Льюис Козер: биография, личная жизнь, научная деятельность. Конфликтный функционализм льюиса козера К какой школе принадлежал козер льюис

ТЕМА 17. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Краткое содержание лекции : Теории конфликта, исторический фон их разработки, важнейшие труды, ведущие теоретики.

Функциональная теория конфликта Льюиса Козера: Исходный замысел Козера, двойственное отношение к теории Парсонса, видение конфликта как функционального процесса. - Базовые посылки (пресуппозиции), из которых исходил Козер. - Книга «Функции социального конфликта», ее содержание и структура. - Способ построения теории: критическое прочтение классики; теория как система пропозиций. - Определение «конфликта». - Основные группы пропозиций. - Причины (источники) конфликта. - Враждебные чувства и конфликт - Реалистические и нереалистические конфликты. - Острота конфликта, ее зависимость от разных переменных. - Длительность конфликта, ее зависимость от разных переменных. - Функции социальных конфликтов.

Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа: Исходные мотивации Дарендорфа: теория конфликта как альтернатива теории согласия. - Неравное распределение власти как источник конфликтов. - Императивно координированные ассоциации. - Отношения господства, легитимность и социальный порядок. - Латентные и явные интересы. - Логика превращения квазигрупп в конфликтные группы. - Неизбежность конфликтов и социального изменения: циклический (диалектический) характер социального развития. - Критика теорий конфликта.

60-е годы: разработка теорий конфликта и рост их влияния (особенно на фоне социальной нестабильности, пиком которой стали студенческие волнения второй половины 60-х) - в противовес структурному функционализму, прежде всего теории Парсонса, делающей акцент на таких чертах социальных систем, как стабильность, устойчивость, равновесие.

Три наиболее влиятельных труда по этой проблематике:

(1) «Обычай и конфликт в Африке» Макса Глакмена (1955);

(2) «Функции социального конфликта» Льюиса Козера (1956);

(3) «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» Ральфа Дарендорфа (1959).

Ведущие теоретики конфликта: Л. Козер (р. 1913) и Р. Дарендорф (р. 1929). - Влияние работы М. Глакмена в основном ограничивалось социальной антропологией: его модель конфликта разрабатывалась на материале африканских обществ и не поддавалась прямому переносу на общества современного типа (хотя для сравнительных целей полезность ее была бы весьма велика).

Исходный замысел : господствующая в социологии функционалистская теория сосредоточена на аспектах стабильности и устойчивости и не уделяет должного внимания такому важному для социальных систем процессу, как конфликт. - Этот недостаток нуждается в исправлении.



Двойственная позиция в отношении Парсонса : с одной стороны, теория конфликта противопоставляется его теории как альтернатива; с другой стороны, Козер считал Парсонса величайшим социологом ХХ века и в шутку определял свою позицию по отношению к нему как «лояльную оппозицию Его Величества». - В последнем смысле, его теория конфликта задумывалась как необходимое дополнение к теории Парсонса, которое должно было ее обогатить и сделать более полной, всесторонней и адекватной.

Козер дает функционалистскую трактовку конфликта: рассматривает конфликт прежде всего с точки зрения его позитивных функций для социальных групп и вообще любого рода социальных систем. - Испытанные влияния: Зиммель, Маркс, Вебер, Дюркгейм, Парсонс и Мертон (особенно последний, под руководством которого была написана его работа о функциях социального конфликта, сначала в качестве диссертации, потом как книга).

Конфликт - не социальная патология (как трактует его структурный функционализм парсонсовского типа: «напряжения» и «трения» как угроза равновесию): это процесс, нормальный и необходимый для здоровья социальных систем:

скорее, отсутствие конфликта указывает на серьезные патологии.

Функциональность конфликта : объективные позитивные следствия конфликта для интеграции и адаптации социальных систем (ср. Мертон). - Считать конфликт сугубо разрушительным процессом неправомерно; при некоторых условиях (и достаточно часто) его последствия вполне конструктивны.

Базовые представления Козера об обществе совпадают с исходными посылками, из которых исходит функционалистская теория:

1. Социальный мир можно рассматривать как систему различным образом взаимосвязанных частей.

