Хоронили ли фараонов вместе с женами. Всё самое интересное в одном журнале. Местоположение Долины царей

Гробницы правителей архаичного периода

В конце доисторических времен не было специальных мест для захоронений, мертвых хоронили обычно рядом с поселениями и деревнями. Их закапывали в землю недалеко от хижин.

С появлением медных инструментов и орудий груда обряду похорон и местам захоронений стали уделять больше внимания.

В Бадари (Верхний Египет) стенки могил стали выкладывать циновками, в отдельных могилах над телом умершего сооружали навес. Могилы, выложенные кирпичом и состоящие из нескольких помещений, появились впервые в культуре Негада.

После объединения северных и южных земель фараоны I и II династий стали специально подчеркивать свое богатство и власть. Они строили огромные гробницы, устраивали пышные похороны. Примеру фараонов следовали высокопоставленные вельможи. Археологи нашли и раскопали царские захоронения архаичного периода в Саккаре – «городе мертвых» первой столицы объединенного Египта – Мемфиса. Такие же могилы были найдены в Абидосе, в районе верхнеегипетского города Тхис. Согласно предположениям в Абидосе находились символические могилы и гробницы древних правителей. Обе части государства несмотря на то, что правил ими один фараон, были еще достаточно самостоятельными, поэтому фараона нужно было хоронить в двух местах – естественно, одно из захоронений было символическим.

«Город мертвых», как и город живых, располагался на границе пустыни и плодородной земли, даже гробницы напоминали своей формой жилые дома. Гробницы в Абидосе и Саккаре представляют два основных типа погребальных построек. Разница между ними хорошо видна на примере подлинной гробницы царицы Мернетх в Саккаре и ее символическим захоронением в Абидосе.

Постройки были массивными, имели глыбообраз ную форму, стены были гладкими, как это и принят на юге. Стояли они во дворе, который был обнесен стеной. Внутри гробницы находилось центрально погребальное помещение, вокруг которого могло располагаться несколько камер. В гробнице северного типа постройка была украшена плоскими лопатка ми с фигурными зубцами. Внутри гробницы усыпальницу фараона окружала сложная система камер и помещений. Примером такого типа погребальных построек может служить гробница в Саккаре, которая, как предполагают, принадлежит фараону Аха. Ее подземная часть была разделена на пять отдельных камер, в средней камере, вероятно, находилось тело фараона в деревянном саркофаге. В остальных помещениях могли находиться его личные вещи. Над погребальной камерой возвышалось кирпичное строение с 27 комнатами. В этих комнатах было сложено охотничье снаряжение, стояли сосуды с вином и блюда с едой, здесь же лежала прочая утварь, которая могла понадобиться фараону в загробной жизни. Внешнюю часть гробницы, ее надземное здание разделяли глубокие ниши. Оно было обнесено двумя низкими стенами. Возможно, что между внутренне стеной и восточной стеной гробницы находило место для жертвоприношений. Сюда родственники приносили подарки и продукты для обитателя могилы. Снаружи стены и само здание гробницы были украшены лепным орнаментом

Разумеется, четкой границы между этими двумя основными типами погребальных построек не существует. Гробница фараона Мени, объединившего страну, в Негаде тоже разделена столбами.

Планировка захоронений архаичного периода во многих случаях предопределяет планировку ансамблей гробниц и захоронений Древнего царства: Дорога восхождения вела к зданию гробницы, рядом с которым во дворе стоял жертвенный алтарь. Начиная с комплекса гробницы фараона Ка, последнего царя I династии, к этим элементам добавился еще один – молельня культа усопшего фараона.

Мастабы

В результате развития формы могил и усыпальниц правителей архаичных времен появились мастабы. Это самый ранний тип гробниц фараонов периода Древнего царства. Мастаба имеет форму усечённой пирамиды с несколькими помещениями внутри и подземной погребальной камерой.

Строили мастабы из необожженного кирпича.

Долина, расположенная за гробницей фараона Ментухотепа I, превратилась в постоянное место погребения фараонов. Расположенная рядом с ней другая долина стала местом захоронения членов царских семей и знати.

Страбон посетил Фивы и место захоронения фараонов, которое сегодня именуют Долиной царей.

Он писал, что в этой долине находятся скальные гробницы сорока египетских фараонов (на сегодняшний день нам известны 60 скальных гробниц египетских фараонов). Эти гробницы очень интересны, их стоит посмотреть. Как видно, уже во времена Римской империи эти памятники египетской архитектуры считались местами, привлекающими внимание и интерес путешественников. Естественно, уже тогда гробницы были давно ограблены, лишь немногие избежали этой участи. Напрасно вход в гробницу тщательно маскировали.

