В данном ниже ряду слов найди слово (слова), в котором (которых) буква «е» обозначает тот же звук или те же звуки, что. Без каких букв может обойтись русский алфавит Буквы которые не обозначают никаких звуков

Состав русского алфавита

В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 -- согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Русский алфавит, имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.

Соотношение между русской фонетикой и графикой

В составе современной русской графики лежит алфавит, изобретенный для славянской письменности и тщательно разработанный для старославянского языка, который около тысячи лет назад являлся литературным языком всех славянских народов. Вполне естественно, что старославянский алфавит не мог полностью соответствовать тогдашней звуковой системе русского языка.

В частности, в старославянском алфавите были буквы для обозначения таких звуков, каких не было в русском языке, например: [юс большой], [юс малый].

Так возникло расхождение между устным языком и письменным. За тысячелетний период своего существования русская графика подвергалась лишь частичным усовершенствованиям, в то время как звуковая система живого русского языка непрерывно, хотя не всегда заметно, изменялась. Вследствие этого взаимоотношения между русской графикой и звуковой системой русского языка к нашему времени оказались лишенными полного соответствия: не все произносимые в различных фонетических положениях звуки обозначаются на письме особыми буквами. Особенности русской графики

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква.

В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи.

Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки: 1) [с] (суда, сад), 2) [с"] (сюда, сядь), 3) [з] (сдача, сбор), 4) [з"] (косьба, сделка), 5) [ш] (сшить), 6) [ж] (сжать). Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении.

В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать - «здать», косьба - «козьба», сшить - «шшить», сжать - «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома - во второстепенном значении. алфавит старославянский письменность русский

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков.

В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы: 1) буквы, лишенные звукового значения; 2) буквы, обозначающие два звука; 3) буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т. п.

Ко второй группе относятся буквы: я , ю , е [э], ё . К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы. Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым - имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч"], а буква ц - твердый звук [ц]. К двузначным буквам относятся: 1) все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости; 2) буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю. Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики - именно со слоговым принципом ее.

Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут -- стянут).

Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.).

Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура -- вьюга).

Применение слогового принципа в русской графике представляет очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука йот (сокращение количества букв, значительная экономия места путем устранения написаний с йотом).

Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.).

Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк).

Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т. п.)

Начертание прописью

Как известно, русский алфавит включает в себя 33 буквы. Причем, нужно отличать понятие «буква» от звука. Буква - это то, что мы пишем и видим, а звук - это то, что мы слышим и произносим.

Из 21-й согласной буквы две (это «Ь» и «Ъ») звуковых эквивалентов не имеют. Другие подразделяются на несколько категорий по звукам, одна из них - это шипящие. С первого класса все изучают простое правило о них: «жи» и ши" пишется с «и», «ча» или «ща» пишется через «а», а сочетания «щу» или «чу» через «у».

Классификация звуков в русском языке

Фонетика русского языка включает в себя гласные и согласные, обозначающиеся в письме теми или иными буквами.

Ключевых гласных звуков , которые находятся под ударением, существует всего шесть:

Поскольку согласных звуковых образований в русском языке больше, они классифицируются по следующим признакам:

  • способу образования;
  • месту;
  • по степени участия шума и голоса.
  • сонорные и их мягкие пары (р, м, л) и «й» без пары;
  • шумные (звонкие и глухие);
  • шипящие (щ, ч, ш и ж).

При этом Ж и Ш всегда являются твердыми, а Ч и Щ - только мягкими.

Особенности шипящих звуков

Шипящие при произношении имеют свои особенности . Так, губы нужно напрячь и немного выдвинуть вперед. Их нельзя произнести с сомкнутыми губами в отличие от некоторых других (например, М). Кончик языка слегка прижимается к небу краями, оставляя по центру языка незначительное пространство. Именно через него и проходит воздух, образующий шипящий звук при произношении.

Изначально шипящие согласные были в древнерусском языке мягкими. Они появились вследствие первой палатализации, или же при изменении сочетания согласных с , ["zj] и другими звуками.