2. Процессы, протекающие в различных частях системы и между ними, при определенных условиях содействуют сохранению системы, ее изменению, а также возрастанию или уменьшению ее интеграции и адаптации.

Следующие два тезиса вводят в эту схему проблематику конфликта.

3. В любой системе взаимосвязанных частей обнаруживаются отсутствие равновесия, напряженность, конфликтные интересы.

4. Многие процессы, обычно считавшиеся разрушительными для системы (насилие, разногласия, девиации и конфликты), могут при определенных условиях повышать степень интегрированности системы и ее адаптации к среде.

Книга «Функции социального конфликта»: основное содержание и структура

Социологический бестселлер (на 2000 г. - продано 80 тысяч экземпляров);

классический текст: обязательный текст для изучения в университетских курсах по социологии конфликта и родственным дисциплинам.

Определение конфликта : «социальный конфликт - это борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников» («ФСК», с. 32).

Книга строится как интерпретативный анализ зиммелевской теории конфликта: берутся тезисы (более или менее пространные текстовые фрагменты) Зиммеля; затем критически разбираются, сопоставляются с огромным массивом различного рода исследований (как социологических, так и социально-антропологических, психологических и т.д.), пересматриваются и переформулируются. - Некоторые модифицированные формулировки строятся на новых различениях, которых у Зиммеля не было; Козер сам их вводит. - (Таких исходных зиммелевских тезисов берется 16: на основе критического анализа каждого из них Козер получает по несколько модифицированных положений, или пропозиций; в итоге мы имеем несколько десятков положений, или пропозиций).

Тематическая структура (и логика) книги примерно такая:

1) Воздействие конфликта на групповые границы: группосозидающие функции конфликта.

2) Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях versus открытый конфликт; группосохраняющие функции конфликта; функции институтов, выполняющих роль «защитных клапанов»; различение реалистических и нереалистических конфликтов, разница между ними и их разные функции; связь между теснотой (близостью) социальных отношений, уровнем враждебности и возможностями конфликта.

4) Затем: рассматриваются конфликт с внешними группами и его влияние на группу в зависимости от ее структуры: влияние конфликта на сплоченность группы, степень ее централизации, политическую организацию (деспотизм) и внутренние конфликты.

5) Воздействие идеологии на конфликт.

6) Объединяющие функции конфликта: формирование альянсов и коалиций.

Итак: теория у Козера устанавливается в пропозициональной форме . - По ходу книги Козер формулирует многочисленные положения общего характера, связанные с разными аспектами конфликтов. - Пропозиции: связи между разными переменными .

Проблемы, возникающие в связи с теорией Козера :

(1) Неясность некоторых терминов (например, «группа»);

(2) Пропозиции не складываются в стройную систему, выдвигаются ad hoc .

Эти пропозиции можно разделить на четыре основных категории:

(1) относящиеся к причинам конфликта;

(2) относящиеся к остроте конфликта;

(3) относящиеся к длительности конфликта;

(4) относящиеся к функциям конфликта.

v ПРИЧИНЫ (ИСТОЧНИКИ) КОНФЛИКТА

В любой социальной системе различные дефицитные ресурсы (собственность, статус, власть и т.п.) распределены неравномерно. - Система сохраняет свою стабильность при условии, что это неравное распределение воспринимается как легитимное . - В любой группе неизбежны враждебные чувства ее членов в отношении друг друга; но сомнения в легитимности распределения ресурсов способствуют возрастанию враждебности, и такое возрастание враждебности может перерасти в конфликт, т.е. найти выражение в конфликтных действиях. (Враждебность и конфликт не тождественны друг другу.)

Положение: чем больше притесненные группы сомневаются в легитимности распределения дефицитных ресурсов, тем вероятнее, что они должны будут вступить в конфликт .

(а) Источник конфликта: лишения и фрустрации.

