Марк Аврелий: биография и размышления. Римские императоры. марк аврелий Марк аврелий история жизни

МАРК АВРЕЛИЙ (Marcus Aurelius) Марк Аврелий Антонин (26.04.121 г. - 17.03.180 г.), римский император с 07.03.161 г.

Родился в сенаторской семье испанского происхождения, по желанию Адриана в 138 г. усыновлен своим дядей Антонином Пием, в 145 г. женился на его дочери Фаустине и в 146 г. провозглашен соправителем . В 161 г. вступил на престол и до 169 г. правил вместе со своим названым братом Луцием Вером.

Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата. В 162 г. было подавлено восстание в Британии и шли бои с хаттами в районе германского лимеса. После войны с парфянами (162-166 гг.) Армения и Осроена оказались в зависимости от римского государства. Возвращаясь из похода, войска занесли в Империю чуму, которая свирепствовала до 189 г. Вторжения маркоманов и квадов в 166-167 гг. вылились в затяжную оборонительную войну на дунайской границе. В 168-172 гг. римские войска под командованием Марка Аврелия вытеснили германские и сарматские племена из Верхней Италии, Реции, Норика, Паннонии и Балканских провинций. Со 172 г. римляне активизировали наступательные действия, но им удалось лишь на короткий срок установить контроль над частью территории современной Чехословакии и Восточной Венгрии. Эпизоды Маркоманской войны 171-175 гг. запечатлены на барельефах 30-метровой колонны Марка Аврелия в Риме.

Попытка узурпации верховной власти со стороны наместника Сирии Гая Авидия Кассия в 175 г. и восстание в Египте вновь обострили внутриполитическую ситуацию. В 176 г. Марк Аврелий провозгласил своего сына Коммода соправителем и незадолго до окончания войны умер в Виндобоне от чумы.

Для внутренней политики императора характерно согласие Марка Аврелия с сенатом при одновременном укреплении государственного аппарата Империи и расширении его функций. Пленных варваров не превращали в рабов, а в качестве колонов оставляли в особых пограничных поселениях.

Марк Аврелий обучался у Фронтона и Герода Аттика риторике и со 146 г. начал проявлять интерес к философии. Он сделался одним из наиболее выдающихся представителей поздней, эклектической Стои. Под влиянием учения Эпиктета ведущее место в его философских рассуждениях заняла этика. Он призывал бескорыстно любить ближних и заниматься нравственным совершенствованием. Счастье достается путем познания правящего миром естественного закона и верой в его разумность. Человеческий разум божественного происхождения, и поэтому все люди равны. Поскольку Марк Аврелий требовал, чтобы каждый исполнял свою роль на отведенном ему судьбой месте, он выступал в качестве апологета существующего строя. В отличие от философии древней Стои он отделял бога от природы, приближаясь к взглядам Платона. Во время войны на дунайской границе написан трактат «Наедине с собой» (греч . “Та eis heauton”). Это сочинение долгое время пользовалось большой популярностью. Издана биография Марка Аврелия в “Histona Augusta”, и имеются статуя в Античном собрании Государственных музеев в Берлине, бюст в Дрездене в Альбертинуме. Конная статуя Марка Аврелия (единственно сохранившаяся) стоит в Риме на сооруженном Микеланджело в 1537 г. постаменте на Капитолийском холме.

Марк Аврелий получил трибунскую власть и проконсульский империй, что означало предоставление ему статуса младшего соправителя, 1 декабря 147 г. - Прим. ред. сайта.

Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989

Трибунскую власть получал 34 раза (первый раз - 1 декабря 147 г., затем - ежегодно 10 декабря).
Император: I (при получении власти, в 161 г.), II (163 г.), III (165 г.), IV (166 г.), V (167 г.), VI (171 г.), VII (174 г.), VIII (175 г.), IX (177 г.), X (179 г.).
Консул: I (140 г.), II (145 г.), III (161 г.).

Жена:

Анния Галерия Фаустина (Младшая) (Annia Galeria Faustina).