Первоначальная мягкость этих звуков обуславливала факт, что во многих литературных памятниках буквы, которые их обозначали, произносились с последующими гласными или «ь» , например:

  • мужь;
  • нессши;
  • часъ;
  • уюти и пр.

Однако в процессе формирования языковых норм и наречий [ш] и [ж] отвердели, однако «ч» все равно осталось мягким. Отвердение [ш] состоялось примерно в 14-м веке. В это время в литературных памятниках появляются варианты написания звуков [ш] или [ж] с буквой «ы» после них. Например, «Шышкин» или «держыте».

В современном языке традиционно написание мягкого знака в конце или буквы «и» для обозначения звука [ы] в таких словах, как:

  • тревожь;
  • шить;
  • рожь и т. д.

Такие сочетания, как мягкие [щтщ] или [ждж], которые были распространены в древности, затем утратили в таких сочетаниях взрывной элемент в таких словах, как «ищу» или «дрожжи».

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями . Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие - мягкими.

Работа со скороговорками

Скороговорки - это отличная разминка для детей , которая отлично развивает их речевые навыки. В учебном процессе они применяются по-разному, в частности, и при изучении шипящих согласных.

Расспросите у детей, какие шипящие звуки они нашли в скороговорках, отличаются ли они друг от друга, и какие их основные характеристики.

Под диктовку предложите записать в тетради одну из них и попросите учеников подчеркнуть твердые (или мягкие) шипящие. Одному из учащихся предложите это сделать у доски.

О частичной письменной работе было сказано выше. Также она может заключаться в домашних заданиях. Иногда в рабочих тетрадях содержатся задания, когда нужно вставить пропущенные буквы в слова, где присутствуют те или иные шипящие. Их следует подчеркнуть.

Итак, мы рассмотрели, что представляют собой шипящие согласные звуки, как их можно определить, и с помощью каких заданий можно провести урок в школе на данную тематику.

Видео

Смотрите интересный видео-урок о шипящих согласных.

Задумывались ли вы о том, что в русском алфавите есть буквы, которых вполне можно было бы обойтись? Зачем же они нужны?

Ъ и Ь

Твердый и мягкий знаки не обозначают никаких звуков. Твердый знак выполняет разделительную функцию и употребляется после приставок, заканчивающихся на

согласные, а также перед корнем слова, начинающимся на е, ё, ю или я (предъюбилейный, взъерошенный, отъём, съязвить). Он, например, помогает нам различать слова «сел» и «съел». Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного: вьюнок, обезьяна,

раньше, семь. Иногда мягкий знак помогает отличить существительное мужского рода от женского: например, слово «вещь» женского рода, а «хвощ» - мужского. Кроме того, он нередко способствует созданию разных форм одного и того же глагола: встретится и встретиться.

А вот в древнерусском языке мягкий и твердый знаки (ерь и еръ) означали вполне реальные звуки. Первый означал краткий звук «и», а второй – такой же краткий «о». Еще до принятия Русью христианства и развития письменности в языке имелись полные, краткие и носовые гласные, и все они выполняли различные функции. К моменту крещения Руси носовые гласные из русского языка исчезли, но буквы для их обозначения остались. Бывшие краткие гласные ь и ъ в одних словах оказались в сильных позициях (например, под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими

гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и таким образом превратились в полные гласные о или э, а в других – в слабых позициях (в абсолютном конце слова,

в соседних слогах с ударными гласными) и постепенно просто исчезли из обихода. Раньше твердый знак был в слове «соединить» вместо «о», мягкий – в слове «день» вместо «е». В современном русском языке есть такое понятие, как «беглые гласные». Это наследие древнерусского. Вот почему тексты на древнерусском языке так трудно читать.

Нужны ли нам твердый и мягкий знаки? Сложно сказать. В чешском языке, к примеру, они уже давно заменены диакритическими символами. Язык подвержен изменениям, и не исключено, что рано или поздно ъ и ь перестанут существовать как буквы алфавита.