Л. Козер: «Каждая социальная система содержит источники… конфликтов в той мере, в какой люди выдвигают конфликтующие требования относительно статуса, власти, ресурсов и придерживаются конфликтующих ценностей. Несмотря на то, что распределение статуса, власти и ресурсов определяется нормами и ролевой системой распределения, оно всегда в той или иной степени будет оставаться предметом соперничества. Реалистические конфликты возникают тогда, когда люди сталкиваются с препятствиями в реализации своих требований, когда их запросы не удовлетворяются, а надежды терпят крушение» («ФСК», с. 78).

(б) Для конфликта одной враждебности недостаточно (с. 84), а иногда она и вовсе не является необходимой. - Нужен объект, на который эта враждебность могла бы быть направлена и разряжена. - В связи с этим вводится важное различие:

- реалистический конфликт : объектом становится фрустрирующая группа;

- нереалистический конфликт : объектом становится любая случайная группа, удачно подвернувшаяся для этой роли («козел отпущения»).

v ОСТРОТА КОНФЛИКТА

Острота конфликта зависит от целого ряда переменных:

a) силы враждебных эмоций его участников : чем больше эмоций вызывает конфликт у его участников, тем острее протекает сам конфликт - или: «чем выше степень участия и личностная вовлеченность членов группы, тем выше напряженность конфликта» (с. 95);

b) тесноты (близости) отношений между участниками (преобладания первичных или вторичных связей) : (1) чем теснее отношения между участниками, тем напряженнее конфликт - или: «конфликт бывает радикальнее и острее, когда он возникает из близких отношений» (с. 95); и наоборот, (2) конфликт тем мягче, чем более формальными (вторичными) отношениями связаны его участники ; кроме того, (3) чем меньше первичные группы, тем меньше вероятность открытого выражения враждебности, но тем острее конфликт, когда он все-таки возникает («ресентимент»);

c) жесткости или гибкости социальной структуры : чем более жесткой является социальная структура, тем острее будет конфликт ;

d) реалистического/нереалистического характера конфликта : (1) реалистические конфликты сравнительно мягче нереалистических ; (2) чем реалистичнее конфликт, тем выше вероятность компромиссов ; (3) в нереалистическом конфликте ценность конфликта имеет тенденцию перевешивать значимость тех целей, ради которых он ведется (если такие цели вообще ставятся) ;

e) степени идеологического единства группы и безличности индивидуальных оснований участия в конфликте : чем более едина группа в идеологическом отношении и чем более безличные мотивировки преобладают над сугубо эгоистическими, тем напряженнее конфликт ;

f) характера ценностей, вокруг которых развертывается конфликт (базовые или периферийные ценности) : конфликт вокруг базовых ценностей протекает острее, чем конфликт вокруг периферийных ценностей, и может принять разрушительный для социальной системы оборот ;

g) наличия институциональных средств погашения и смягчения враждебности (так называемых «защитных клапанов») : чем больше в системе институционализированных «защитных клапанов», тем выше вероятность того, что конфликт будет принимать менее острые формы .

v ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА

Длительность конфликта также зависит от нескольких переменных. - Например:

a) степени ясности и определенности целей : чем менее ясно определены цели участниками конфликта, тем продолжительнее будет конфликт ;

b) степени реалистичности конфликта : чем менее реалистичен конфликт, тем дольше он будет продолжаться ;

c) наличия или отсутствия символических маркеров победы и поражения : чем менее ясен для участников символический смысл победы или поражения, тем продолжительнее будет конфликт ;

d) степени внутреннего единства противоборствующих сторон : чем больше внутри одной или обеих конфликтующих групп подгрупп, имеющих разное понимание смысла и целей конфликта, тем труднее остановить конфликт .

v ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Выявление функциональных последствий конфликта - одна из главных задач, которые ставит перед своей теорией и решает Козер.

1. Конфликт имеет группообразующую функцию : конфликт устанавливает и поддерживает границы между группами (в т.ч. обществами), и чем острее конфликт, тем более четкими становятся эти границы. При этом конфликт упрочивает и подтверждает идентичность группы. - В более общем плане, конфликт сохраняет социальные разграничения и системы стратификации (в частности, разделение труда).

2. Конфликт повышает внутреннюю солидарность в конфликтующих группах, укрепляет в них единые нормы и ценности , способствует внутригрупповой конформности .