Тутмос I был первым египетским фараоном, которого похоронили в Долине царей. Гробницы первых фараонов XVIII династии относительно невелики; погребальная камера, в которой стоит саркофаг фараона, украшена столбами и имеет овальную форму. Как правило, путь через помещения делает хотя бы одно колено, а в некоторых случаях он строится по неправильной кривой. В более поздние времена гробницы стали более протяженными, и в конце XIX династии их планировка вновь стала линейной. Некоторые захоронения простирались под землей на сотни метров. Например, гробница царицы Хатшепсут имела длину 213 м и уходила на глубину 97 м. В конце гробницы находится погребальная камера с саркофагом.

Свод царских гробниц имел обычно цилиндрическую форму. Стены были украшены цветными барельефами и картинами. На них изображалась жизнь в загробном мире, путь усопшего, жизнь богов. Эти настенные росписи и барельефы являются прекрасными памятниками древнеегипетского изобразительного искусства. Гробница символизировала загробный мир, по которому каждую ночь путешествует Солнце. В силу этого каждое помещение, коридор гробницы имели свое собственное имя. В гробнице Рамсеса IX спуск назывался «первым коридором бога». Найденные в других усыпальницах глубокие шахты, вероятно, тоже имели отношение к этой системе символов. Согласно результатам новейших исследований эти шахты отождествлялись с той глубокой пещерой, над которой должна была проследовать ладья бога Солнца. Саркофаг фараона был сделан из чистого золота, из золота были сделаны и культовые предметы в погребальной комнате. Поэтому ее называли «золотым домом». Впрочем, такое название заслуживала вся царская гробница. В ней были собраны огромные сокровища. Если судить об этом по тем драгоценностям, которые были найдены в гробнице фараона Тутанхамона, маленькой в сравнении с другими гробницами, можно представить, какие сокровища хранили гробницы великих фараонов.

Спрямление внутренней планировки гробниц связано с усилением культа бога Солнца, первые такие гробницы были сооружены в Ахетатоне, столице фараона Эхнатона. Линейная планировка внутренних помещений служила для того, чтобы лучи Солнца могли проникнуть как можно дальше, достичь самых отдаленных уголков гробницы, погребальной камеры и саркофага фараона. Так как вход в гробницу был замурован, это имело чисто символическое значение.

Итак, фараоны Нового царства старались скрыть место своей гробницы. Но они не утратили веру в божественную силу пирамиды, просто ее роль была отведена горе, возвышавшейся над долиной. Продолжает жить и символика Солнца. Свои заупокойные храмы фараоны Нового царства строили вдали от своих гробниц, на границе пустыни и плодородной земли.

После того, как распалось Новое царство, правители Египта прекратили строить скальные гробницы в Фиванских горах. Фараоны, как ни старались замаскировать вход в свои могилы, грабители отыскивали его. Поэтому египетские цари, начиная с фараонов XXI династии, начали строить подземные погребальные камеры на территории храма Амона в новой столице Танисе. Эта территория считалась священной и была огорожена стеной. В Фивах одновременно возводили так называемые «дома Ка», по примеру древних символических гробниц фараонов в Абидосе.

До возникновения обычая возведения пирамид в древнем мире существовала традиция строительства мастабы, Древний Египет стал первой цивилизацией, в которой процесс захоронения превратился в обряд, одним из самых важных в жизни общества. Он имел важное религиозное значение. Сюжет перехода души человека в царство Осириса описан в « «, текст которой размещался на многочисленных свитках папируса и стенах гробниц высоких лиц.

К переходу в потусторонний мир древние египтяне готовились заранее. Фараоны начинали разрабатывать проект пирамиды или мастабы сразу после восшествия на престол. На разработку проекта, выбора материала и работу требовались значительные расходы, которые планировались и выделялись из государственной казны, формируемой за счет налоговых отчислений с народа. Нужно было, конечно, и время. Срок возведения некоторых гробниц Древнего Египта занимал от нескольких лет до десятилетий. К примеру, гробница фараона Хеопса (Хуфу) на плато Гизы строилась около 20 лет. На ее возведении трудились около тысячи рабочих одновременно.

Традиция захоронения в древнем мире

Первобытные люди проводили обряд захоронения несколькими методами: укрепляли корзину с телом покойного высоко на деревьях или сжигали его на костре. Второй метод применяется до сего времени в Индии. В прошлые века этим способом хоронили умерших буряты и монголы. В степных зонах проводилась закладка могил каменной россыпью. Предварительно тело покойного оборачивалось тканью или шкурами животных. В захоронение также помещалось военное снаряжение и пища в сосудах.

В настоящее время многие государства проводят захоронения методом сжигания в крематории с выдачей родственникам пепла в герметичном сосуде.