Гласные е, ё, ю, я

Если эти буквы стоят после мягкого или твердого знаков, в начале слова или после гласной, то они распадаются на два звука:

Например, слово «ёлка» произносится как «йолка».

Если эти гласные стоят после согласных, то они произносятся следующим образом:

е – э или и

я – а или и

Скажем, слово «мясцо» произносится как «мисцо».

Особенно много было споров по поводу буквы ё. Ведь согласно советской традиции ее обычно писали как «е». Таким образом некоторые слова и фамилии иностранного происхождения стали произноситься неверно. К примеру, фамилия Ришелье на самом деле звучит как Ришельё, Рерих - Рёрих.

Также интересна ситуация с буквами «ц» и щ. Первая согласная произносится как сочетание тс, вторая – как сч. Зачем же тогда нужны эти буквы?..

А вот согласные к, п, л, с, т, ф, ш являются всего лишь смягченной формой согласных г, б, р, з, в, ж.

Теоретически можно было бы убрать из русского алфавита буквы, которые можно заменить на другие. Но это не так-то легко, как кажется на первый взгляд. «Лишние» буквы появились в русском языке не просто так, а для удобства – чтобы уменьшить количество букв при написании слов или показать разницу в произношении. Однако язык со временем меняется, и в нем могут появляться как новые способы произношения, так и новые буквы, старые же будут отмирать.


Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему.
Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, т. е. могут иметь несколько звуковых значений. Так, например, буква «эс» может обозначать такие звуки: [с] - суда, сад, [с’] - сюда, сядь, [з] - сдача, сбор, [з’] - косьба, [ш] - сшить, [.ж] - сжать.
Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда, сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае она употреблена в своем основном значении. В остальных случаях буква с выступает во второстепенных значениях.
Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове домй - во второстепенном значении.
Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:
а) буквы, лишенные звукового значения. Это буквы ъ и ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и др.;
б) буквы, обозначающие два звука, - е[р], ё , ю , я ;
в) буквы, обозначающие один звук. Это все буквы русского алфавита за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.
Третья особенность русской графики - наличие в ней однозначных и двузначных букв. К первым относятся буквы, имеющие одно основное значение: а, о, у, э, ы; ж, ц, ч, ш, щ, й. Так, например, буквы ч, ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один о тот же мягкий звук [ч’1 а буква ц - твердый звук [ц].
Ко вторым, т. е. двузначным, буквам относятся:
  • все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;
  • буквы, обозначающие гласные звуки: е, ё, ю, я.
Например, буква б может обозначать как твердый, так
и мягкий звук - [б] и [б’]: был - бил; буква я в одних случаях обозначает звук [а] после мягкого согласного, в других - сочетание , например: [ваз] - оба]тъ, [д’а]дя - а]ма.
Буква и может обозначать звуки [и], [ы]: [ч’и]сто - [жы\р, [в’и]д - [цы]нк.
Двузначность указанных букв русского алфавита обусловлена спецификой русской графики - ее слоговым принципом. Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог.
Такой слог, т. е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных.
В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т. е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков. Отсутствие отдельных букв компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы а, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, а буквы я, ё, ю, е, и - на мягкость, сравните: pad - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил.
Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук.
Мягкость согласной фонемы перед согласной и на конце слова обозначается особой буквой ь: банька, верьте, моль, ударь и др.
Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [/] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук [/] обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и др.
Во всех других положениях звук [/] вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - э], ю - у].
Такое значение букв (е, ё, ю, я) имеет место:
  1. в начале слова: яма, ёж, юг, ель;
  2. после гласных: моя, моё, мою, поеду;
  3. после разделительных знаков ъ и ь: объявить - обезьяна, объём - собьём, съезду - устье, предъюбилейный - вьюга.
Применение слогового принципа в русской графике обеспечивает очень удобное решение вопроса о передаче на письме твердых и мягких согласных, а также звука [|] (сокращение количества букв, экономия места путем устранения написаний с йотом).
Однако слоговой принцип проводится в русской графике далеко не последовательно. Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я: ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и др.
После всегда мягких [чЧ, [й?], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у: чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и др.
Эти отступления от слогового принципа сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [чЧ, [шЧ - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.
Частные случаи отступлений от слогового принципа:
  1. написания иноязычных (чаще французских) слов с ъо вместо ё; сравните: бульон - бельём;
  2. написания сложносокращенных слов с ъо, ъа, ьу, йу: сельокруг, селъаэродром, далъуголъ, стройучасток;
  3. написание в начале иноязычных слов йо вместо ё: ёж, ёрш - йод, Йоркшир, Нью-Йорк.

