным судам. До Генриха II сеньориальные суды рассматривали все гражданские дела о земельных держаниях, все имущественные споры. И хотя правом уголовного судопроизводства обладали шерифы, уголовные дела на основании иммунитета также попадали в сеньориальные суды.

Чтобы ликвидировать монополию сеньоров на судопроизводство, в 1176 г. Англия была разделена на шесть судебных округов, в которые направлялись разъездные королевские судьи из представителей королевской курии (по трое в каждый округ). Судьи занимались «тяжбами короны», т.е. рассматривали иски свободного населения по делам, представлявшим государственный интерес (феодальные права монарха, споры о земельных владениях, нарушениях королевского мира, злоупотреблениях должностных лиц). Из сеньориальных судов также изымались все дела по тяжким уголовным преступлениям. В судебной практике королевских разъездных судов стало применяться common law, «общее право», ориентированное не столько на местные обычаи, сколько на королевские ассизы и показания 12 благонравных рыцарей – жителей округа, где рассматривалось дело.

Каждый свободный человек мог приобрести приказ о праве и потребовать перенести рассмотрение своего дела из суда сеньориального в королевский суд. Преимущество королевского правосудия состояло в том, что судьи совместно с шерифами проводили расследование, а дело рассматривалось с участием присяжных, а не только с помощью «божьего суда». Обвинение поддерживало большое (обвинительное) жюри из 23 присяжных заседателей, и на основании их мнений выдвигалось обвинение против конкретного лица. В дальнейшем в королевском суде появилось малое жюри из 12 присяжных заседателей; с их участием дело рассматривалось по существу, и выносился приговор.

Королевские суды допускали обращение с апелляцией в вышестоящую инстанцию – королевскую курию. В 1178 г. возник Суд королевской скамьи из пяти юристов (двух клириков и трех мирян). Он постоянно находился при короле и рассматривал уголовные дела и апелляции на приговоры низших судов. Позднее в Вестминстере был организован суд общих тяжб, который преимущественно рассматривал иски о защите земельных владений, а также координировал работу судебных органов.

Генрих II попытался ограничить и церковную юрисдикцию. Кларендонские конституции 1164 г. объявили короля верховным судьей по делам, рассматриваемым церковными судами. Споры о церковных назначениях переносились в королевский суд. Избранные церковные иерархи обязаны были приносить вассальную присягу королю.

В военной сфере (Ассиза о вооружении 1181г.) Генрих II начал реорганизацию феодального войска, основанного на вассально-ленных отношениях. Военная повинность вассалов теперь могла быть заменена выплатой «щитовых денег», которые постепенно превратились в поземельный налог (сравнимый с прежними «датскими деньгами»). Поступавшие средства использовались для содержания профессионального наемного войска, всецело зависевшего от короля. Возрождалось народное ополчение, набираемое из свободных граждан нерыцарского сословия. Финансовые реформы Генриха II значительно увеличили поступления в казну: вводился налог на движимое имущество и налог с городов.

Города в Англии обычно получали право на самоуправление и ежегодно уплачивали королю (будучи расположенными на королевской земле) определенную денежную сумму. Горожане и фригольдеры нуждались в охране со стороны королевской власти и поддерживали ее, что также усиливало монархию. Под воздействием развития товарно-денежных отношений и укрепления рыночных связей подати и повинности все больше приобретали денежный характер.

Таким образом, в конце XII в. в Англии в принципе завершился процесс феодализации: основой социально-экономической структуры стал манор, сложились вассально-сюзеренные отношения и феодальная иерархия при строго организованной и сильной центральной власти.

Великая хартия вольностей 1215 г. Великая хартия вольностей (Magna Charta, The Great Charter of Liberties) – это жалованная королевская грамота, документально отразившая итоги борьбы феодальной знати (баронов) и других социальных сословий и групп против королевского налогового и административного произвола. Ее принятие было вызвано тем, что с конца XII в. королевская власть в Англии стала наносить ущерб интересам значительной части населения: проводились конфискации земель, притеснялись крупные земельные собственники, неоднократно вводились новые денежные поборы и повинности.

Находившийся у власти король Иоанн Безземельный вызвал недовольство своих подданных тем, что по своему произволу многократно взимал различные поборы. В конфликте короля с подданными важную роль выполняли две группировки – вооруженная оппозиция мятежных баронов и церковь, оказывавшая им негласную поддержку необходимой аргументацией и документами. В августе 1213г. сложившаяся антикоролевская баронская коалиция выдвинула целый ряд политических и правовых требований, гарантировавших сохранение особого феодального статуса и привилегий знати. Требования поддержали прелаты. В 1215г. бароны и ставшие на их сторону города двинули против короля почти двухтысячную армию. Король был вынужден отступить, и 15 июня 1215г. им была утверждена знаменитая впоследствии Великая хартия вольностей (Magna Charta).