3. При определенных условиях конфликт может порождать новые структурные аранжировки, новые нормы и ценности; тем самым он может способствовать социальному изменению , связанному с повышением интеграции системы и ее адаптации .

4. Чем чаще в социальной системе имеют место открытые реалистические конфликты, тем меньше вероятность того, что конфликт будет затрагивать базовые ценности , и тем более устойчивой становится система.

5. Конфликты с внешними группами могут инициировать новые социальные контакты и взаимоотношения . - Такие конфликты могут рождать новые нормы, регулирующие протекание конфликтов и делающие последующие конфликты менее острыми. «Конфликт объединяет противников».

6. Конфликты способствуют образованию коалиций, тем самым повышая сплоченность и интеграцию системы.

7. Чем больше в обществе конфликтов и чем они регулярнее, тем меньше вероятность конфликта, который мог бы это общество разрушить. - Более устойчивы дифференцированные и непрочно структурированные системы, в которых мелкие конфликты накладываются друг на друга и тем самым гасят друг друга.

Прежде всего : в любой группе любого размера всегда существует внутренняя взаимная враждебность, и эта враждебность нуждается во внешней разрядке. - Без конфликтов эта враждебность выливалась бы в крайние формы взаимного уничтожения. - Конфликт устраняет разобщающие элементы и способствует восстановлению единства, сплоченности, солидарности и стабильности.

Новейший философский словарь Грицанов Александр Алексеевич

КОЗЕР (Coser) Льюис А. (р. 1913)

КОЗЕР (Coser) Льюис А. (р. 1913)

Американский социолог, один из основных теоретиков социологии конфликта. Основные сочинения: "Функции социального конфликта" (1956), "Социальный конфликт и теория социального изменения" (1956), "Этапы изучения социального конфликта" (1967) и др. Выступал против игнорирования социологами концепта конфликта и соответственно понимания социальных конфликтов как аномалии или патологии общественного развития. Конфликт, по К., - важнейший элемент социального взаимодействия, каждое общество хотя бы потенциально содержит социальные конфликты. Существуют условия, при которых даже открытый конфликт может способствовать усилению интеграции социального целого. К. определяет социальный конфликт как борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ограниченные ресурсы, причем целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников. Такие конфликты могут иметь место между индивидами, группами или между индивидами и группами. Данное определение конфликта является одним из самых распространенных в конфликтологии. Основное внимание К. уделяет анализу позитивных возможностей социальных конфликтов: развивая идеи Зиммеля, он сформулировал основные положения, касающиеся позитивных функций конфликта, а также переменных, определяющих его динамику, в том числе различение "реалистического" и "нереалистического" типа конфликтов. Последствия конфликтов для социального целого зависят и от характера этого социального целого: жесткие общественные структуры подвержены разрушительному влиянию конфликтов, более же гибкие и открытые дают возможность выхода конфликтам, которые тем самым повышают гибкость социальной системы, делая ее более открытой и адаптивной к новому. Работы К. оцениваются в конфликтологии как достаточно всеобъемлющие в силу того, что им анализируется и описывается широкий круг вопросов, включающих причины конфликтов, переменные, определяющие их остроту и длительность, функции конфликта.

Н.В. Гришина

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

Босс Льюис Босс (Boss) Льюис (26.10.1846, Провиденс, - 5.10.1912, Олбани), американский астроном, директор обсерватории в Олбани (с 1876), где наблюдал звёзды на меридианном круге. Создал фундаментальную систему звёздных положений и издал каталог (1910), содержащий точные положения 6188

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЬ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЭ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих путешественников автора Муромов Игорь

Клайв C. Льюис (1898-1963 гг.) писатель и критик Будущее – это то, навстречу чему каждый из нас мчится со скоростью 60 минут в час.В Боге – три Лица, как у куба – шесть квадратов, хотя он – одно тело. Нам не понять такой структуры, как не понять куба плоским.Влюбленность –

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Льюис Мериветер (1770 - 1838) Американский путешественник. Во время путешествия по Северной Америке вместе с У. Кларком проследил все течение Миссури, поднявшись на лодках от устья великой реки до ее главного истока включительно на расстояние более 4700 километров. Дневники

Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино США автора Карцева Елена Николаевна

Из книги 100 великих олимпийских чемпионов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 знаменитых спортсменов автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Карл Льюис (Родился в 1961 г.)Американский легкоатлет. Чемпион игр XXIII Олимпиады в Лос-Анджелесе (США), 1984 год. Чемпион игр XXIV Олимпиады в Сеуле (Южная Корея), 1988 год. Чемпион игр XXV Олимпиады в Барселоне (Испания), 1992 год. Чемпион игр XXVI Олимпиады в Атланте (США), 1996 годКогда Боб

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Льюис Карл ПОЛНОЕ ИМЯ – ЛЬЮИС ФРЕДЕРИК КАРЛТОН(род. в 1961 г.) Американский легкоатлет. Девятикратный олимпийский чемпион (1984 г. – бег 100 и 200 м, эстафета 4 Ч100, прыжки в длину; 1988 г. – бег 100 м и прыжки в длину; 1992 г. – эстафета 4 Ч100 м и прыжки в длину; 1996 г. – прыжки в длину).

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Льюис Леннокс (род. в 1965 г.) Английский боксер-тяжеловес. Чемпион Олимпийских игр 1988 года в Сеуле. Неоднократный чемпион мира среди профессионалов по версиям WBC, WBA, IBF, IBO. В 1999–2000 годах – абсолютный чемпион мира по всем версиям профессионального бокса.6 февраля 2004 года

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

КЭРРОЛЛ, Льюис (Carroll, Lewis, 1832–1898), английский математик и писатель 977 Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров? «Приключения Алисы в Стране Чудес» (1865), гл. 1; пер. Н. Демуровой (1967; 1979) ? Кэрролл, с. 11 978 Все страньше и страньше! «Приключения Алисы в Стране

Из книги автора

ЛЬЮИС, Клайв (Lewis, Clive S., 1898–1963), английский писатель и критик, христианский мыслитель 631 Как они [боги] могут встретиться с нами лицом к лицу, пока мы лиц не обрели? «Пока мы лиц не обрели», мифологический роман (1956), ч. II, гл. 4; пер. И. Кормильцева? Отд. изд. – СПб., 2006, с. 224 ? «Я

Из книги автора

ЛЬЮИС, Роберт (Lewis, Robert A., 1917–1983),второй пилот бомбардировщика «Энола Гей»,сбросившего атомную бомбу на Хиросиму111Боже, что мы наделали!Запись в дневнике Льюиса на борту «Энолы Гей» 6 авг. 1945 г., после того как он увидел первые последствия атомного

Из книги автора

ЛЬЮИС, Джон Р (Lewis, John R., р. 1940),в 1960-е гг. один из лидеров борьбы за гражданские права, с 1987 г. член Палаты представителей США112Мы разобьем сегрегированный Юг на куски и соберем его снова по образу Бога и демократии.Речь 28 авг. 1963 г. перед участниками «марша на Вашингтон»?

К давно известным человечеству формам конфликтного противостояния, вплоть до вооруженных конфликтов и революций, XX век добавил такие новые, менее заметные, но гораздо более изощренные как глобальная психологическая (т.н. "холодная") война, привнесшая с собой новые, а также существенно модернизировавшая усилившая ранее известные способы конфликтного соперничества. Все это дало такой мощный диапазон конфликтных противоречий, соперничеств, компромиссов, что социологи никак не могли оставить их за пределами эмпирического анализа и теоретического осмысления и обобщения. На волне всеобщего внимания общественности различных стран к глобальным, региональным, страновым и локальным конфликтам, осложненным огромным разнообразием межличностных, межгрупповых и внутриличностных конфликтов, в социологическом сообществе во второй половине XX столетия всколыхнулась новая, гораздо более мощная, чем когда бы то ни было ранее, волна интереса к социальным конфликтам.

В этот период целый ряд важных нововведений в социологическую теорию конфликтов внес Льюис Козер. Он считал, что среди огромного многообразия социальных процессов самым заметным и существенным является социальный конфликт. Последний он определял как "борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника" .