    Мягкий знак и твердый знак не обозначают звуков в русском языке.

    Мягкий знак указывает на смягчение предшествующего звука в слове.

    Твердый знак указывает на твердое произношение предшествующего звука в слове.

    При этом являются обычными буквами.

    Какие буквы не имеют звуков проходят учащиеся в первом классе.

    Не обозначают никаких звуков в русском языке, только эти две буквы Ъ тврдый знак и Ь мягкий знак.

    Все остальные буквы алфавита обозначают звуки. Причм иногда буква обозначает сразу два звука, именно поэтому на 33 буквы приходится 42 звука.

    Тврдый знак препятствует сливанию звуков и разделяет гласную и согласную букву.

    Мягкий знак выполняет функцию смягчения и разделения. Одно и тоже слово при наличии Ь или его отсутствии, приобретает разное значение. Например: Пьеро и Перо.

    С точки зрения лингвистики в современном русском языке шесть букв не обозначают конкретные звуки. Мягкий знак служит для смягчения последней согласной, а твердый знак - разделяет согласные и гласные. Есть также четыре гласных: е, я, ю. В определенных случаях они могут распадаться сразу на два звука.

    К примеру: лка йолка, мясцо мисцо

    В русском языке есть две буквы, которые не обозначают никаких звуков: Ъ (тврдый знак) и Ь (мягкий знак).

    Мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного, тврдый выполняет разъединительную функцию для правильного прочтения следующей гласной буквы (съ ел - сел). Такая ситуация возникает, когда приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной, которую можно прочесть двояко - как сочетание согласного звука Й + гласный или без него (буквы Е, Ю, Я ).

    Казалось бы, вс просто и рассказывать особенно не о чм.

    Но это не так. В древнерусском языке буквы Ь (ерь) и Ъ (еръ) обозначали вполне реальные звуки. Ь обозначал краткий звук И , а Ъ обозначал краткий звук О .

    В очень седые древние времена, ещ до принятия христианства и письменности, в древнерусском языке были гласные полные, краткие и носовые . К тому моменту, когда Русь была крещена, носовые гласные у нас исчезли , но буквы для них были (потому что этот процесс происходил неравномерно в разных славянских языках, а письменность создавали одну на всех), а вот разные по длительности звучания гласные звучали в реальной речи.

    Однако постепенно фонетическая система древнерусского языка начала освобождаться от этого разнобоя в длительности гласных. Сыграл сво значение и тот факт, что со временем в русском языке изменилось и качество ударения : ударные, предударные и заударные гласные начали длиться по-разному независимо от их изначальной, древней, длины. Явления редукции гласных в зависимости от положения о отношению к ударному слогу нет в других литературных славянских языках . Нет его и в украинском языке, поэтому человека, который начинает говорить по-украински, переключившись с русского, можно легко распознать вовсе по не неправильному Г, а по произношению подавляющего большинства гласных. Но это так, к слову пришлось.

    Что же произошло с краткими гласными Ь и Ъ? Некоторые из них оказались в сильных позициях (под ударением, перед скоплением нескольких согласных, в соседних слогах с другими краткими гласными или далеко от ударных слогов с любыми гласными) и прояснились в полные гласные О и Э . Другие оказались в слабых позициях (в абсолютном конце слова, в соседних слогах с ударными гласными) и просто исчезли .