Этим конституционным документом устанавливались новые принципы взаимоотношений королевской власти с основными сословиями Англии. Текст Хартии насчитывает 63 статьи, ставшие правовой опорой для формирования государственно-политических отношений новой, сословной монархии.

Мятежные бароны, используя обстановку, заранее подготовили проект королевской хартии, получившей в истории название «Баронских статей». Большинство этих заготовленных статей потом вошли в текст Великой хартии. Сохранилось предание о том, что король Иоанн весьма неохотно согласился на подписание Хартии: его вынудил к этому ультимативный характер требований баронов, которые записали в своих статьях, например, положение (ст. 61): «...Если мы <король> не исправим <какого-либо > нарушения или если мы будем за пределами королевства, а юстициарий наш не исправит <его> в течение сорока дней... то... четыре барона докладывают дело остальным из двадцати пяти баронов, и те двадцать пять баронов совместно с общиною земли будут принуждать и теснить нас всеми способами, какими могут...».

Основное значение Хартии – достижение компромисса короля с баронами; требованиям рыцарей, горожан, купцов, а тем более крестьян в ней уделено значительно меньше внимания.

Сословные вольности объявлялись основой королевства, неприкосновенными для королевской власти и наследственными «на вечные времена». Специальным постановлением обособлялись привилегии и права духовенства – «чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями неприкосновенными».

Хартия была посвящена и установлению границ военного верховенства короны в ленном праве; эти права были в основном признаны сословиями за королем, но значительно ограничены и обставлены юридическими гарантиями. Никого отныне нельзя было принуждать к несению службы, несоразмерной с величиной его лена.

В Хартии содержались нормы, фиксировавшие порядок гражданского правосудия. Было признано, что суды заседают в определенном месте и что в разборе общих тяжб первенствуют суды (ассизы) графств. Это гарантировало местному дворянству невмешательство короны в их дела и закрепляло ленные судебные права баронов и магнатов. В отношении свободных людей закреплялось правило соразмерности штрафов и содеянных преступлений. Приговоры должны быть вынесены строго «на основании показаний честных людей из соседей». Устанавливалось право знати на суд исключительно равных (пэров).

В Хартии были записаны положения, формально посвященные укреплению правосудия, но, по сути, признававшие за свободным населением некоторые незыблемые гражданские права. Статьи 38-42 объявляли незыблемым право свободно покидать королевство и возвращаться (за исключением военного времени и в отношении преступников), обязанность власти обеспечивать равное и бесплатное правосудие. Предоставление «права и справедливости» в стране могло быть исключительно делом государственной власти и в интересах всех. Никто не мог быть арестован, лишен собственности «или иным способом обездолен» иначе, чем по решению суда и по закону; воспрещались неправосудные аресты и задержания. Эти принципы Хартии, едва ли не первой в мировой истории декларации гражданских прав, впоследствии стали особенно важными в политико-правовой борьбе англичан против государственного абсолютизма и всевластия короны.

Совершенно новым для Англии мотивом законодательства стало закрепление за сословиями права на санкции в отношении короны. Признавались властные полномочия Совета 25 баронов, «который должен всеми силами блюсти и охранять мир и вольности» в королевстве. За Советом закреплялось даже право «принуждать и теснить» короля любыми способами (захватом замков, земель и т.д.), если будет обнаружено нарушение вольностей и прав.

Принятие Великой хартии вольностей впоследствии вызвало также существенные перемены в государственной организации страны (создание парламента). Magna Charta стала первым конституционным актом Англии, направленным на жесткое ограничение власти монарха. Хартия считается основой неписаной британской конституции, краеугольным камнем правового государства Англии, «золотым фондом» английского конституционного права, легшим в основу британской неписаной конституции и парламентаризма. Например, ст. 12, 14 и 61 Хартии предусматривали необходимость созыва «общего совета королевства», либо «Совета 25 баронов», призванного ограничить всевластие монарха.

В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента (1265), окончательно утвердившегося при Эдуарде I в конце XIII в.