Дети:

8 сыновей:

(1) Тит Аврелий Антонин (Titus Aurelius Antoninus);

(2) Тит Элий Аврелий (Titus Aelius Aurelius);

(3) Тит Элий Антонин (Titus Aelius Antoninus);

(4) имя неизвестно;

(5) Тит Аврелий Фульв Антонин (Titus Aurelius Fulvus Antoninus);

(6) Луций Аврелий Коммод (Lucius Aurelius Commodus);

(7) Марк Анний Вер (Marcus Annius Verus);

(8) Адриан (Hadrianus);

6 дочерей:

(1) Домиция Фаустина (Domitia Faustina);

(2) Анния Аврелия Галерия Луцилла (Annia Aurelia Galeria Lucilla);

(3) Анния Аврелия Галерия Фаустина (Annia Aurelia Galeria Faustina);

(4) Фадилла (Fadilla);

(5) Корнифиция (Cornificia);

(6) Вибия Аврелия Сабина (Vibia Aurelia Sabina);

Имена, титулы, родственники приводятся по:
1995 Chris Scarre. Chronicle of the Roman Emperors. Thames & Hudson Ltd, London, 2002.

Марк Аврелий Антонин родился 26 апреля 121 года н.э. в знатной римской семье Анния Вера и Домиции Луциллы. Считается, что род его древний и берет свое начало от Нумы Помпилия. В первые годы мальчик носил имя своего прадеда — Марк Анний Катиллий Север. Вскоре умер его отец, Марка усыновил дед Анний Вер, и он взял имя Марк Анний Вер.

По воле деда Марк получал начальное образование у себя дома от различных учителей.

Император Адриан рано заметил тонкую, справедливую натуру мальчика и покровительствовал ему, он же дал Марку прозвище Вериссимон («самый истинный и правдивейший»). С ранних лет Марк исполнял различные поручения, которые ему давал император Адриан. В шестилетнем возрасте он получил от императора Адриана титул всадника, что было исключительным событием. В 8 лет он входил в коллегию салиев (жрецов бога Марса), а с 15-16 лет был устроителем латинских празднеств во всем Риме и распорядителем на пирах, устраиваемых Адрианом, и везде показывал себя с лучшей стороны.

Император даже хотел назначить Марка своим прямым наследником, но это было невозможно из-за молодости избранника. Тогда он назначил своим наследником Антонина Пия с условием, чтобы тот, в свою очередь, передал власть Марку. Законы древней римской традиции разрешали передавать власть не физическим наследникам, а тем, кого они считали своими духовными преемниками. Усыновленный Антонием Пием, Марк Аврелий учился у многих выдающихся философов, в том числе у стоика Аполлония. С 18 лет он жил в императорском дворце. По преданиям, многое указывало на уготованное ему великое будущее. Впоследствии он с глубокой любовью и благодарностью вспоминал о своих учителях и посвятил им первые строки своих «Размышлений».

С 19 лет Марк становится консулом. Посвященный во многие таинства, будущий император отличался простотой и строгостью нрава. Уже в юности он нередко удивлял своих близких. Он очень любил древние римские ритуальные традиции, а по своим взглядам и мировоззрению был близок к ученикам стоической школы. Такж он был блестящим оратором и диалектиком, знатоком гражданского права и юриспруденции.

В 145-м году был оформлен его брак с дочерью императора Антонина Пия Фаустиной. Марк отказался от дальнейших занятий риторикой, посвятив себя философии.

В 161 году Марк Аврелий принял на себя заботу об Империи и ответственность за ее дальнейшую судьбу, разделив ее с цезарем Луцием Веером, также приемным сыном Антонина Пия. В действительности очень скоро бремя забот об империи стал нести один Марк. Луций Вер проявил слабость и ушел от государственных дел. В то время Марку было около 40 лет. Его мудрость и склонность к философии помогли ему успешно править империей.

Из масштабных событий, выпавших на долю императора, можно назвать устранение последствий наводнения из-за разлива реки Тибр, которое погубило много скота и вызвало голод населения; участие и победу в Парфянской войне, Маркоманнскую войну, военные действия в Армении, Германскую войну и борьбу с моровой язвой — эпидемией, унесшей жизни тысяч людей. Несмотря на постоянную нехватку средств, император-философ, произвел похороны умерших от эпидемии бедняков за государственный счет. Чтобы избежать повышений налогов в провинциях для покрытия военных расходов, он пополнил государственную казну, проведя большой аукцион по продаже принадлежащих ему художественных ценностей. А не имея средств на проведение необходимой военной кампании, он продал и заложил все, что принадлежало ему лично и его семье, включая драгоценности и одежду. Торги продолжались около двух месяцев — так были велики богатства, с которыми он не пожалел расстаться. Когда же средства были собраны, император с войском выступил в поход и одержал блестящую победу. Радость подданных и любовь их к императору были велики, что они смогли вернуть ему значительную часть богатства. Современники характеризовали Марка Аврелия так: «Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости».