    Поэтому мы говорим сЪ есть (Ъ оказался перед ударным гласным, слабая позиция), но сО единить (Ъ оказался далеко от ударного гласного, сильная позиция). В слове дЬ нЬ первый Ь оказался в сильной позиции (под ударением), а второй Ь - в слабой (в абсолютном конце слова), а вот при склонении ударение падает на окончание, поэтому бывший сильный Ь из корня превращался в слабый и исчезал. В современном русском языке это явление называется беглые гласные .

    Краткий звук Ъ действительно сохранился в болгарском языке , но там его называют ер голям (то есть большой ер). Ь (ер малек - маленький ер) исчез так же, как и в русском, а буква служит для обозначения мягкого согласного перед звуком О.

    В русском языке, две буквы, а точнее два знака, а именно -ь- (мягкий) и -ъ- (твердый) знаки , которые при правильном их употреблении в слове, смягчают или делают более жесткими звуки, добавляя определенный акцент в звучании того или иного слова.

    Есть две буквы в русском алфавите, которые не имеют собственных звуков, но влияют на произношение предыдущей согласной буквы(согласного звука). Либо мягкость, либо твердость.

    Эти две буквы располагаются в крайней части алфавита и выглядят они так Ь(мягкий знак) и Ъ(тврдый знак).

    Из 33 букв русского алфавита две буквы не обозначают самостоятельного звука, а лишь модифицируют звучение предшествующего это твердый знак Ъ и мягкий знак Ь.

    Во многих других языках эти функции возложены на диакритические знаки. Скажем, в чешском есть диакритический знак гачек (выгоядит как галочка над буквой (или в некоторых случаях как апостроф), играющий роль мягкого знака.

    Интересно, что буква Ъ в болгарском языке является обычной глесной, обозначающей звук, промежуточный между е и а.

    В русском алфавите 33 буквы. Каждая из них играет в речи одну из следующих ролей:

    1 .Обозначает один из звуков.

    2 .Обозначает два звука.

    3 .Обозначает один звук и характеризует предыдущий согласный звук по категории тврдости-мягкости.

    4 .Не обозначает ни одного звука, но характеризует тврдость или мягкость предыдущего согласного звука.

    Нас интересует 4-я группа. В не входят всего лишь две буквы. Они не имеют никаких подшефных звуков. Это Ъ и Ь . Характерно, что только эти буквы официально называются знаками - тврдым и мягким. У них нет никакого физического звучания. Как бы мы ни пытались их изобразить голосом, у нас ничего не получится. Эти знаки не обозначают звуков.

    Многие из нас знают, что при фонетическом разборе слов, часто получается так, что букв в слове больше чем звуков.

    Почему же так происходит?

    Всегда не обозначают звуков буквы Ъ и Ь .

    Не всегда -

    а в ряде случаев мы имеем дело с непроизносимыми согласными - это бывает тогда, когда букву мы пишем но не произносим (не читаем).

    Как видим, таких согласных есть несколько и это буквы Д, Л, Т, В

    Примеров таких слов можно привести очень много и вот некоторые из них:

    серДце, соЛнце, страсТный, позДний, здраВствуй и другие.

    Конечно-же бывают и исключения, так что всегда нужно быть внимательным и лучше такие сова брать на заметку.

    В русском языке всего две буквы, которые не обозначают звуков: Ъ и Ь . Они имеют разделительную функцию : Ъ -- после русских приставок, заканчивающихся на согласный звук, и перед корнем слова, начинающимся на буквы Е, Ю, Я (предъюбилейный, взъерошенный, отъм, съязвить); Ь -- в середине слова, то есть в корне или суффиксе

    (вьюнок, обезьяна, бульон, птичьи, лягушачья).

    **Ь ** имеет еще функцию смягчения согласных звуков: петь, раньше, львнок, семь.

    В написании некоторых частей речи Ь имеет свою морфологическую функцию, обозначая, например, существительные женского рода в отличие от существительных мужского рода : вещь и хвощ, речь и обруч, мышь и мякиш.