Первоначально парламент был однопалатным и лишь в 1352 г. стал двухпалатным. В верхней палате – палате лордов заседали бароны и высшее духовенство. В нижней палате – палате общин заседали рыцари и городская верхушка вместе с низшим духовенством, прочный союз с которыми обеспечил палате общин политическое влияние более сильное, чем влияние сословно-представительных собраний в иных странах.

Крупное феодальное хозяйство в течение XV в. приходит в упадок, его доходы сокращаются. Развитие товарно-денежных отношений способствовало накоплению капитала и возникновению первых мануфактур в шерстяной промышленности. В XV в. феодальное землевладение в Англии быстрыми темпами преобразуется в капиталистическое. В Англии начался аграрный переворот, в результате которого:

· отменяется барщина;

· падает феодальная рента;

· барская земля сдается в аренду крестьянам за умеренную плату;

· отменяется крепостное право: освобожденные крестьяне становятся копигольдерами (пользователями земли по копии протокола манориального суда).

Условно начало эпохи английского абсолютизма восходит к концу XV в., началу периода правления династии Тюдоров. Центральными органами власти страны в этот период становятся:

· король, сосредоточивший в своих руках всю реальную власть;

· Тайный совет, состоящий из представителей феодальной знати, нового дворянства и буржуазии. Он обладал широкой компетенцией: управлял заморскими колониями, регулировал внешнюю торговлю. При участии Тайного совета издавались ордонансы. Он также рассматривал некоторые судебные дела в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке;

· двухпалатный парламент. С XV в. палата лордов формировалась преимущественно из наследственных пэров, палата общин – из представителей дворянства и городской верхушки. Духовенство как сословие не было выделено в английском парламенте: духовные прелаты вошли в палату лордов.

Реформация, отменившая в конце XVI в. власть Папы Римского над английской церковью и сопровождавшаяся изъятием церковных земель и превращением их в государственную собственность (секуляризация), содействовала укреплению абсолютизма. Церковь, возглавляемая королем, превратилась в часть государственного аппарата.

В период абсолютизма возросла зависимость системы местных органов управления от центральных органов власти. Так, в графствах была учреждена должность лорда-лейтенанта, назначаемого непосредственно королем; в его функции входило руководство местным ополчением, деятельностью мировых судей и полиции.

Низовой административной самоуправляемой единицей стал церковный приход. В его компетенцию входили вопросы местного церковного и территориального управления. Собрание прихожан решало вопросы о распределении налогов, ремонте дорог и мостов и т. п., а также избирало должностных лиц прихода. Ведение церковных дел осуществлялось настоятелем прихода, деятельность которого подконтрольна мировому судье, а через него органам управления графствами и центральным органом.

Между тем отметим, что английской абсолютной монархии придавали своеобразие следующие особые признаки:

· сохранение парламента, ставшего орудием сильной королевской власти;

· отсутствие сильного и развитого бюрократического государственного аппарата;

· сохранение органов местного самоуправления;

· отсутствие постоянной сухопутной армии. Военную мощь страны обеспечивал сильный флот, который мог защищать страну с моря и параллельно содействовать активной торговой и колониальной политике.

· Англосаксонское право зародилось в период становления раннефеодального государства в Англии. Короли, возглавлявшие миниатюрные королевства (Уэссэкс, Мерсию и др.), примерно с VI в. инициировали записи норм обычного права своих королевств. Появившиеся сборники – англосаксонские варварские законы обычно получали названия по именам королей-правителей. Так возникли Закон («Правда») Инэ, Закон Этельберта, Закон Альфреда Великого и многие другие. Характерными чертами таких сборников был примитивизм, формальный подход к правовым актам, казуистика, отсутствие абстрактных категорий в праве. Примечательно, что большинство санкций за неправомерные действия выражалось в композициях – штрафах, разделенных на части, когда одна из частей шла в пользу потерпевшего, а другая взималась в качестве судебных издержек.