Мусульмане в отличии от европейцев производят захоронение с обёртыванием покойника в ткань (саван) и помещением тела в землю.

Многие захоронения выполняются путём помещения умершего в землю на глубину 1.5-2.5 метра.

Японцы в прошлые тысячелетия переносили на себе умирающего родственника в горные безлюдные ущелья, подальше от жилья, на расстояние десятков километров, и оставляли его на голодную смерть.

В Древнем Египте ещё десяток тысяч лет назад хоронили простым и недорогим методом – закапыванием тела покойника в землю, обёртывая тканью. Единственным условием был поиск сухого места, желательно недосягаемого от подтопления разлива рек и животных. Для этого использовались естественные возвышенности или отроги гор.

Как пример, что находится на противоположном берегу древнего города Фивы (Луксор), находится на склоне горного массива, разделяющего Сахару и Аравийскую пустыню, состоящую из известковых отложений древнего моря. Плотность расположения вековых захоронений очень высокая.

По мере экономического роста и создания государства на прилегающей территории Нила, примитивные, по сути, захоронения стали облагораживаться с существенным различием между простыми крестьянами и придворными князьями. Различие по богатству и устройству имели захоронения фараонов. Особенности погребального захоронения египетских фараонов описано ниже.

Захоронения фараонов: масштабы древнего Египта


Медицина и мумификация в Древнем Египте

Первые захоронения египетских фараонов немногим отличалось от мест упокоения простых крестьян Они представляли собой гробницы с небольшим количеством артефактов, доказывающих захоронение царственной особы.

Бальзамирование тела проводилось с применением смол, удаления внутренностей и мозгов, что позволяло сохранить мумию фараона на тысячелетия. Изъятые органы также бальзамировались в специальные сосуды и помещались в гробницу.

Процесс бальзамирования проводили специально подготовленные люди, владеющие медициной и химией.Смолы для бальзамирования покупались или добывались военными действиями во внутренних районах Нубии и . Походы и экспедиции за материалами выполнялись под руководством фараона или его детей.

Транспортной артерией для перевозки товара с и Пунта в те времена являлся Нил или Эретрийское (Красное) море.

Большие расходы на экспедиции оправдывались добычей не только смол для бальзамирования, но и захватом бесчисленного множества домашних и дикий животных, рабов для ведения земляных работ и вывоза на кораблях ценных материалов в виде леса, кожи, металлов и слоновой кости для отделочных работ в храмах и гробницах.

Понятие мастабы в Древнем Египте и её необходимость


При копке могил под захоронение остаётся грунт, который в виде монументального холма насыпается сверху погребения в виде прямоугольника и уплотнятся. Это защищает погребение от проникновения дождевых вод. Верх и боковые стороны такой насыпи часто облагораживали плитами известняка или каменной россыпью.

Дальнейшее усовершенствование погребения привело к нескольким новшествам древних архитекторов — размещение гробницы на большую глубину в 10-60 метров. Это спасало богатые захоронения от разграбления. Также последовал отказ от земляной насыпи как недолговечной и подверженной размыву и выветриванию грунта.

Насыпь в дальнейшем стали выполнять из сырцового кирпича с заполнением известняком, что продлило существование захоронения в несколько тысяч лет.

Дальнейшие изощрения архитекторов фараонов в строительстве привели к использованию в облагораживании гробницы природнго гранита и мрамора.

Процесс строительства мастабы


Мастаба Древнего Египта

Благородный камень привозили по Нилу с северных районов Нубии.

Начальная обработка гранита и мрамора проводилась рабами в каменоломнях. Чистовая обработка камня выполнялась на месте расположения гробницы. Такой метод позволял экономить на отделке поверхностей изделий, при наличии дефектов обработки или повреждений при транспортировке. Многие конструкции и элементы находятся на семиметровой глубине , попав туда в результате разлома и повреждения кораблей, при переходе через многочисленные пороги.

Стены и потолки погребальных камер выполнялись из мрамора или гранита. Внутреннее пространство стен, как показали раскопки, заполнялось обломками известняка.

Конструкция мастабы Древнего Египта


Мастаба как гробница состоит из нескольких элементов. Размеры мастабы в основании менее 100*100 метров и высотой 15-20 метров. Подземную часть – состоящую из вертикального или наклонного колодца, со стенами выполненными из мрамора или гранита,оформляли рисунками и надписями.

К подземной части мастабы также относится помещение гробницы, выполненной из красного нубийского мрамора или полированного известняка из местных каменеломен.

На стенах помещались надписи с указанием имён родственников фараона, ливийской краской наносились на штукатурку стен сцены о его походах и победах.

Вход в гробницу и коридоры обустраивались ложными дверями и тупиковыми нишами.

