Безличное предложение давайте поработаем. Безличные предложения. Значение, которое выражает безличное предложение

Газизова Гульнара Маратовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: НРМОБУ "Салымская СОШ № 1"
Населённый пункт: пос. Салым Нефтеюганский район Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Урок русского языка
Тема: "Безличные предложения"
Дата публикации: 16.03.2017
Раздел: среднее образование

Урок русского языка в 8 классе на тему

«Безличные предложения»

Цели:

использовать воспитательный потенциал текста В.П.Астафьева при формировании понятия о

безличных предложениях.

Задачи учения:

находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

употреблять безличные предложения;

использовать синонимическую замену безличных предложений двусоставными.

Задачи обучения:

формировать понятие о безличных предложениях;

выявить способы выражения сказуемых в безличных предложениях;

определить роль безличных предложений в тексте.

Ход урока

Организационный этап.

Этап актуализации ранее изученного материала.

(перед каждым учеником на парте лежат оценочные листы, которые заполняются в начале и в

конце урока, и художественный текст В.П.Астафьева)

Какое сырое утро!

За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух. Окна залеплены серым снегом. Он

медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…

Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.

Наступило утро. В деревне уже выходят на работу. И мне надо работать.

Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть - чуть…

ведь

заработал

право

полежать?

мало

чего

заработал!

подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!

Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и

стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к

ферме – он везёт вонючий силос.

Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.

Учитель: Сегодня изучать новую тему мы будем на художественном тексте В.П.Астафьева.

(чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником. Анализ текста

В каком стиле написан текст?

О чём этот текст?

Почему он так называется? Какова основная мысль текста?

Какая часть речи наиболее часто употребляется? (глаголы)

Почему такое обилие глаголов? (главное – передать действие)

А по составу, какие предложения в тексте? Назовите.

Учитель: Просмотрите первые четыре абзаца данного текста.

Какие предложения по своей структуре использует автор для

передачи основной мысли текста?

На какие две большие группы можно разделить их? Укажите эти

предложения и распределите их в таблице.

Двусоставные

Односоставные

Определённо-личные

Неопределённо-

личные

Окна залеплены серым

Полежу ещё маленько,

чуть-чуть.

В деревне уже выходят

на работу.

За окном мутно.

Он медленно сползает

по стеклу, лепится к

рамам, набухает.

Каплет с крыши.

Как болят кости!

Надо вставать.

Наступило утро.

И мне надо работать.

3 этап. Изучение нового материала (постановка задач и целей урока)

Чем схожи односоставные определённо-личные и неопределённо-

личные предложения?

Что характерно для предложений, составляющих другую группу?

Какие это предложения?

Каково их общее грамматическое значение? (все они простые,

распространённые, односоставные)

Учащиеся: (учитель должен подвести их к определённому ответу) Это

тоже односоставные

предложения и сообщают они о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано

лицу, выраженному подлежащим.

Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос в форме

именительного падежа, кто производит действие или кто

испытывает состояние, названное в предложении?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема нашего урока?

(Запись темы урока в тетради – БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ )

На что указывает приставка БЕЗ - ? (на отсутствие чего-либо )

Учитель: Возьмите оценочные листы и укажите, что вы знаете или не знаете на начало урока. Это

нам необходимо для того, чтобы определиться с задачами и решить их.

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы должны знать?

ЗАДАЧИ (закрыты на доске, постепенно открываются)

- значение безличных предложений

- особенности сказуемого в безличных предложениях

- роль в речи безличных предложений

Что обозначают безличные предложения?

Безличные

предложения

наиболее

употребительная

односоставных предложений. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство

миниатюру

В.П.Астафьева,

почувствуете,

богатыми

возможностями

выражения

обладают

безличные

предложения.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях? (При работе с

текстом вам поможет учебник-теория В.Бабайцевой параграф 183,

На доске должно появиться

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

1. Личным глаголом в значении безличного. Каплет с черёмух.

2. Словом состояния на – о (окружающей среды или человека). За окном мутно.

3. Возвратным глаголом в безличном значении. Мне не хочется работать.

4. Инфинитивом (модальное слово в сочетании с инфинитивом – надо, нужно, можно, возможно,

нельзя). Надо вставать. Встать.

Чем ещё может быть выражено сказуемое в безличных

предложениях? Обратитесь вновь к тексту.