· Впоследствии, с развитием государства в Англии и усложнением правоотношений, возникли предпосылки для замены англосаксонского права общим. Общее право, по определению английских юристов, это «право, общее для всей страны». Общее право сформировалось после реформ Генриха II (XII в.) путем применения выездными королевскими судьями норм обычного англосаксонского права при рассмотрении дел на местах и последующего обобщения вынесенных решений. Спустя некоторое время сложилась достаточно сложная и формальная процедура рассмотрения дела в суде общего права. Эта процедура состояла из следующих стадий:

· истребование в королевской канцелярии «приказа о праве» и применение необходимой для каждого случая «формы иска». Таких форм к XIII в. в Англии уже сложилось 56. Именно с отыскания нужной формы иска начиналось судопроизводство по делу. Если истец (потерпевший) через своего поверенного не мог определить форму иска, процесс не мог состояться. А с учетом консерватизма исковых форм – к концу XIX в. их было 76 – процессуальные лакуны были невосполнимы;

· после выбора формы иска начиналась вторая стадия – предварительное производство по делу. Сложность, формализм, поиск прямых улик и опросы свидетелей отличали эту стадию. Как правило, предварительное производство длилось месяцами, а порой годами. Упростить либо сократить предварительное производство было невозможно, поскольку требовалось соблюдать каноны надлежащей правовой процедуры – due process of law;

· собственно процесс рассмотрения дела в суде – открытый, состязательный, формализованный, с участием присяжных (если речь шла об уголовном деле) – это последняя стадия рассмотрения дела в суде общего права. Она завершалась вынесением решения (постановлением приговора) по делу, обжаловать которое по общему правилу в Англии в Средние века было невозможно. Можно было лишь истребовать «приказ об ошибке» (апеллянт заявлял, что в процедуру производства «вкралась ошибка»), на основании которого был возможен пересмотр уже вынесенного решения.

Процедура подлинной апелляции – это явление для Англии сравнительно новое, появившееся там лишь в XVII в. Апелляция получила наименование «ходатайства о новом суде». Если сторона ошибалась на какой-то стадии процесса, она проигрывала дело. Как видно, правосудие в судах «общего права» было несвободно от недостатков. Именно этим, а также загруженностью общих судов объясняется появление в Англии в конце XIV в. «суда справедливости».

Суд справедливости (суд канцлера, право справедливости) возник поначалу из практики разрешения королем Англии дел в качестве высшей судебной инстанции. Поскольку король зачастую лично не рассматривал дела, они передавались канцлеру королевства. Тот мог удовлетворить требования подданных, не сумевших найти защиту в суде общего права (допустим, не подобравших нужную форму иска или сделавших ошибку на какой-либо стадии процесса). Причем в отличие от описанной выше процедуры в общем суде канцлер вынужден был обходить формализм и рутину обычного судопроизводства: ему предстояло вынести решение на основе «естественной справедливости» (ср. с древнеримской преторской bona fide), вследствие чего он действовал единолично, дискреционно, без ссылок на прецеденты, с минимумом формальностей.

В частности, в канцлерском суде не требовалось «приказа о праве», не существовало необходимости подбора формы иска. Часто на этот суд не приглашались свидетели и присяжные; дело могло быть рассмотрено даже в отсутствие сторон, только при наличии письменных материалов. При этом канцлер формулировал свои решения на латыни в отличие от применявшегося до XVI в. в английских судах общего права нормандского жаргона, а позже – придворного французского языка.

Тем не менее дуализм в английском праве стал реальностью. До начала XVII в. можно даже говорить о мирном сосуществовании в Англии двух типов судов и двух систем права. У каждой из них была своя компетенция и свои приоритеты в процедуре. Так, канцлер со временем стал рассматривать преимущественно гражданско-правовые споры о наследстве, об опекунстве, о трастовых правоотношениях еtс. Общие суды по-прежнему занимались рассмотрением подавляющего большинства гражданских и уголовных дел по специальной процедуре (due process of law).

В 1616 г. в связи с нарастанием революционного брожения в английском обществе возник острейший конфликт между судом канцлера, отстаивавшим интересы монарха, и судами общего права, которые более отвечали потребностям парламентариев, настроенных оппозиционно. Конфликт удалось разрешить посредством уточнения компетенции и политических симпатий обеих сторон.

Формально юридически система английского права стала тогда и остается теперь единой, что обозначается термином «common law system». Однако в английской судебной структуре до наших дней сохранилось канцлерское отделение Высокого суда правосудия Соединенного Королевства, в котором, как прежде в канцлерском суде, рассматриваются отдельные гражданско-правовые споры.

Что касается, пожалуй, самой известной английской категории – судебного прецедента, то это в кратком определении устойчивая судебная практика. Но иногда это может быть и единичное решение суда высшей инстанции, обязательное для любого суда нижестоящей инстанции (и в том числе для себя самого) по сходному делу.