Для проветривания внутренних помещений во время строительства в потолке проделаны вентиляционные каналы.

Для хранения продуктов и вещей в гробнице пристраивались дополнительные помещения.

Фараоны не забывали и о родственниках: жёнах и детях. Для них в верхних ярусах строились дополнительные камеры и комнаты. Основной проход к погребальной камере перекрывался по окончанию строительства мощной плитой из гранита. Часто саркофаг гробницы при вскрытии оказывался пустым. Для того чтобы уберечь от разграбления его помещали в захоронение отца или иного родственника и грабители видели пустую гробницу после стольких трудов.

Возможно мастаба строилась при жизни фараона, а саркофаг в гробницу с телом покойного фараона вносился во время строительства, иначе его не пронести до гробницы по узким коридорам при весе в несколько тонн. Продукты и вещи можно было внести в любое время, но даже при наличии охраны гробницы нещадно разворовывались грабителями.

Не забывали фараоны и о религии, для приношения жертв в гробнице ставились жертвенники.

Дополнительным элементом мастабы являлся сербад – помещение, в котором помещались статуи фараона. Аристократическая верхушка придворных фараона, в знак преданности, строили свои мастабы рядом с гробницей господина.

Простые крестьяне и ремесленники не имели права быть захороненными рядом с царственной особой.

Разветвлённая сеть коридоров в мастабах некоторых фараонов и его знати напоминает подземный город с настенными рельефами и рисунками из повседневной жизни.

Надземная часть выполнялась с несколькими ложными входами, со стенами и потолком из мраморных плит.

Внешние стены выполнялись из гранита с небольшим наклоном, для усиления прочности и стока дождевых вод полировались.

От мастабы к пирамиде Древнего Египта


Дальнейшие архитектурные изыски фараонов привели к потребности в строительстве пирамид, желая быть ближе к Солнцу, олицетворяющего Ра.

Фундаментом для пирамид явилась мастаба, в более качественном исполнении, чтобы удержать на себе многотонную массу пирамиды.

Многовековой опыт по строительству мастабы уже к тому времени имелся. Недостаток материалов и рабов восполнялся походами и войнами.

Мастабы в Древнем Египтестроили не только фараоны, но и сановники при достаточном наличии капитала и в его отсутствии часто оставляли строительство в незавершённом состоянии.

Вход в гробницу через пирамиду и мастабу имел несколько наклонных тоннелей, с тупиками внутри пирамиды и ложными коридорами.

Мастаба стала фундаментом или основанием пирамиды с подвальными помещениями гробницы.

Часто каменные блоки мастабы при обратной разборке использовались для строительства последующих погребений. Надписи на блоках мастабы одного фараона находили в захоронениях другого.

Часто мастабы строили из полимерного бетона – смеси мелкого мрамора, гранита и известняка. Для заливки полимерного бетона использовалась деревянная опалубка. Внешняя сторона таких блоков обрабатывалась штукатуркой имитирующей мрамор.

Мастабы строились также при постройке солнечных храмов и пятой династии в период 2459-2332 до н.э.

В некоторых случаях мастабу для пирамид вообще не строили. Достаточно было использовать природные уплотнения грунта, но это приводило к преждевременному разрушению конструкции из-за подземных вод.

Ритуал погребения

В день погребения фараона обязательно собирались все родственники, придворные, сановники. Они выстраивались в длинную процессию, во главе которой следовал наследник фараона. За ним шли в строгом порядке высшие чиновники, вельможи, жрецы и жрицы. Некоторые из них были переодеты как Анубис, другие как богиня-покровительница Исида или Нефтида. Саркофаг с мумией везли на санной повозке, запряженной быками. Его внутренности в канопах везли отдельно позади саркофага. Погребальные дары тоже, вероятно, везли вслед за саркофагом и канопами. Наемные плакальщицы заученными жестами изображали невыносимую скорбь и горе, рвали на себе одежды и посыпали головы дорожной пылью.

По прибытии на место погребения совершали ритуал «открывания рта». Жрецы заботились о предстоящем воскресении мертвого. Именно с этой целью они натирали елеем мумию (иногда статуэтку, символически изображавшую фараона), жгли ладан, произносили магические заклинания. Потом жрец открывал специальной палочкой рот мумии, чтобы покойный фараон снова мог говорить, есть и пить. Все ритуальные действия были строго расписаны и исполнялись последовательно и без спешки.

Под конец саркофаг, канопы и погребальные дары заносили в гробницу. Участники церемонии погребения проводили остаток дня на поминальной трапезе, с обильной едой и множеством напитков. Для развлечения гостей приглашали даже музыкантов и танцовщиц.