5.Безличным глаголом.

6.Неизменяемой глагольной формой нет

7. Краткой формой причастия (страдательное, ср. рода с суф. – н -, - ен, - т -) (опережающее

задание в учебнике, если останется время.)

Задание: Составьте предложения, чтобы сказуемое в них было бы выражено отрицательным

словом, кратким причастием, безличным глаголом

Этап первичного закрепления.

(Выполняется дифференцированная работа по тексту. Задания для групп написаны на доске)

1 группа – Составить 2 односоставных предложения на тему: «Пейзаж». Выполните

синтаксический разбор одного из них.

2 группа - Выписать односоставные предложения. Определить их вид. Переконструировать

одно односоставное предложение в двусоставное.

3 группа – Выпишите из текста все односоставные предложения. Подчеркнуть основы

предложений.

Проверка выполненной работы.

Учитель: Как видно из проделанной работы, безличные предложения очень часты в языке

Астафьева.

Какова роль безличных предложений в речи?

Чем можно объяснить это?

(На доске появляется)

Роль в речи:

Выразительность предложений

Лаконичная форма

Используется для описания пейзажей, обстановки

Лиричное повествование

Оттенок стихийности

(С помощью безличных предложений

можно дать выразительную характеристику

физического

нравственного

состояния

человека.

Часто

безличные

предложения

Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для

выражения

различных

оттенков

необходимости,

возможности

Безличные

предложения делают повествование более лиричным. С помощью них действию можно

придать оттенок стихийности.)

Подведение итогов урока

О чём вы узнали на уроке?

Как вы думаете, почему для данного урока я взяла текст

В.П.Астафьева?

Когда используются безличные предложения? (в тех случаях, когда

надо обратить внимание на действие, усилить его)

Что является сигналом безличности? (формы сказуемых)

Учитель: Посмотрите ещё раз на доску, на тему урока, возьмите оценочные листы и отметьте, что

получилось

выполнить

предстоит

поработать.

Насколько

достигнуты те задачи, которые мы ставили на начало урока?

(Заполнение оценочных листов)

Домашнее задание (дифференцированное)

3 группа – Учебник «Практика» упр. 217, заполнить таблицу упр. 219

2 группа - Из произведения «Ася» И.С.Тургенева (учебник литературы) выписать

односотавные предложения, указать вид односоставных предложений,

выполнить синтаксический разбор безличного предложения.

1 группа - Текст из 8-10 предложений, состоящий только из безличных предложений.

Указать способ выражения сказуемого.

Оценочный лист

Ф.И.________________________________________________

На начало урока

На конец урока

могу

не могу

могу

не могу

Н а х о д и т ь

д в у с о с т а в н ы е

предложения

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения

О т л и ч а т ь

о д н о с о с т а в н ы е

предложения от двусоставных

Определять

односоставных

предложений

Н а х о д и т ь

о д н о с о с т а в н ы е

безличные предложения

Определять

признаки

Безличными являются предложения, сообщающие о таком действии и л іі состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим: Невозможно ответить на вопрос в форме И. падежа существительного или инфинитива, кто производит действие, названное в предложении Его лихорадит, кто испытывает состояние, названное в предложении Стемнело.

Различаются безличные предложения, которые вообще не могут иметь в своем составе компонентов, называющих лицо: Ветрено; Темнеет; Рассветает; безличные предложения, в которых лицо названо или может быть названо существительным (или местоимением) в косвенном падеже; такое лицо представлено как пассивное, не способное управлять действием или состоянием, ср..‘ Ему грустно; Его знобит; Мне холодно. Пассивность лица в безличном предложении особенно ясна при следующем сопоставлении личного и безличного предложений: Я не сплю.-Мне не спится. В двусоставном предложении лицо активно, ср.: Я не хочу (не должен) спать, (и поэтому) я не сплю, в безличном предложении лицо пассивно, ср.: Мне надо заснуть (выспаться), но мне не спится (я не волен заставить себя заснуть).

Сказуемые в безличных предложениях бывают глагольными и именными.

Глагольное сказуемое может быть выражено:

а) безличным глаголом (подлежащего при таком глаголе быть никогда не может, и, следовательно, в двусоставном предложении этот глагол употребляться не может): На улице светает; Ему нездоровится;

б) глаголом, выражающим безличность в том случае, если предикативная конструкция не допускает подлежащего: Наш. теплоход качало; В лесу после грозы по-особому пахнет. Такой глагол может употребляться и в двусоставном предложении.