Статут – это акт британского парламента. В наши дни – это полный синоним англо-американского понятия «закон». Таким он стал в XVII в., когда в английском праве утвердился принцип парламентского верховенства. Следует однако помнить, что статуты, до сих пор используемые в судебной практике, принимались гораздо раньше. Например, 1-й и 2-й Вестминстерские статуты, принятые во времена Эдуарда I (XIII в.), и в наши дни регулируют правоотношения собственности на недвижимость. В уголовном праве пределы необходимой обороны определил Глостерский статут 1278 г., и эти пределы в английском уголовном праве до сих пор остаются неизменными. А в те времена статут означал скорее акт короля, чья подпись на статуте была не формальной, как в наши дни, а определяющей судьбу средневекового закона.

Контрольные вопросы

1. Какова система управления в Англии до норманнского завоевания.

2. Возникновение общего права и суда присяжных.

3. Великая хартия вольностей в конституционной истории страны.

Предыдущая

Великобритания - унитарное государство. Исторически сложившиеся части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих 4 стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия - на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова.

Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них - Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

По форме правления Великобритания - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Глава государства Королева (Король). Формально ей принадлежат достаточно обширные полномочия: она назначает Премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает Парламент, может наложить вето на законопроект, принятый Парламентом. Королева обычно открывает сессии Парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Она является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, объявляет войну и заключает мир, имеет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие ей полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые Королевой, и несут за них ответственность.



Законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту. Срок его полномочий по Закону о Парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению Королевы. В начале 1999 г. в палате было более 1200 человек (наследственных и пожизненных пэров, лордов-судей по апелляциям и "духовных лордов" - двух архиепископов и 24 епископа англиканской церкви - высшей апелляционной судебной инстанции). В октябре 1999 г. Палата лордов проголосовала за отмену института наследственных пэров. В результате верхнюю палату должны покинуть абсолютное большинство из заседавших в ней 759 графов, герцогов и баронов.

Депутаты создают различные комитеты, которые рассматривают вопросы, имеющие серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций Парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены Парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства - в любое время. Законопроекты могут быть внесены и в верхнюю, и в нижнюю палаты, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, а затем - в Палате лордов. Законопроект проходит 3 чтения. В ходе первого чтения оглашаются наименование и цель билля. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом, и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом, и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через 1 месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается Королевой без одобрения Палаты лордов. Не финансовые билли отсылаются на подпись Королеве после одобрения их верхней палатой.

Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы к членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи Королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.

Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром становится лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его совету Королева назначает остальных членов правительства. В Великобритании различаются понятия "правительство" и "кабинет". Кабинет действует внутри правительства, в его состав входят Премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 человек, то в правительстве около 100). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседания, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, решает внешнеполитические вопросы. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему Парламентом, создавая таким образом делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой Парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы, которые занимаются делами местного значения (полицией, социальными службами, дорогами и т.д.). В конце 1990-х гг. в Великобритании началась крупная государственно-правовая реформа, призванная наделить некоторые исторические части Королевства государственно-политической автономией. В конце 1999 г. на основе Акта о деволюции Парламент Великобритании официально передал часть полномочий Законодательной ассамблее Северной Ирландии, что должно было положить конец 25 годам прямого правления Лондона в Ольстере. В 1997 г. проведены референдумы о создании парламента Шотландии и ассамблеи Уэльса. На основе их результатов соответствующие органы были избраны в 1999 г. Однако степень полученной политической автономии различна: в Шотландии она весьма значительная, в Уэльсе рудиментарная (ассамблея является лишь совещательным органом).

На острове Мэн (находится в Ирландском море) также существует свой собственный, старейший в мире парламент - Тинвальд (Тynwald), состоящий из назначаемого Короной Лейтенант-губернатора и 2 палат. Верхняя палата (Законодательный совет) включает епископа, генерального атторнея, местных судей и 7 членов, избираемых нижней палатой. Последняя состоит из 24 депутатов, избираемых на 5 лет. Парламент принимает законы, требующие одобрения Королевы в Совете. Роль конституции острова Мэн играет Конституционный акт 1960 г. На островах Джерси и Гернси (у побережья Франции) законодательная власть представлена однопалатными ассамблеями (именуемыми Штатами), исполнительная - комитетами, утверждаемыми ассамблеями.

Правовая система

Общая характеристика

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии наряду с английским правом, действующим в Англии и Уэльсе, функционирует как совершенно самостоятельная система право Шотландии. Известными особенностями отличается и английское право, действующее в Северной Ирландии.