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Золотые погребения Мапунгубве Находки, сделанные в Мапунгубве, имеют важное значение по двум причинам. Во первых, они богаты скелетным материалом, золотыми и прочими предметами, а во-вторых, поскольку компания «Древние руины лимитед» не разграбила этот участок, почти

Из книги Высший генералитет в годы потрясений Мировая история автора Зенькович Николай Александрович

Глава 1. Два погребения В последний путь маршала провожала жиденькая цепочка родных и близких. Не было пышной панихиды, приличествующей его высшему в стране воинскому званию, положению в государстве, боевым наградам. Хоронили тихо, незаметно.В немногочисленной траурной

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

4. Пирамиды и погребения 4.1. Кто и когда построил великую пирамиду Хуфу-Хеопса Сегодня считается, что три крупнейшие пирамиды Египта возведены в эпоху 4-й династии фараонов 2680–2565 годов до н. э. , с. 254. Считается, что три основные пирамиды последовательно построены

Из книги Генштаб без тайн автора Баранец Виктор Николаевич

Ритуал Бывают в Генштабе такие дни, когда у офицеров дружно добреют лица и словно перед долгожданной попойкой воцаряется всеобщее радостное воодушевление. И тогда даже тот, кто обычно взрывается от мелочных подколок сослуживцев, великодушно прощает им самую ехидную

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Ранние погребения Археологические раскопки свидетельствуют, что уже в то далекое время человек был верующим, хотя вера его еще носила неосознанный, интуитивный характер.Об этом свидетельствуют и древнейшие захоронения, которые появились в мустьерское время.Ученые

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава III Древнеславянские погребения

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, Религия, Культура автора Тодд Малькольм

ПОГРЕБЕНИЯ В КОРАБЛЯХ Самым обычным погребальным обрядом у северных германских народов было погребение в корабле: умершего хоронили в корабле или воздвигали памятник в виде корабля. Надгробные памятники, которые состоят из групп камней, составленных в форме корабля, и

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Северная Америка. Южная Америка автора Ершова Галина Гавриловна

Погребения Несмотря на общее стилистическое сходство с культурой Паракас, общество Наска достаточно резко меняет свои погребальные традиции. Достаточно сказать, что насканцы практически перестали мумифицировать своих покойников.Все это свидетельствует об очередном

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Ритуал По сообщениям хронистов и по изображениям в кодексах и на монументах, а также по археологическим находкам мы можем до некоторой степени восстановить ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что больше всего майя были озабочены

Из книги Великие открытия автора Аугуста Йозеф

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Золотые погребения Мапунгубве Находки в Мапунгубве важны для нас по двум причинам. Во-первых, было найдено множество человеческих скелетов, золота и других предметов, а во-вторых, поскольку ни одна Компания древних развалин не орудовала в этих местах, все осталось

Из книги Гунны автора Ивик Олег

Гуннские погребения Гунны не образовывали больших стойбищ, по крайней мере, таковые практически не известны ученым716. Пока открыты следы лишь нескольких юрт, возможно, оставленных гуннами, – в Лесостепном Подонье717. Основной источник знаний археологов об этом народе –

Из книги Христианские древности: Введение в сравнительное изучение автора Беляев Леонид Андреевич

Из книги Бухарские обряды автора Саидов Голиб

Таъзия обряд погребения Кладбище Абухавс-и Кабир («Хазрат-и Имом»). Фото автора.Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета… Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки… Все вещи – в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око

Из книги Древние китайцы: проблемы этногенеза автора Крюков Михаил Васильевич

Погребения Наконец, рассмотрим особенности погребального обряда, прослеживающиеся в могильниках западной, центральной и восточной зон, в частности ориентировки погребений.Хотя в этнографии до сих пор существуют различные мнения по поводу того, чем обусловлена та или

Из книги Праздники, обряды и таинства в жизни христиан Беларуси автора Верещагина Александра Владимировна

2.4. Обряд погребения Рождение, создание семьи и смерть человека всегда сопровождались большим количеством верований и обрядов, которые занимали значительное место в жизни каждого христианина. Погребение не является отдельным таинством. Однако смерть человека и

Особенно будоражит воображение безупречное искусство мумифицирования, которым владели почитатели культа священного Амона Ра. Древние египтяне кардинально отличались от других народов поклонением смерти, возведением ее в культ. Археологи постоянно находят новые захоронения мумий, стараются изучать их с помощью компьютерного оборудования, ведь хрупкие останки превращаются в прах от соприкосновения с солнечными лучами. Хотя сколько не проводятся исследования, загадок древности становится все больше.