Именное сказуемое имеет в качестве при- связочного члена слова категории состоя- н и я, специально предназначенные для выражения безличности: Ему плохо; Вам холодно немножко (И. Т.); На душе было легко и грустно (Act.); Выло душно и тихо (Аст.).

Как глагол, так и присвязочный член в безличных предложениях могут иметь при себе зависимый примыкающий инфинитив: Тебе сегодня ни в коем случае не следует опаздывать; Летом хорошо пожить на даче.

Безличные предложения с зависимым инфинитивом следует отличать от двусоставных предложений с независимым инфинитивом- подлежащим. Это различие осуществляется на такой основе: независимый инфинитив-подлежащее обычно предшествует сказуемому, чаще всего он вообще располагается в начале предложения: Купаться в жаркий день - приятно; в безличном

предложении инфинитив располагается после сказуемого: Нам было приятно купаться в оюаркий день.

Как уже сказано, в безличных предложениях называются такие действия и состояния, которые с точки зрения современных языковых представлений не могут быть приписаны активному лицу. Это общее значение подразделяется на следующие частные значения:

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах: В трубах гудело; Воробья понесло вдаль на большой пустой высоте (Плат.); Вдруг как будто ветром колыхнуло девушек и бросило всех к столу (Верес.);

Безличные предложения о состоянии природы: Темнело, в воздухе томило (Верес.); Но как тихо, как невыразимо тихо кругом! (И. Т.); Было холодно, пронзительно сыро, темно от туч (Бун.);

Безличные предложения о состоянии человека: Хорошо косою в утренний туман Выводить по долам травяные строчки (Ес.); Вам дремлется (И. Т.);

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия: Хотелось поехать куда-нибудь на Волгу; Волей-неволей приходилось сокращать хождение по полям и лесам, больше сидеть дома (Рыленк.); И вот наконец собственными глазами удалось мне осмотреть это необыкновенное место (Пол.); [Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить] Приходилось верить (Булг.).

Урок по теме «Безличные предложения» в 8 классе.

Цели урока.

- Образовательная (дать представление об односоставных безличных предложениях, научить отличать их от других типов односоставных предложений).

- Развивающая (создать условия для развития познавательных психических процессов учащихся, познавательной мотивации, умения работать в группе).

- Воспитательная (создать условия для развития эстетического вкуса учащихся, повышения культурного уровня через обращение к образцовым текстам художников слова)

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

Задание 1.

Распределите предложения по группам, установите соответствие.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

1) Москва, Москва!..люблю тебя как сын…(М.Ю.Лермонтов)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Вдруг неожиданно все зажглось солнечными лучами.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Ведут ко мне коня.

9) В избе жарко натопили.

10) Нигде не дышится вольней родных лугов, родных полей.

Карточка-информатор для выполнения задания на 1 (базовом уровне).

Инструкция.

Если вы считаете, что недостаточно хорошо усвоили предыдущий материал, воспользуйтесь таблицей при выполнении задания.

Двусоставные Предложения Подлеж.+ сказуемое.

Односоставные предложения

с одним главным членом- сказуемым.

Определенно-личное

Неопределен

но-личное

Обобщенно-личные

В форме 1 и 2 лица

В форме 3 лица в наст. И буд.времени, в форме мн.ч. пр. вр.

Это опр-лич. И неопр-лич. Предложения, указывают, что действие производит любое лицо

Карточка-информатор для выполнения задания на 2 (репродуктивном уровне).

Если вы усвоили основные понятия, но вам необходима помощь, воспользуйтесь алгоритмом работы.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1.Определяю основу предложения.

2.Основа имеет и подлежащее, и сказуемое - предложение двусоставное.

3. В предложении один главный член - предложение односоставное.

4.Смотрю, чем выражен главный член предложения.

Если можно подставить местоимение я, мы, ты, вы – предложение определенно-личное,

Если можно подставить местоимение он, они - предложение неопределенно-личное

Инструкция для учащихся, выполняющих задание на преобразовательном - 3 уровне.

Если вы чувствуете себя уверенно и хотите проверить свои знания, выполните задание самостоятельно.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

3.Фронтальная беседа с классом.