Основными источниками английского права являются судебные прецеденты, т.е. решения высших судов, имеющие обязательную силу для них самих и нижестоящих судов, статуты - законодательные акты британского Парламента и, наконец, издаваемые исполнительными органами акты делегированного законодательства. В свою очередь в системе судебных прецедентов различаются нормы общего права, которое начало формироваться еще в XI в. и ныне играет основную роль либо дополняет законодательство в самых различных отраслях правового регулирования, и нормы так называемого права справедливости, складывавшегося из решений Суда канцлера, который существовал с XV в. до судебной реформы 1873-1875 гг. В результате этой реформы произошло формальное слияние права справедливости с общим правом, однако и поныне оно в существенной мере продолжает регулировать институты доверительной собственности, возмещения ущерба, причиненного нарушением обязательств, и другие институты гражданского права. Входе многовекового развития английского прецедентного права сложились многочисленные, нередко противоречивые, но в целом весьма эффективные правила, регламентирующие силу и обязательность судебных решений, способы их толкования, применения и т.п.

Важную роль в развитии системы общего права сыграли судебные отчеты, которые стали собираться с конца XIII в. в "Ежегодниках", а в XVI в. были заменены сериями частных отчетов, составителями которых становились виднейшие английские юристы. С 1870 г. издаются "Судебные отчеты", где в полуофициальном порядке публикуются решения высших судов, на которые обычно и ссылаются как на прецеденты в последующих судебных постановлениях. Наряду с этим публикуются "Еженедельные судебные отчеты", "Все английские судебные отчеты", "Судебные отчеты по Северной Ирландии" и другие издания частного характера. Долгое время именно прецеденты служили основным регулятором правовых отношений. Английское законодательство же выступало в качестве дополнительного источника права. Оно представляло собой вплоть до начала XIX в. постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих друг другу статутов, принимавшихся, начиная с XIII в., при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях.

Английская буржуазная революция XVII в., завершившаяся компромиссом между буржуазией и "новым дворянством", с одной стороны, и крупными землевладельцами-феодалами - с другой, не изменила взаимоотношений между прецедентами и законодательными актами, сохраняющими свое значение и по настоящее время. Среди них Хабеас корпус акт 1679 г. и Билль о правах 1689 г., в которых сформулированы отдельные принципиальные положения, относящиеся и к государственному праву, и к деятельности суда, провозглашены права обвиняемого в уголовном процессе и др. В последовавшую за английской революцией эпоху значительное развитие получило также правовое регулирование новых видов договоров, деятельности компаний, банков и т.п.

Лишь начиная с 30-х гг. XIX в. английское законодательство подверглось последовательным преобразованиям во многих его важнейших отраслях. На протяжении нескольких десятилетий были изданы законодательные акты, консолидирующие правовые нормы по наиболее значительным институтам гражданского и уголовного права. При издании такого рода актов не ставилась задача кодификации целых отраслей права: они вбирали в себя (в упорядоченном виде) нормы отдельных правовых институтов, прежде рассыпанные в многочисленных законодательных актах, а нередко и сформулированные в нормах прецедентного права. В результате к концу XIX началу XX в. законодательным регулированием, главным образом с помощью консолидированных актов, было охвачено большинство отраслей английского права. Среди такого рода актов - законы о семейных отношениях 1857 г., о партнерстве 1890 г., о продаже товаров 1893 г.

В результате законодательство стало во многих отношениях более важным источником права, нежели нормы, сформулированные в прецедентах, тем более что законодательство при необходимости может быть подвергнуто гораздо более решительным и быстрым преобразованиям. Однако возрастание роли законодательства отнюдь не означает, что судебный прецедент утратил свое значение. Прежде всего, сохраняется известное число институтов, непосредственно регулируемых нормами общего права или даже права справедливости (например, некоторые виды договоров, вопросы ответственности за нарушения обязательств и другие гражданские правонарушения). А главное, в силу исторически сложившихся и неизменных особенностей английской правовой системы все вновь принятые законодательные акты неизбежно обрастают огромным количеством судебных прецедентов, без которых они попросту не могут функционировать, поскольку те истолковывают, уточняют и развивают лаконичные законодательные формулировки.

На протяжении XX в. среди источников английского права существенно возрастает и роль делегированного законодательства, особенно в таких областях, как здравоохранение, образование, социальное страхование, а также относительно некоторых правил судопроизводства. Высшей его формой считается "приказ в Совете", издаваемый правительством от имени Королевы и Тайного совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими исполнительными органами по уполномочию Парламента.

