Основные характеристики качества проведения занятий пример. Критерии оценивания качества проведения преподавателем лабораторного занятия в техническом вузе в условиях компетентностного подхода. I. Общие сведения

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

по организации педагогической практики для студентов специальности 050141 «Физическая культура»


Цель практики: Программа практики предполагает формирование у студентов целост­ного представления об особенностях педагогического взаимодействия и овла­дение функциями деятельности учителя физической культуры, а также ознакомление с методикой проведения уроков. Студенты разрабатывают план практики, составляют конспекты уроков, ведут записи наблюдений и участвуют в анализе уроков и внеклассных мероприятий. В конце практики оформляют отчет и выступают на заключительной конференции.

Качественная характеристика деятельности студента-практиканта (оцен­ка) производится с учетом качества итоговой документации, объема выполнен­ной работы в соответствии с содержанием программы, своевременности выпол­нения всех учебных заданий и итоговой документации

По итогам работы в период учебно-педагогической практики студенту
практиканту выставляется «оценка». Учебно-педагогическая практика проводится согласно учебному плану в 1 семестре 3 недели: 1 неделя – наблюдение и анализ уроков, 2-3 недели – проведение уроков.

Задачи практики:

1. Изучить процесс организации физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.Провести анализ форм, методов, средств физического воспитания в ОУ.

2. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по планированию, организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию в разных классах.

3. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по проведению физической подготовленности школьников.

4. Сформировать умение анализировать условия образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

Примерное содержание практики

Установочная консультация в ГБПОУ «КЦО № 1» – 2часа

1 неделя «Наблюдение»

День

1. Знакомство с администрацией учреждения, условиями и основными формами работы по физическому воспитанию, знакомство с учителями.

2. Знакомство с организацией работы по врачебному контролю за состоянием здоровья, уровнем физического развития детей.

3. Знакомство с документацией планирования работы по физическому воспитанию и разработка календарного плана на период учебно-педагогической практики (3 недели).

4. Ознакомление с предметно - развивающей средой по физической культуре (спортивный зал, площадка, физкультурные уголки: стандартные и нестандартные).

5. Анализ условий образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

2 день

Календарный план работы составляется студентом - практикантом в первый день учебно-педагогической практики. Согласно графику студент на основе содержания программы практики планирует себе конкретно дату и содержание деятельности с последующим ее анализом. В графе «Отметка о выполненной работе» делаются соответствующие замечания по выполненной работе сту­дента и в следующей графе ставится подпись учителя физической культуры, работающего в школе.

Схема календарного плана работы

День

1. Наблюдение за проведением урока физической культуры в начальной школе.

2. Анализ наблюдаемого урока.


СХЕМА АНАЛИЗА
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Общие сведения.

1. Учебное заведение ______________________________________

2. Класс _________________________ Группа __________

3. Число занимающихся по списку ________Занималось _________

4. Учебная четверть __________ Дата проведения занятия ________

5. Место проведения занятия ________________________________

6. Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

II. Конспект занятия.

7. Номер занятия с начала учебного года ______________________

8. Задачи, решаемые на уроке __________________________________________________________________________

(отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).

9. Соответствие содержания урока (занятия) поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

10. Правильность структуры урока (занятия) и расположения материала, дозировки ________________________________________________________________________________________________________

III. Оценка качества проведения занятия.

11. Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

12. Обеспечение техники безопасности ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

13. Пунктуальность начала и конца урока _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

14. Внешний вид преподавателя: его жесты, мимика, манера обращения с учениками ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

15. Отношение преподавателя к внешнему виду учащихся ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

16. Дисциплина и активность занимающихся ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Правильный выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

18. Целесообразность использования помещения, эффективность использования инвентаря и оборудования ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

IV. Методический аспект.

19. Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке ________________________________________________________________________________________________________

20. Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

21. Методическая ценность и качество показа упражнений __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

22. Предупреждение и исправление ошибок _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

23. Правильность подбора средств, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

24. Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный методы) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ________________________________

________________________________________________________________________________________________________

25. Реализация индивидуального подхода в обучении __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

26. Использование методов стимулирования. Разнообразие этих методов и приемов ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

27. Соблюдение методических принципов физического воспитания:

а) сознательности и активности __________________________________________________________________________

б) наглядности ________________________________________________________________________________________

в) доступности и индивидуальности ______________________________________________________________________

г) систематичности ____________________________________________________________________________________