Марк Аврелий всегда проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было удержать людей от зла либо побудить к добру. Осознавая важность философии в образовательном и воспитательном процессе, он учредил в Афинах четыре кафедры — академического, перипатетического, стоического и эпикурейского направлений. Профессорам этих кафедр было назначено государственное содержание. Не страшась лишиться популярности, он изменил правила гладиаторских боев, сделав их менее жестокими. Несмотря на то, что ему приходилось подавлять восстания, то и дело вспыхивающие на окраинах империи, и отражать многочисленные вторжения варваров, уже подтачивающих ее мощь, Марк Аврелий никогда не терял хладнокровия. По свидетельству его советника Тимократа, жестокий недуг причинял императору ужасные страдания, но он мужественно переносил их и несмотря ни на что обладал невероятной трудоспособностью. Во время военных кампаний, в походных кострах, жертвуя часами ночного отдыха, он создавал подлинные шедевры философии морали и метафизики. Сохранилось 12 книг его воспоминаний, которые назывались «К себе самому». Они также известны под названием «Размышления».

Во время посещения восточных провинций, в которых разгорелся мятеж, в 176-м году умерла его супруга Фаустина, сопровождавшая его. Несмотря на все горькие недостатки супруги, Марк Аврелий был благодарен ей за терпение и благосклонность и называл ее «матерью лагерей».

Смерть пришла к императору-философу 17 марта 180-го года во время военного похода в окрестностях современной Вены. Уже больной, он очень горевал о том, что оставляет после себя беспутного и жестокого сына Коммода. Перед самой его кончиной Гален (врач императора, который, несмотря на смертельную опасность, был до последней минуты рядом с ним) услышал от Марка Аврелия: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его изможденные губы тронуло подобие улыбки. Марк Аврелий умер достойно и мужественно, как воин, философ и великий государь.

Художник: Joseph Siffred Duplessis "Марк Аврелий".

Римский император (161-180) из династии Антонинов, философ, один из наиболее значительных представителей римского стоицизма, последователь Эпиктета

Написал 12 томов под общим названием "Рассуждения о самом себе"

Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года и был сыном Анния Вера и Домиции Луциллы Марк Аврелий относился к своей матери с глубоким почтением и считал, что обязан ей "благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов, а также и простым образом жизни, далеким от всякого роскошества"

В 139 году после смерти отца он был усыновлен императором Антониной Пием и стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь, впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август)

Марк Аврелий получил прекрасное образование Согласно воле материнского деда он обучался дома.

Марк упоминает о Диогнете, который вводил его в философию и одновременно обучал живописи Этот учитель, по словам самого Марка, освободил ученика от суеверий и заставлял его писать диалоги По совету того же учителя будущий император под влиянием усвоенных им философе ких воззрений начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой.

Император Адриан, очень любивший юношу, называл его - намекая на его имя Вер ("правдивый") и на его правдивость - Вериссимом ("правдивейший") В пятнадцатилетнем возрасте Марк получил мужскую тогу Еще при жизни Адриана Марк, несмотря на свой юный возраст, был намечен в квесторы, а через полгода после смерти Адриана вступил в должность квестора (5 декабря 138 года), то есть начал практически заниматься административной деятельностью.

В том же году он был помолвлен с Фаустиной, дочерью императора Антонина Пия, преемника Адриана на престоле Квестура открывала доступ в сенат и возможность получения всех высших должностей и разного рода почетных званий Еще в качестве квестора он был намечен Пием в консулы на будущий 140 год и объявлен цезарем В 140 году Марк стал в первый раз консулом По воле Пия и против своего желания он еще в 139 году переселился на Палатинскии холм, чтобы жить в непосредственной близости к императору.

Несмотря на высокое положение и участие в делах правления, Марк не прерывал своих научных занятий. Он получил высшее образование в том виде, в каком тогда его получали в высшем римском обществе Главным предметом была риторика

В 145 году Марк вторично стал консулом, вместе с Пием Сразу же после этого вторичного консульства был оформлен брак Марка с Фаустиной Репутация этой женщины была не столь красивой, как ее внешность, молва упорно утверждала, что она выбирала себе любовников из матросов и гладиаторов "Когда Марку Аврелию говорили о ее поведении, советуя развестись с ней, если он не хочет казнить ее, он, говорят, сказал "Если я разведусь с женой, то нужно будет возвратить ей и приданое" А что другое могло считаться приданым, как не императорская власть"

В 25 лет Марк переключился на философию Уважение к философии и к философам питали и предшественники Марка (Адриан, Пий), но ни у одного из них не было такой тяги к философским учениям, как у Марка к стоическому учению Главным наставником Марка в философии был Квинт Юний Рустик, который вложил ему в руки сочинения Эпиктета