За последние десятилетия английское законодательство приобретает все более систематизированный характер. В 1965 г. была создана Правовая комиссия для Англии (одновременно аналогичная комиссия была учреждена и для Шотландии), которой поручено готовить проекты крупных консолидированных законодательных актов в различных отраслях права, с тем чтобы в перспективе "провести реформу всего права Англии вплоть до его кодификации". Параллельно с ней действуют комитеты по пересмотру гражданского и уголовного законодательства, а также различные королевские комиссии, которым поручается подготовка отчетов о состоянии законодательства по определенному вопросу и внесение соответствующих предложений. В результате ряда весьма последовательных реформ крупными консолидированными актами ныне регулируется подавляющее большинство правовых институтов, хотя до сих пор ни одна отрасль английского права не кодифицирована полностью.

Какие страны входят в состав Великобритании? богато историей и культурой, в нем переплетены традиции четырех историко-географических областей, которые отличаются своими религиозными особенностями. Это островное государство имеет много интересных фактов.

История становления Великобритании берет начало еще в I веке до н.э., когда практически все земли оказались под властью римлян. Последние положили начало строительству городов и провозгласили христианство. Позднее, в V веке н.э., германские племена захватили острова и вытеснили римлян, дав стране название Англия.

В IX-XI вв. Великобритания регулярно подвергалась нападениям викингов, и в 1066 году остров был завоеван нормандским герцогом Вильгельмом, который позднее стал королем Англии Вильгельмом I. Примерно в это время сформировался английский язык, объединивший в себе скандинавские, немецкие и французские слова.

Англия стремительно развивалась. И в конце XVI века международная торговля стала самым развитым видом деятельности.

Главным конкурентом государства в этой отрасли была Испания, которая в то время вела войну с Голландией. В этой борьбе Англия активно поддерживала Голландию. Позже Британия не раз показывала свои силы в военном вопросе, захватывая и колонизируя новые земли в Австралии, Азии, Америке, Африке и Океании.

Карта колоний Британской Империи

В 1707 году Великобритания состояла из Англии, Уэльса и Шотландии, а через 100 лет к унии присоединилась Ирландия. Но в начале XX века часть Ирландии отстояла свою независимость и вышла из союза, и в составе Соединенного Королевства осталась Северная Ирландия.

В начале XVIII века страна начала стремительно развиваться в экономическом плане. Торговля все так же занимала значимое место. Постепенно Великобритания получила статус великого военно-морского государства, превращаясь в промышленно развитую державу.

В XX веке мир потрясли две войны, в которых Великобритания занимала позицию будущих победителей. Но со временем влияние государства стало меньше, и во второй половине XX века она потеряла часть своих колоний.

Об интересных фактах о Великобритании рассказывается в этом видео:

В 1973 году Соединенное Королевство вошло в Евросоюз, английский язык стал международным. Но позже страну ждал сильнейший экономический спад, в который внесла безработицу миграция африканцев. В последнее время правительство занялось развитием промышленности и науки.

Правительство Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии находится на Британских островах, расположенных в Западной Европе. От материка острова отделяют два пролива: Ла-Манш и Па-де-Кале. Государство занимает всю часть острова Великобритания, северную часть острова Ирландия и большое количество Британских островов.

Великобритания и Ирландия, политическая карта

Страна занимает площадь в 244 тыс. кв. км. Проживает в Великобритании около 65 млн человек. Столицей государства является Лондон, а его действующим правителем — королева Елизавета II.

Как известно, Британия является конституционной монархией, правительство которой состоит из правящего монарха и парламента, образующего палату лордов и палату общин. Такое правительство имеет практически неограниченное влияние в вопросах, касающихся населения и территории. Наследуется престол по старшинству. Монархом назначается старший сын или старшая дочь, если в семье нет сыновей.

Состав Великобритании

Страны, входящие в состав Великобритании, следующие:

  • Англия;
  • Шотландия;
  • Уэльс;
  • Северная Ирландия.

Англия

Все знают Англию как Туманный Альбион. Здесь почти каждый день моросит дождь. Но правительство Англии заботится об экологии столицы и всей страны. Несмотря на унылую погоду, столица государства, Лондон, является городом с приветливым населением. Его посещает много туристов, ведь здесь есть что посмотреть. Самыми известными достопримечательностями являются Тауэрский мост, Биг-Бен, Британский музей, Вестминстерское аббатство. Букингемский дворец, место проживания королевской семьи, стал доступен для туристов.