Подготовка к загробной жизни

По законам современности, люди стараются жить здесь и сейчас, взять для себя только самое лучшее. Для древних египтян вся жизнь считалась подготовкой к главному таинству - смерти. Даже свадьбы не отмечались так пышно, как похороны. Чем качественнее провести мумификацию, тем более целостным сможет предстать перед богами усопший. Если земное существование - только миг, то к вечной жизни следует подготовиться с максимальной тщательностью. Мумию надлежало сопроводить к месту погребения с качественной посудой, амулетами, драгоценностями и фигурками богов. А чтобы мертвец не забыл своих благих дел, совершенных при жизни, ему дополнительно клали в похоронную камеру папирусы, где все добрые поступки были доподлинно изложены. Стены камеры тоже украшались рельефами и росписями, хотя они исполнены по существовавшим в Египте строгим правилам живописи. На все это великолепие взирала маска с широко открытыми разрисованными глазами, расположенная на месте лица мумии.

Способы мумификации

Тысячелетия сменяли друг друга, но в оптимальных условиях в громадных усыпальницах покоились нетленные мумии фараонов Египта и знати. Хотя достойно сохранить останки могли себе позволить даже простые египтяне. Но только жрецы оставляли за собой почетное право проводить бальзамирование. Это связано с легендой о боге Анубисе, который сделал мумию из тела бога Осириса, чтобы подготовить его к вечной жизни в загробном царстве.

Знать оплачивала дорогую мумификацию

Родственники умершего египтянина обращались к бальзамировщикам, а те предлагали на выбор один из способов мумификации исходя из финансовых возможностей просителей. После соблюдения формальностей жрецы приступали к работе. Мумификация в Древнем Египте была недешевым удовольствием. Поэтому для разных слоев общества процесс проходил по-разному.

Как делали египетские мумии? В первую очередь, удаляли мозг железными приспособлениями через ноздри, а его остатки растворяли специальными снадобьями, которые впрыскивали в черепную коробку. В Древнем Египте не знали о функции мозга, поэтому его просто выбрасывали, хотя старались тщательно законсервировать все другие органы. После осмотра левой стороны живота покойника главный писец указывал место для разреза. Острым камнем парасхист (или вспарыватель) делал на обозначенном участке разрез брюшной полости. Один из жрецов проникал рукой в разрез, чтобы достать все органы, оставляя при этом на месте легкие и сердце. Считалось, что через пищевые органы происходит загрязнение плоти, а впоследствии и человеческой души. Извлеченные внутренности промывали бальзамом и пальмовым вином. Органы ни в коем случае не выбрасывали, а бережно погружали в сосуды, наполненными специальными бальзамами. Такие сосуды назывались канопы, их было у каждой мумии по четыре. На крышках сосудов изображали головы сыновей Хора.

Секреты бальзамирования

Наступала очередь бальзамирования. После промывания вином внутренних полостей покойника его тщательно натирали изнутри корицей, кедровым маслом, миррой и подобными средствами для бальзамирования. В специальных бальзамах замачивали бинты из льняной ткани, которыми тампонировали тело внутри и обматывали снаружи. Немного позже бальзамировщики научились заполнять мумии ароматическими травами, настоянными на маслах. Спустя некоторое время сливали остатки масла и приступали к сушке тела, чтобы убрать жидкость и избежать гниения. Сушка продолжалась около 40 дней. Теперь жрецы наполняли чрево благовониями и зашивали отверстие, а мумию погружали в концентрированный раствор натрового щёлока на 70 дней. По истечении срока тело обмывали, чтобы приступить к завершающему процессу. Разрезали на длинные ленты виссонное полотно и обматывали покойника, а полоски скрепляли между собой при помощи камеди.

Стремление к загробной жизни у бедных египтян

Бедняки не могли себе позволить оплатить такой трудоемкий процесс, поэтому соглашались на более дешевую мумификацию. В Древнем Египте покойнику впрыскивали в брюшную полость кедровое масло, при этом не делали разрез для извлечения внутренностей. После такой процедуры мертвеца опускали в щелок на несколько дней. По истечении времени из кишечника сливали залитое масло, которое обладает свойством растворять внутренности. Натровый щелок известен свойством разлагать мясо, поэтому впоследствии родные покойника получали иссушенную мумию, состоящую только из костей и кожи. Хотя самые бедные египтяне могли воспользоваться еще более дешевым способом. Он заключался во введении в брюшную полость покойника сока из редьки и погружении тела в раствор натрового щёлока на 70 дней.

Правитель в загробной жизни обладает несметными богатствами

В Древнем Египте свято придерживались традиций. Считалось, что вельможи после смерти должны продолжать обитать среди нажитого богатства. Воин не сможет заниматься охотой после погребения, если лишится своего оружия. Фараон не займет полагающиеся его особе высокое место среди богов, если явится на суд Осириса без запаса драгоценностей, изысканной пищи и множества золотых статуэток. Поэтому в гробницах хранились несметные богатства, а «черные» археологи стремились к ним отыскать тайный ход.