Имеются сведения и о других философах, вызванных для Марка в Рим Руководителем Марка в изучении гражданского права был знаменитый юрисконсульт Волузий Мециан О жизни Марка в 141-161 годах известно мало Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна

Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил Луция Вера

1 января 16] года Марк вступил в свое третье консульство вместе с приемным братом В марте того же года скончался император Антонин Пий и началось совместное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, продолжавшееся до января 169 года В период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию. Луций Вер отличался распущенностью нравов и чрезмерной склонностью к разгульной жизни

Нет смысла перечислять в хронологическом порядке полученные Марком Аврелием, уже носителем верховной власти, те почетные звания, какие обычно выпадали на долю римским императорам Достаточно отметить, что Марк уже не брал на себя консульство, но несколько раз получал трибунские пол номочия и несколько раз после побед получал почетный титул императора

После окончания Парфянской войны он отпраздновал триумф совместно с Луцием Вером, другой триумф состоялся в 177 году по случаю побед над северными племенами Марк Аврелий многому научился у своего приемного отца Антонина Пия

Согласие с сенатом и уважение к сенаторскому сословию было одним из правил, которое последовательно соблюдал Антонин Пий Среди похвальных качеств своего приемного отца Марк называл отсутствие увлечений новизной Скорее всего, он имел в виду новшества не только в быту, в манере держаться, в речах, но и нечто большее - Антонин Пий не проявлял стремления быть оригинальным в государственных мероприятиях, он действовал в традиционных рамках римской императорской администрации

Подобно Антонину Пию, Марк всячески подчеркивал свое уважение к сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения (утверждается в приписываемой Юлию Капитолину биографии Марка Аврелия) Частые отлучки из Рима не позволяли ему всегда присутствовать на заседаниях сената, но, бывая на них, он никогда не уходил ранее, чем председательствовавший консул закрывал заседание сакраментальной фразой "Мы вас больше не задерживаем, отцы сенаторы"

Перед тем как брать деньги из казны, он обращался за разрешением к сенату, он не раз говорил, что не допустит, чтобы в его правление был казнен сенатор Были расширены судебные функции сената Обедневшим людям сенаторского сословия император давал трибунские и эдильские должности Оберегая достоинство сенаторского сословия, он объявил недействительными браки женщин этого сословия с вольноотпущенниками

Обеднением римского гражданства было вызвано учреждение алиментарного фонда для воспитания сирот римских граждан Средства поступали от землевладельцев, закладывавших государству свои земельные владения с обязанностью выплачивать определенный процент государству Марк Аврелий продолжал давно установившуюся традицию развлекать римский народ зрелищами и производить даровые раздачи

Имеются, впрочем, сообщения, что сам он проявлял равнодушие к зрелищам

Большое внимание уделял Марк судопроизводству Постоянно имея в своем окружении опытных юристов, он пользовался их советами Общее направление его деятельности в области права характеризовалось тем что он "не столько вводил новшества, сколько восстанавливал старинное право"

Марк с недоверием относился к доносчикам, за ложный донос налагалось "пятно бесчестия" Заботясь о пополнении государственной казны, необходимом для покрытия военных расходов, Марк, избегая экстраординарных налогов на провинции, устроил аукцион на форуме Траяна, на котором продавались принадлежавшие императору золотые, хрустальные и мурриновые кубки и сосуды, женские одежды, драгоценные камни, найденные в потайной сокровищнице Адриана, а также статуи и картины знаменитых мастеров, вырученных от аукциона денег хватило на покрытие всех военных расходов

В расходовании государственных средств император проявлял бережливость В бытность свою в Афинах он учредил там четыре кафедры философии - для каждого из господствовавших в его время философских направлений - академического, перипатетического, стоического эпикурейского Профессорам было назначено государственное содержание

В царствование Марка Аврелия на Римскую империю обрушились, не считая войн, большие беды В самом начале его правления произошло большое наводнение Тибр вышел из берегов и причинил много разрушений в Риме, погибло значительное количество скота, начался голод среди населения Императоры (Марк и Вер) помогли пострадавшим В последние годы царствования Марка (177 год) землетрясение разрушило город Смирну, и он щедро отпустил деньги на его восстановление

По этому поводу античный источник говорит, что Марк многим городам давал деньги - будучи вообще бережливым, он не скупился тогда, когда речь шла о необходимых расходах Марк Аврелий отнюдь не был воинственным государем. Мало того, он очень невысоко оценивал воинскую славу. В самом начале царствования Марка происходили военные действия в Британии и в Германии, откуда хатты вторглись в Грецию.