Шотландия

В 2012 году в Шотландии произошел референдум. Согласно его результатам, Шотландия в составе Великобритании решила остаться. Страна известна виски, килтом и волынкой. Просторы государства лежат на 787 островах. Столицей страны является Эдинбург. Государство имеет не только тысячелетние традиции и богатую историю, насыщенную войнами, но и обворожительную природу. Величественные замки, горный дух и скалистые берега делают Шотландию популярным местом для туристов. Шотландцы отличаются своенравным темпераментом, они независимы и неординарны, общительны и дружелюбны, но не станут открываться незнакомому человеку.

Уэльс

Княжество Уэльс занимает небольшую территорию в западной части острова Великобритания с населением в 3 млн человек. Столица Уэльса — Кардифф. Страна представляет собой край удивительных пейзажей и величественных средневековых замков, которых здесь несчетное количество. Говоря о красоте местности, невозможно передать словами всю уникальность архитектуры. Этот исторический район Великобритании известен своими сырами, нежной говядиной и ягнятиной, популярны здесь и морепродукты.

Северная Ирландия

Северная Ирландия известна как крупный европейский студенческий центр и обладает насыщенной культурой. Столицей Ирландии является Белфаст, город, известный как строитель лайнера «Титаник». Среди достопримечательностей Северной Ирландии можно выделить Дорогу Великанов, национальные парки Оксфорд, Гленариф и Кэббл, замок Куле.

Великобритания — страна сочетания наций

Этнический состав Великобритании имеет довольно пестрый характер для европейского государства. В связи с тем, что на Британские острова были совершены многочисленные нападения со стороны континентальной Европы, римляне, норманны, саксы и датчане заняли низменную местность, выгнав коренное население в горы и на запад и север острова.

Поскольку Британские острова были колониальным государством, состав населения здесь заметно изменился. Сюда произошла миграция выходцев из Азии, Африки и Карибских островов. Китайцы, пакистанцы, индийцы и африканцы разбавили этнический состав.

Еще в Средневековье в Великобритании формировались три основные этнические общины, которые были представлены англичанами, шотландцами и валлийцами. Особую роль в политической сфере страны всегда играми взаимоотношения между этими коренными народами.

Национальный состав Великобритании не так многообразен, как этнический. После Второй мировой войны на Британские острова произошел наплыв рабочих из европейских стран, составлявший 1 млн человек. Кроме того, ежегодно страну заселяют 50 тысяч европейцев и азиатов, которые приезжают сюда в поисках работы.

Из 65 млн человек господствующую часть занимают англичане с численностью около 53 млн. Преимущественно они проживают в Англии, небольшая часть англичан занимает Уэльс и Шотландию.

Второе место по численности занимают шотландцы, которые представлены 6 млн человек. Большая часть кельтов проживает в северо-западной части острова Великобритания и многочисленных северных островов.

Ирландцы составляют 1,5 млн человек населения Британских островов, а валлийцы — 1,2 млн. Другие нации Великобритании насчитывают около 3 млн человек.

Великобритания -- парламентарная монархия во главе с королевой. Законодательный орган -- двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо Конституции существует Великая хартия вольностей, созданная в средние века и определяющая права жителей страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Британская Конституция - Конституция неписаная, акт которой был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же Конституция Великобритании состоит из трех категорий:

  • 1. норм статутного права;
  • 2. норм case Law (прецедентного права);
  • 3. норм, представляющих собой не что иное, как конституционные обычаи.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко - географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Монарх в Великобритании - это Королева (Король) - глава государства и формально источник суверенной власти.

Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она - 42-й английский монарх и 6-я Королева.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его потомков будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына - первого наследника престола - подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона».

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно королева открывает каждую осень очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа правительства.

Прерогатива включает и право королевы распускать палату общин.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т.д. Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять на решения, принимаемые должностными лицами британского государства. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях.

Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. Кабинет - возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер - министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер- министр.

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1934 г., 1975 г.; Акты о передаче полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г., 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер - министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер - министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписаным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер- министр носит титул Первого лорда Казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер- министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер- министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер- министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер- министр играет ведущую роль, прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер- министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер- министра, который не имеет постоянного состава. Премьер- министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер- министра включает лиц, являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.

Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер- министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер- министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер- министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх - главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой королевы - полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.

Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество - это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.

Во внешнеполитической сфере королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.

Наконец, своеобразие статуса британской королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты королевы подлежат контрасигнатуре премьер- министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет правительство.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.