Для строительства неприступных усыпальниц придумывали различные ловушки, надежные запоры, которые можно было открыть специальными амулетами. Но все старания древних правителей по сбережению драгоценностей гробниц не увенчались успехом. Под влиянием человеческой жадности множество усыпальниц было разворовано, а заклятия и магия совсем не останавливали желающих нажиться на предметах древнейшей цивилизации.

Артефакты из гробницы Тутанхамона

Почти в полной сохранности до наших дней дошла только гробница девятнадцатилетнего фараона Тутанхамона, правившего в 1332-1323 годах до н. э. Ее первооткрывателями являются два энтузиаста в области археологии Говард Картер и лорд Карнарвон, открывшие миру необыкновенную роскошь древней усыпальницы.

Несколько лет археологи пытались отыскать захоронение юного фараона, и, наконец, в 1923 году удача им улыбнулась. Толпы зевак и журналистов устремились в маленький городок Луксор, чтобы передавать очерки и репортажи всем любителям старины. По ступенькам археологи осторожно двинулись вглубь отверстия в скале, а впереди увидели замурованную стену, за которой находился вход в гробницу. После освобождения хода они двинулись по коридору, но пришлось уделить еще некоторое время для очистки прохода от завала. Прошло время, и, наконец, снова ученым надлежало разобрать еще один замурованный вход. Сердце Картера глухо забилось в груди, когда он просунул руку со свечой в дыру в кладке. Из погребальной камеры вырвался теплый поток воздуха, заставив затрепетать на сквозняке пламя свечи. В полумраке постепенно проявились очертания комнаты, и взгляду открылись мерцающие при тусклом свете очертания статуэток зверей и статуй из золота.

Золотое великолепие

Археологи испытали настоящий шок, когда смогли войти в первую комнату гробницы. Фараона снарядили в загробное путешествие с потрясающей пышностью, хотя и не успели для него построить более просторной усыпальницы. Здесь находились пышные кровати, украшенные золотыми пластинками, богато инкрустированные самоцветами и слоновой костью кресла, сосуды, перчатки для стрельбы, колчаны для стрел, одежда и украшения. Также сохранились сосуды с остатками еды и засохшего вина. В каменных сосудах исследователи обнаружили дорогие благовония, сохранившие сильный аромат. Царская персона и после смерти должна была вести полноценное существование, продолжая умащивать тело душистыми веществами.

В знак особого уважения к усопшим их тела украшались венками из сезонных цветов. Именно в гробнице Тутанхамона ученые обнаружили веночек из цветов, которые превратились в пыль от прикосновения. Осталось несколько листиков, их опустили в тепловатую воду, чтобы избежать разрушения. После анализа удалось узнать о месяце погребения фараона - от середины марта до конца апреля. В Египте в это время расцветают васильки и созревают паслен и мандрагора, которые послужили для составления венка.

Для передвижения фараона по загробному миру в камеру было водружено несколько золотых колесниц. За первой комнатой следовала вторая, обладающая не меньшим запасом драгоценных предметов.

Мумия Тутанхамона

В погребальных покоях обнаружено несколько ковчегов, уложенных один в другой по типу матрешки. Необходимо было открыть саркофаги, чтобы добраться до царской мумии. Останки находились в гробу, но они были настолько залиты ароматическими маслами, что к нему прочно приклеились. Золотая маска прикрывала собой лицо и плечи, она полностью повторяла прижизненные черты молодого фараона. Маску тоже попытались снять, хотя она под воздействием смолы прикрепилась к гробу. Для изготовления гроба фараона использовали золотой лист толщиной до 3,5 мм. Мумию египетского фараона при захоронении обернули в несколько пелен, а на самую верхнюю пелену нашили кисти рук с плетью и жезлом. После развертывания мумии нашли еще много драгоценностей, описание которых составило 101 группу.

Проклятие или череда совпадений?

После грандиозного открытия гробницы Тутанхамона череда неожиданных смертей членов экспедиции всколыхнула общественность. Спустя год в каирской гостинице умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон. Его смерть моментально обросла немыслимыми подробностями и фантастическими догадками. Некоторые утверждают, что летальный исход спровоцировал укус москита, хотя другие рассказывают о ранении бритвой, ставшей причиной заражения крови. Так или иначе, но несколько следующих лет в прессе муссировалось понятие «проклятия фараонов». Один за другим скоропостижно скончались 22 члена экспедиции, которые первыми оказались на пороге знаменитой гробницы. Английские газетчики раздули сенсацию, а общественность не интересовали никакие разумные объяснения.