28. Плотность урока:

а) общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) ______________________________________________________________________________________________________

* Общей плотностью урока является отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным затратам урочного времени относятся объективно необходимые затраты времени на такие учебные процессы или стороны деятельности учителя на уроке, как восприятие и осмысление учащимися объяснения упражнения, демонстрации, указаний учителя; выполнение физических упражнений и необходимый при этом отдых; перестроения; установка снарядов и их уборка и т. д.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками, такими как: несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, простои между подходами к снаряду, перерывы в занятии, вызванные нарушением дисциплины, поломкой инвентаря и т. д. (например: 32 минуты на уроке было затрачено оправданно, следовательно, общая плотность урока (X) составит:

Общая плотность урока, составляющая 80 %, – высокая; 70 % – средняя; 60 % – удовлетворительная; менее 60 % – неудовлетворительная;

б) моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)

________________________________________________________________________________________________________

* Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока (например: 10 минут на уроке было затрачено учеником, взятым под наблюдение, на выполнение физических упражнений, следовательно, моторная плотность урока (Х 1) составит:

Для получения показателей общей и моторной плотности урока необходимо провести хронометраж анализируемого урока физкультуры заполнением предлагаемых граф таблицы и рисунка диаграммы затрат урочного времени, где показаны:

– общая плотность урока;

– моторная плотность урока;

– неоправданные затраты урочного времени.

30. Физиологическая кривая занятия. Анализ распределения учебного материала по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (ЧСС) _____________________________________________________________________

31. ЧСС у учащихся: до занятия (в покое уд/мин) _________________________________________________________

наибольший пульс ______ на ______ минуте урока;

в заключительной части урока ______;

через 5 минут после окончания урока (в покое уд/мин) ___________

32. Какие специально намеченные планом физические качества развивались?______________________________ __________________________________________________________________________________________________

В какой мере осуществлены эти задач? ___________________________________________________________________

Пути повышения качества проведения учебных занятий

в учреждениях СПО.

ФГОУ СПО «Новооскольский

Каждому учителю надо быть прежде всего добросовестным преподавателем своего

учебного предмета

Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях СПО – это совершенствование отдельных элементов методической системы обучения – методов, форм и средств обучения.

Учебное занятие – это форма воплощения методической системы обучения, звено целостного педагогического процесса.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями учебной программы . Во время учебного занятия преподаватель в течение установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью студентов.

Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса, ибо от качества отдельных занятий, в конечном итоге, зависит общее качество подготовки специалиста. Дать хороший урок – дело не простое. Многое зависит от понимания и выполнения преподавателем требований к учебному занятию, которые определяются целями, задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Цели учебного процесса подразделяются на дидактические (обучающие), воспитательные и развивающие.


Дидактические (обучающие) цели :

– реализация ведущих принципов обучения;

– четкость знания;

– связь нового с предыдущим;

– умелый отбор методов, приемов, средств обучения;

– умелая организация урока.

Воспитательные цели :

– профессиональная направленность;

– воспитание сознательности;

– формирование общечеловеческих ценностей;

– соблюдение педагогического такта;

– правильный отбор материала.

Развивающие цели :

– развитие познавательной активности, самостоятельности;

– развитие памяти, внимания, воображения;

– развитие логического мышления.

Подготовка преподавателя среднего специального учебного заведения к занятиям начинается с календарно-тематического планирования на весь учебный год. Планируется изучение каждого раздела и темы и составляется план проведения каждого занятия. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению студентами программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности. Поурочное планирование является одним из главных этапов общего планирования учебного процесса. Согласно современным представлениям, методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием – часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и студента в процессе обучения. В настоящее время существуют различные классификации методов обучения.

Каждый поурочный план занятия является основным элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, в свою очередь является вполне самостоятельным звеном в этом процессе.

Творческий подход к работе преподавателя относится к любому из требований к современному занятию, но особенно таким как:

– выбор преподавателем оптимального соотношения рационального и эмоционального в работе со студентами;

– четко следовать плану урока и одновременно готовность и умение гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций;

– создание условий для раскрытия студентами развития личности;

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;

– прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, формирование умений и навыков на отдельных этапах занятия;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе учебного занятия, выбор обеспечивающий познавательную активность;

– сочетание различных форм индивидуальной и коллективной работы на занятиях;

– развитие самостоятельности студентов в процессе обучения;

– учет возрастных особенностей.