Вопросы.

Есть ли предложения, которые вы не определили ни в одну группу?

Попробуйте подставить в предложения подлежащие - личные местоимения.

Что получилось?

Вывод – предложения безличные – тема урока.

Определите цели, которые мы будем ставить, изучая данную тему.

Предлагаемые ответы.

Мы будем учиться отличать безличные предложения от других предложений.

4. Изучение нового материала.

Работа с текстом в исследовательских группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить значения, которые могут выражать безличные предложения.

Задание1 уровня. Установи соответствие.

Предложение

Значение, которое выражает безличное предложение

1) Пахло земляникой и грибами.

а) внутреннее состояние человека

2) Беспощадней огня нет врага.

б) состояние окружающей среды

3) Не было ни гроша, да вдруг алтын.

в) отрицание

4) У меня на сердце захолонуло!.

г) отсутствие чего-либо

Задание 2 уровня.

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева.

Безличные предложения о стихийных, неведомых силах

Безличные предложения о состоянии природы

Безличные предложения о состоянии человека (физическом или нравственном)

Безличные предложения о желательности, необходимости, преднамеренности и непреднамеренности осуществления действия

Выводы учеников - о группах безличных предложений по значению.

Стихийные явления, состояние природы:

Морозит. Вьюжит. Смеркалось.

К вечеру похолодало.

Состояние человека:

Мне думается. Тебе нездоровится?

Нам хорошо.

Долженствование, волеизъявление:

Необходимо запомнить.

Мне ехать.

Бытие:

Случалось.

Демонстрация слайда презентации «Значения безличных предложений».

2.Исследовательская работа с текстами в группах. Разноуровневые задания.

Цель: выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях.

Задания 1 уровня.

Установи соответствие.

Задания для 2 группы (2 уровня).

Инструкция.

1.Прочитайте текст.

2.Подчеркните грамматические основы в предложениях.

3.Найдите безличные предложения. Напишите над сказуемыми в этих предложениях, в какой форме они употреблены.

4.Заполните таблицу-схему «Способы выражения сказуемого в безличных предложениях».

Примеры

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами. Запах густ, сладко-приторен и нежен. Сквозь мглу видно всё. Но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Всходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен и свеж. Можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. (А. П. Чехов).

Проверка. Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Глагол в 3-м лице настоящего времени.

Пахнет снегом, высушенной травой и запоздалыми цветами

Глагол в неопределённой форме

Но трудно разобрать цвет и очертания предметов.

Глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Мглы как не бывало.

Пахнет – глагол в 3-м лице настоящего времени.

Разобрать – глагол в неопределённой форме

Не бывало – глагол в прошедшем времени, в среднем роде.

Различить – глагол в неопределённой форме.

Задания для 3 группы (3-й уровень).

Заполните данную таблицу примерами из миниатюр В.Астафьева «Какое сырое утро!» и «Приветное слово».

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Инфинитивом

Представление и защита таблицы «Способы выражения сказуемого в безличных односоставных предложениях» учениками 3 группы.

Способы выражения сказуемого в безличных предложениях

Примеры

Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)

Вечереет. Мне нездоровится.

Личным глаголом в безличном значении

Пахнет сеном…

Инфинитивом

Да и мне не вернуть этих снов

Мне грустно…

Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом

Мне нужно действовать.

Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание

Уюта – нет! Покоя – нет!

Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-

В комнате накурено.

4. Самостоятельная работа. Комплексный анализ текста.

Анализ – исследование миниатюры В.П.Астафьева «Тоска»

Вопросы, задания к тексту.

Докажите, что пред вами текст. Какова его тема?

Почему текст назван «Тоска»?

Какие вопросы поднимает в своей миниатюре писатель? О чём размышляет?

Все ли типы односоставных предложений представлены в тексте?

Какова функция безличных предложений? Что удаётся передать с помощью этих предложений?

5.Диагностика усвоенного.

Графический диктант (слайды презентации) с взаимопроверкой, позволяет вычленить проблемы.

Инструкция. Определите тип односоставного предложения или каждой из частей односоставного предложения.

1) С утра морозит.

2) В избе жарко натоплено.

3) В избе жарко натопили.

4) Вам не видать таких сражений!

5) Приготовьтесь к уроку.