Незавидная участь

До наших дней в достаточно хорошем состоянии дошли только мумии фараонов Древнего Египта. Ведь участь останков бедных египтян осталась незавидной. Во времена Средневековья существовало немало рецептов целебных микстур, изготовленных из растертых мумий. Не обошлось и без варварства: в 19 веке бинты древних мертвецов стали использовать в качестве бумаги, и сами мумии стали топливом. Но останки царственных особ остались почти нетронутыми, чтобы стать бессловесными свидетелями былого величия Древнего Египта.

Сохранившиеся мумии фараонов

Одним из величайших завоевателей был фараон Сети I. Его правление относится к эпохе 19-й династии. Великий фараон вел жесткую политику, укрепил границы царства до территории, где сейчас располагается Сирия. Он мудро правил в течение 11 лет, оставив сильный Египет своему преемнику - Рамзесу II.

Европейскую печать потряс факт вскрытия могилы Сети I в 1817 году. Сейчас мумия Сети 1 выставлена на обозрение в зале Каирского египетского музея.

Диагностирование болезней древнего правителя

Легендарным фараоном древности был Рамзес II. Он дожил до преклонного возраста и правил Египтом предположительно 67 лет. Его мумия обнаружена в тайнике среди скал учеными Г. Масперо и Э. Бругшем в 1881 году. В Каирском музее можно увидеть мумию Рамзеса II. В 1974 году сотрудники музея забили тревогу ввиду разрушения мумии. Решено было срочно отправить ее на медицинскую экспертизу в Париж. Пришлось позаботиться о египетском паспорте для мертвого царя, чтобы пересечь границы между государствами. В ходе проведения исследований у Рамзеса обнаружили ранения и переломы, а также заболевание артрит. После обработки мумию вернули в музей, чтобы сохранить ее величие для будущих поколений.

Жители Древнего Египта были глубоко религиозными людьми. Их жизнь была окружена тайнами и религиозными правилами. Для египтян фигура фараона была олицетворением солнца и света на Земле. Каждое утро вместе с восходом Солнца в Египте устанавливалось равновесие между злом и добром. Устанавливал его правитель страны – фараон. Его считали сыном бога солнца Ра.

Когда фараон умирал, на его подданных нападал страх – люди боялись, что его смерть была знамением победы зла. Поэтому они старались поскорее возвести на трон нового царя, а тело умершего монарха нужно было непременно сохранить, чтобы он благополучно перешел в загробный мир, а душа обрела блаженную вечность.

Каменная пирамида – это не просто усыпальница царя и надгробный памятник для увековечивания памяти об усопшем правителе. Она считалась первой ступенью души фараона, сына бога, к восхождению на небо. Пирамида также была символом горы – первого участка суши, созданного богом Солнца.

После смерти правителя его тело, без привлечения лишних глаз, перевозилось на другую сторону Нила – в долину пирамид, как звали территорию, где строились треугольные усыпальницы — прототип современных ритуальных памятников . Лодку с телом фараона тянули на буксире к храму, где проходила основная работа по подготовке тела к погребению. Вместе со жрецами, участвующими в церемонии, везли все необходимое для бальзамирования.

По представлениям египтян, чтобы душа могла наслаждаться жизнью после смерти, тело нужно хорошо сохранить. Древнейший способ, использовавшийся в храмах Египта, назывался бальзамированием.

Сначала бальзамировщики работали над головой – удаляли мозг, потом переходили к извлечению внутренних органов через разрез в теле. Все извлеченное сохранялось в соли, которая называлась натроном, и в специальных смолах. Каждый отдельный орган помещался в специальный кувшин, крышка которого были изготовлены в виде головы бога-хранителя.

Тело помещалось в специальную бальзамирующую ванну, наполненную натроном, на 40 суток. Соль выбирала из тела лишнюю влагу. После этого тело обмывали и натирали благовониями и маслами. Внутренности наполнялись смолой и солью, а тело обматывалось полосками льняной ткани – получалась мумия. Ее волосы аккуратно укладывались, а лицо раскрашивалось.

Между складками ткани укладывали различные амулеты, которые должны были помочь душе переместиться в загробный мир. Бинты должны были как можно точнее повторять формы тела, даже пальцы на руках и ногах забинтовывались отдельно, а потом бинтовались к телу.

Над готовой мумией жрец в костюме Анубиса произносил последние напутственные заклинания и она помещалась в свой первый деревянный саркофаг. Количество саркофагов доходило до четырех (остальные изготавливались из драгоценных металлов).

Процесс бальзамирования занимал около двух месяцев, после чего проходил сам похоронный обряд, и тело помещалось в пирамиду.