Льюис Козер - американский социолог, конфликтолог. Основные работы: «Функции социального конфликта»(1956); «Социальный конфликт и теория социального изменения» (1956); « Этапы изучения социального конфликта» (1967); «Конфликты: социальные аспекты» (1968). Л. Козер опирается на традиционное для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис о способности межсубъектных столкновений выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции .

Родился 27 ноября 1913 года в Берлине. Отец, еврей по национальности, был довольно богатым банкиром. Детство юноши было безоблачным, пока в 1933 к власти в Германии не пришли нацисты. Как раз незадолго до этого юноша закончил школу и начал принимать активное участие в левом движении. Хорошо видя, к чему идет дело и будучи уже сформировавшейся личностью, он в 20 лет решил покинуть родину и уехал в Париж.

Первые годы на новом месте проходили у Козера в бедности и в постоянных поисках заработка. Перебиваясь разовыми заработками, он сменил несколько профессий, испробовав свои силы как в физическом труде (продавец-разносчик), так и на поприще умственного труда (личный секретарь одного швейцарского писателя). Его мытарства закончились в 1936 -- он получил право на постоянную работу и устроился на одну из должностей во французском представительстве американской брокерской фирмы.

Параллельно с работой начал посещать занятия в Сорбонне. Не имея никаких особых научных пристрастий, решил заниматься сравнительным литературоведением -- только потому, что кроме немецкого знал ещё французский и английский языки. После нескольких семестров начал работать над диссертацией по сравнению английских, французских и немецких новелл одного временного периода. Изюминкой этой работы должно было стать изучение влияния социальной структуры общества на формирование специфики той или иной национальной литературы. После того как куратор Козера заявил, что вопросы социальной структуры не входят в компетенцию литературоведения, а являются прерогативой социологии, студент сменил специализацию и стал посещать лекции по социологии. Так, почти случайно, определилось научное поприще будущего великого социолога .

Обращение Л. Козера к проблеме конфликта связано с его пониманием предназначения социологии в преобразовании общества. Американский социолог рассматривал конфликт и порядок как два равнозначных социальных процесса. При этом в противовес другим социологам, которые видели только негативные последствия конфликта, Л. Козер подчеркивал, что конфликт продуцирует одновременно как негативные, так и позитивные последствия. Поэтому он ставил перед собой задачу - определить условия, при которых последствия конфликта могут быть либо негативными, либо позитивными .

Подход Л. Козера к проблеме конфликта гораздо более созвучен творчеству Г. Зиммеля, работа которого «Конфликт» строится вокруг главного тезиса: «Конфликт- это форма социализации». Для Л. Козера конфликты - не социальные аномалии, а необходимые, нормальные естественные формы существования и развития социальной жизни. Практически в каждом акте социального взаимодействия заключена возможность конфликта. Он определяет конфликт как противоборство социальных субъектов (индивидов, групп), возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение (символическое, идеологическое, практическое) противника. Л. Козер считал, что конфликты играют интегрирующую и стабилизирующую роль в обществе. Он заявлял, что социолог должен выявить те социальные контексты и социальные условия, в которых социальный конфликт помогает "скорее выздоровлению, чем загниванию общества или его составляющих". Конфликт понимался Л. Козером как процесс социального взаимодействия людей, как инструмент, с помощью которого возможно формирование, стандартизация и поддержание социальной структуры. В его представлении социальный конфликт способствует установлению и сохранению границ между группами, реанимации групповой идентичности, предохранению группы от ассимиляции.

Л. Козер о марксизме

Л. Козер явился критиком и последователем К. Маркса одновременно, развивал свои взгляды, опираясь на него. Он также рассматривает общество как подвижное равновесие противостоящих сил, порождающих социальное напряжение и борьбу. Он защитник капитализма. Классовая борьба - это источник прогресса. А социальный конфликт - это ядро. Базис общества - это не отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства, а надстройка - это культурная суперструктура, охватывающая социальные, политические и духовные процессы. Люди по факту рождения принадлежат к различным классам, не могут выбрать или сменить социальную принадлежность. Классовая борьба и классовые роли предопределены заранее и социальная мобильность невозможна. Л. Козер считал, что многие положения марксистской теории конфликта верны для раннего капитализма, а современный капитализм характеризуется рядом новых черт, позволяющих регулировать возникающие конфликты.