6) Бездонную бочку водой не наполнишь.

7) В воздухе пахнет сосновой смолой.

8) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело.

9) Иду, и легко мне дышится.

10) Дерево зажгло грозою.

6. Подведение итогов.

Задания и вопросы. Вернемся к заданию в начале урока. Допишете вместо знака вопроса в таблице тип односоставного предложения и впишите примеры в правую колонку таблицы.

Самопроверка.

Тип предложения

№ предложений

Двусоставное предложение

Определённо–личное предложение

Неопределённо-личное предложение

Безличные предложения

Фронтальная беседа с классом.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было трудным?

Что понравилось?

Рефлексия.

Допишите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

В группе работать мне было…, потому что …

Помогал мне …

Мешал мне...

Больше всего мне понравилось…

Труднее всего было …

Домашнее задание.

Задание 1 уровня.

Выполнить упражнение по учебнику.

Задание 2 уровня.

Выписать строфы из поэтических текстов, где встречаются безличные предложения, определить их роль в тексте.

Задание 2 уровня.

Написать сочинение-миниатюру «Зимним утром» с употреблением безличных предложений.

В безличных предложениях единственный главный член - сказуемое, которое может быть выражено наречием; безличным глаголом; личным глаголом в безличном значении; глаголом в неопределенной форме, существительным. Субъекта действия нет и не может быть, действие происходит само по себе или состояние возникает независимо от какого-либо субъекта. Безличные предложения очень многообразны по форме и значениям, в отличие от других односоставных.

Значения безличных предложений.

1) состояние природы, окружающей среды, например: Моросит. Морозило все сильнее; Вчера похолодало ; Холодно, Очень жарко.

2) физическое и психическое состояние живого существа, например: Сладко дремлется на воздухе; Все в глазах помутилось; Мне посчастливилось ; С утра сильно знобит.

3) возможность, желательность, необходимость действия: Ему не хочется гулять; Случилось мне побывать в Кремле; Знать бы заранее! Нужно это сделать; Можно войти? Хоть бы победить!

4) бытие, становление, нахождение, обнаружение, например: Всегда так будет, так бывало, таков издревле белый свет; Приходилось вам стоять одному на опустевшем перроне? Случается по-всякому .

5) отсутствие чего-либо. На той стороне нет вокзала. На небе ни облачка. Некого спросить.

6) ирреальное (потенциальное) действие, Вам не видать таких сражений! Вам начинать.

7) побуждения к действию, повеление, приказание в категорической форме: Не курить! По газонам не ходить! Всем спать! Упасть, отжаться!

Формы сказуемых безличных предложений.

1) Предложения с безличным глаголом типа светает, морозит, знобит, холодает, снится, хочется, смеркается, дремлется и др.

Подобные глаголы имеют форму 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения, а в прошедшем времени - форму среднего рода.

2) Предложения с личным глаголом в значении безличного. В этом случае личные глаголы теряют формы изменения и застывают в формах 3-го лица или среднего рода. Мне вечно не везло Из хаты повеяло сыростью; Пахнет хлебом .

Личный глагол в безличном употреблении может иметь суффикс -СЯ,

3) Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в себе значение действия со значением результата состояния, например: В помещении накурено; Про батарею Тушина было забыто .

4) Именными безличными предложениями в современном русском языке признаются предложения с безличными словами (существительными, существительными с инфинитивом, наречиями, модальными словами можно, нужно, хочется и т.п.) в роли главного члена. легко, весело, уютно, стыдно, жаль, пора, жарко, душно, стыд, грех, позор, время, лень, грех, охота , в сочетании с инфинитивом Над старостью смеяться грех; Мне охота плясать . надо ехать, можно почитать, необходимо беречь здоровье .

5) Безличные предложения, выражающие отсутствие чего-либо состоят из с казуемого – частицы ни, отрицательного местоимения или наречия, слова нет в сочетании с косвенным падежом существительного или с инфинитивом. Нет времени; Ни звука; Никого знакомых; Ничего нового; Никого друзей; Ни единой ошибки; Никакой надежды; Некому работать, не о чем спорить, некуда идти .

6) Инфинитивные предложения. Главный член инфинитивного предложения выражается инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие или состояние как желательное, необходимое, возможное, неизбежное. Купить бы воды! Я ремонтирую квартиру, чтоб принимать гостей.