Активное овладение профессиональной деятельностью , творческом, невозможно без интереса к дисциплине, к учебному процессу. Поэтому преподавателю необходимо заинтересовать студентов в первые минуты занятий. Темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными. Первое занятие по физике можно проводить как лекцию, но и можно как рассказ-беседу. Цель урока при помощи занимательных и наглядных опытов пробудить интерес к физике. На первых уроках необходимо привить навыки рецензирования, само и взаимооценки студентам. Не надо забывать, что похвала, поощрение мотивируют дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться еще больших успехов. На учебных занятиях должен соблюдаться педагогический такт, необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студента.


Разнообразие форм и методов проведения занятий способствует лучшему усвоению материала студентами. Тщательно спланированная учебная работа преподавателя способствует повышению качества подготовки будущих специалистов, их знаний по дисциплине.

Преподаватель обязан заранее продумать систему уроков по разделам, программный материал распределить по урокам, определить роль и место каждого из них в раскрытии содержания, формирование знаний, умений и навыков по разделу; продумать взаимосвязь между отдельным уроками и другими дисциплинами.

Урок изучения нового материала электромагнитная индукция вначале я называю тему урока, ставлю проблемные вопросы. По ходу объяснения провожу опыты, а студенты самостоятельно объясняют, добавляют. Большой интерес вызывают у студентов бинарные уроки. Мы проводим по физике урок

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

1. Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

  • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
  • наличие субъектов образовательной деятельности

В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

2. Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.

Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

  • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
  • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.

Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации

  • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
  • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
  • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
  • оценка результатов проведения учебного занятия;
  • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
  • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

  • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
  • мотивационное обеспечение урока;
  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
  • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
  • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
  • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.

Показатели и критерии

Организация учебного занятия:

  • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
  • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
  • Наличие плана занятия
  • Распределение времени учебного занятия
  • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

Поддержание дисциплины:

  • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
  • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
  • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

Мотивация и целеполагание:

  • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
  • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
  • Обеспечение мотивации процесса обучения

Изложение учебного материала:

  • Преподаватель логичен и последователен
  • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
  • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
  • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
  • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
  • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
  • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
  • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
  • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

Формы и методы работы:

  • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
  • Использование на занятии активных форм и методов обучения
  • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
  • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

Подведение итогов и организация рефлексии:

Выдача домашнего задания

Подведении итогов занятия

Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.

старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы

Чистякова Ольга Александровна


Обеспечение качества дополнительного образования осуществляется с помощью разных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем обеспечения качества в рамках образовательного процесса является уровень учебного занятия .

Существует ряд методик оценки качества учебного занятия в системе дополнительного образования детей. Один из них- квалиметрия . «Квали» означает «качество», «метрео»- «мерить», «измерять». Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности двадцать параметров, по которым проходит оценивание. Каждый из двадцати показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков:

1. Оценка содержания учебного материала:

·Научность, доступность,

·Актуальность материала и его связь с жизнью,

·Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации,


·Оптимальность объёма, предложенного для усвоения материала.

2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения:

·Рациональность и эффективность использования времени занятия,

Оптимальность темпа занятия, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

·Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактического материала, технических средств обучения, оборудования кабинета.

·Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их ЗУН.

·Место и роль оценки ЗУН.

·Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

·Использование валеологичеких технологий, соблюдение правил охраны труда и ТБ в ходе занятия.

3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения:

·Общая эрудиция педагога.

·Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика, жесты педагога.

·Тактичность и демократичность общения педагога с учащимися.

4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии:

·Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

·Уровень развития специальных умений и навыков.

·Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.

5.Оценка целей и результатов проведённого занятия.

·Реальность, чёткость постановки целей и их выполнения.

·Степень обучающего воздействия проведённого занятия на учащихся в ходе занятия.

·Степень воспитательного воздействия занятия на учащихся.

·Степень воздействия занятия на развитие учащихся.

6.Самоанализ занятия педагогом

Применение данной методики в отношении оценки качества конкретного типа занятия возможно исключение из списка отдельных показателей. Также допустимо корректировать список оценочных показателей, дополняя или сокращая его, вводя другие показатели вместо предложенных выше.

Для определения степени проявления каждого из двадцати признаков качества занятия устанавливается три уровня оценки:

0-признак не проявляется (низкий уровень), 1- проявляется частично

(средний), 2- проявляется в полной мере (высокий).