Таким образом, конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований конфликтов учеными. Они должны опираться на объем информации о конфликтах, накопленный в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

Соответственно, мы можем констатировать такой факт, что социология с самого начала своего возникновения в качестве самостоятельной отрасли научного знания, а психология на протяжении последнего столетия выделили в качестве важного объекта своего исследования социальные конфликты.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА В ТЕОРИИ

Л. КОЗЕРА

М. Макиенко (МГУ им.)

Научн. рук. ,

ст. преподаватель

Человечество за свою историю накопило огромный опыт как в завязывания, так и в разрешении самых разнообразных конфликтов - от детских ссор до мировых войн. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, поскольку они служат необходимым условием общественного развития.

В 50-е годы ХХ в. наблюдалась тенденция к критическому переосмыслению положений функционализма, а именно в это время сложилась социология конфликта как особое, самостоятельное направление социологии. Одним из основателей данного направления считается американский учёный Л. Козер. .

Л. Козер рассматривает конфликт как идеологическое явление, которое отражает чувства социальных групп и индивидов в борьбе за власть, статус, перераспределение доходов . Конфликт является важнейшим элементом социального взаимодействия. Он дал следующее определение конфликта: «Мы будем понимать конфликт как борьбу за ценности или претензию на ограниченные в количестве статус, власть и ресурсы. В этой борьбе целями оппонентов являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противников». .

В конфликтном функционализме Л. Козера при многоаспектном рассмотрении основных параметров конфликтов – остроты, длительности, интенсивности и др. – всё-таки первенствующее значение придаётся выяснению их функций. Здесь даётся обширная кодификация функций социальных конфликтов.

К важнейшим негативным функциям конфликта относятся:

Ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта;

Неадекватное восприятие и непонимание конфликтующими сторонами друг друга;

Уменьшение сотрудничества между конфликтующими сторонами в ходе конфликта и после него;

Дух конфронтации, затягивающий людей в борьбу и заставляющий их стремиться больше к победе во что бы то ни стало, чем к решению реальных проблем и преодолению разногласий;

Материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта;

Главными позитивными функциями социального конфликта являются:

Конфликт не дает сложившейся системе отношений застыть, окостенеть, он толкает ее к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям, способным ее усовершенствовать;

Он играет информационную и связующую роль, поскольку в ходе конфликта его участники лучше узнают друг друга;

Конфликт способствует структурированию социальных групп, созданию организаций, сплочению коллективов единомышленников;

Он снимает «синдром покорности», стимулирует активность людей;

Он стимулирует развитие личности, рост у людей чувства ответственности, осознание ими своей значимости;

В возникающих при конфликте критических ситуациях выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для оценки людей по их моральным качествам - стойкости, мужеству и т. д., для выдвижения и формирования лидеров;

Развязывание конфликта снимает подспудную напряженность и дает ей выход;

Конфликт выполняет диагностическую функцию (иногда полезно даже спровоцировать его, чтобы прояснить обстановку и понять состояние дел). [ 14 ; с.12 – 13] .

В ходе и результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. По мнению Л. Козера, взаимная информация, зондирование, взаимное узнавание друг о друге содействует замене ранее враждебного взаимодействия дружественным. Но здесь Л. Козеру можно противопоставить то, что дополнительная информация может пролить свет на несовместимость позиций, ещё сильнее обнажить непримиримость интересов, что ещё больше обострит конфликт.

Также Л. Козер считает, что противоборство как с внешним, так и с внутренним врагом помогает поддерживать сплочённость группы. Если такового нет, то его надо провоцировать. В книге «Функции социального конфликта» он утверждает, что исчезновение первоначальных врагов ведёт к поиску новых, чтобы группа могла быть всё время в состоянии конфликта. Посредством этого и поддерживается структура, которая оказалась бы в опасности, если бы больше не было врагов.

Конфликт групп может воспрепятствовать оскудению и расстройству общественных порядков и отношений. Конфликт не только порождает новые нормы, новые институты, он также является стимулятором в экономической и технологических сферах. Группы или системы, в которых не брошен вызов, более не способны к творческой реакции. Опираясь на «Зиммелевский парадокс», согласно которому наиболее эффективным средством сдерживания конфликта является выяснение сравнительной силы конфликтующих сторон, Л. Козер утверждает, что, если сила противника может быть оценена до наступления фактического конфликта, антагонистические интересы могут быть урегулированы бесконфликтным образом. Но там, где нет никаких средств для её предварительного измерения, там только действительная борьба позволит обрести точное знание сравнительной силы сторон.

В целом концепция Л. Козера не столько противостояла структурному функционализму, сколько развивала его идеи, выводя их на новый уровень. С его подачи стала рассматриваться возможность поддержания и утверждения социальной структуры с помощью регулируемого конфликта внутри и между группами. Главная же заслуга Л. Козера состояла в том, что конфликт, наконец, был признан как нормальное, широко распространённое и во многих случаях позитивное социальное явление. [ 23 ] .

Основные работы: Функции социального конфликта Конфликт и консенсус. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия как процесс который при определенных условиях может иметь для социального организма не только деструктивные но и конструктивные интегративные последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Льюис Козер известный американский социолог, профессор социологии. Основные работы: «Функции социального конфликта», «Конфликт и консенсус».

Л. Козер концентрирует внимание на позитивных функциях. Вслед за Г. Зиммелем он рассматривает конфликт как одну из форм социального взаимодействия, как процесс, который при определенных условиях может иметь для «социального организма» не только деструктивные, но и конструктивные (интегративные) последствия. Основное его внимание направленно на выявление причин, при которых конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и её приспособляемость к изменяющимся условиям.

В работах Л. Козера можно обнаружить ряд обозначаемых им функций социального конфликта:

Установление единства и сплоченности;

Производство стабилизирующих и интегративных элементов;

Выявление относительной силы антагонистических интересов в структуре;

Создание механизма поддержки и/или справедливости баланса сил;

Создание ассоциаций и коалиций;

Помощь в уменьшении социальной изоляции и объединение индивидов;

Поддержка границ между новыми ассоциациями и коалициями;

Выполнение функций спускового клапана для уменьшения фрустации и агрессии;

Создание почвы для консенсуса;

Формирование более четких централизованных структур, ответственных за принятие решений;

Укрепление внутреннего единства;

Усиление нормативности поведения и стимулирование выработки новых правил и норм.

В условиях первичной группы, утверждает Л. Козер, полнота личной вовлеченности в условиях подавления конфликтной ситуации угрожает, в случае возникновения конфликта, самим источником внутригрупповых отношений. Во вторичных же группах частичное участие в массе неакуммулированных конфликтов выступает в роли механизма, поддерживающего равновесие внутригрупповой структуры, предотвращая тем самым её раскол по одной линии. На основании этих положений Л. Козер заключает, что не только интенсивность конфликта влияет на структуру группы, но и природа групповой организации может влиять на интенсивность конфликтного процесса.

Л. Козер делает вывод: не конфликт как таковой угрожает равновесию системы, а её жестокость, подавляющая различного рода напряженности, которые, аккумулируясь, могут привести к острому конфликту, касающемуся базовых ценностей, затрагивающему основы общественного согласия. Социальный конфликт представляет собой способ адекватного приспособления норм к изменяющимся условиям. Социальная структура, в которой есть месть для конфликта, может избежать состояний внутренней неустойчивости или модифицировать эти сомнения, изменив существующее соотношение властных позиций.

Представитель позитивного функционализма. Опираясь на идеи Зиммеля, которого он переводил и пропагандировал в США, внёс значительный вклад в разработку теории социального конфликта. Козер показал в конфликте начало, способствующее укреплению консенсуса.

Концепции Л. Козера

Обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

Социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

Социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 728 KB