Позднее мавры опустошали испанские провинции. Были волнения в Лузитании. По-видимому, во всех перечисленных местах действия римских полководцев были успешны и привели к поражению или, во всяком случае, к отражению врагов. Самые серьезные события, потребовавшие особого внимания римского правительства, происходили на восточной и северной границах империи На Востоке давний соперник Рима, Парфянское государство, сразу же после смерти Антонина Пия начало проявлять активность.

Парфяне вторглись в римские владения и в двух битвах нанесли поражение римлянам. Римская империя заключила мир с Парфией в 166 году на довольно выгодных для себя условиях, в частности - за Римом оставались города северо-западной Месопотамии - Эдесса, Карры, Нисибис. Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия распространилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума поразила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Императоры-соправители выступили в поход против варваров. В 169 году Луций Вер умер Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте (так называемое восстание пастухов в 172 году). После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть.

Античные историки так пишут об этом событии" "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидья Кассия. Сенат объявил его врагом и" конфисковал его имущество Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело"

"Когда Авидий Кассий посягнул в Сирии на императорский сан. Марку Аврелию была доставлена связка писем, адресованных Кассием к заговорщикам, так как захвачен был тот, кто должен был их доставить. Марк Аврелий, не распечатывая, приказал тут же эти письма сжечь, чтобы не узнать имен своих врагов и не возненавидеть их непроизвольно".

"Когда один римлянин стал упрекать Марка Аврелия в снисходительности по отношению к поднявшему мятеж Авидию Кассию и спросил: "А что если бы он победил?", - Марк Аврелий ответил" "Не так плохо мы почитали богов, и не так плохо мы живем, чтобы он мог победить" Перечисляя затем всех императоров, которые были убиты, он сказал, что имелись причины, по которым они заслуживали быть убитыми, и что ни один хороший император не был так просто побежден тираном и убит".

В 177 году Рим воевал с мавретанцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось добиться больших успехов, но снова началась чума в римских войсках. 17 марта 180 года Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (совр. Вена) За два дня до своей смерти он сказал друзьям, что огорчен совсем не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого сына: Коммод уже показал себя беспутным и жестоким.

О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "Марк Аврелий постоянно повторял изречение Платона: "Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами".

"От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял прежде всего по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".

"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".

"Прежде чем что-либо сделать, он всегда - не только по военным делам, но и по гражданским - советовался с лицами, занимавшими высокое положение. Его любимым высказыванием было. "Справедливее - мне следовать советам стольких опытных друзей, нежели стольким столь опытным друзьям повиноваться моей воле, воле одного человека". "Он обладал всеми добродетелями и божественным умом и являлся как бы защитником людей от всех общественных бедствий. Если бы он не родился в то время, то весь римский мир развалился бы в едином падении. Ведь совсем не было покоя от войн, они пылали по всему Востоку, в Иллирии, Италии, Галлии, случались землетрясения, иногда поглощавшие целые города, были разливы рек, частые эпидемии, пожирающая поля саранча; вообще нельзя себе представить ни одного народного бедствия, которое не свирепствовало бы во время его правления".

В Риме своеобразным памятником Марку Аврелию является триумфальная колонна, сооруженная в 176-193 годах по образцу колонны Траяна Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами; наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия (впоследствии заменена статуей ев Павла). Внутри колонны лестница из 203-х ступеней освещается 56-ю световыми отверстиями Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию - единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя (в средние века она находилась на площади перед Латеранским дворцом, который был резиденцией папы; статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими).

Между началом 172 и 174 годов произошло так называемое чудо с дождем. Не задаваясь вопросом, было ли одно или два чуда, отметим суть дела, страдавшее от жажды римское войско внезапно "чудесным образом" получило много дождевой влаги; христианская традиция приписывала заслугу христианским воинам - по их молению был ниспослан дождь; согласно другому преданию, заслуга принадлежит бывшему в войске египетскому волшебнику Арнуфису; третья версия, надо думать, официальная, связывала появление дождя с молитвами императора.

В промежутке между войнами Марк Аврелий посетил Восток. Поводом для путешествия послужил мятеж Авидия Кассия в Сирии. Видный полководец объявил себя императором, распустив слух или воспользовавшись слухом о смерти Марка Аврелия. Только наместник Египта поддержал Кассия, наместник Каппадокии остался верен Марку. Мятеж длился недолго (3 месяца и 6 дней). Авидий Кассий был убит одним из своих сообщников. Марк великодушно обошелся с семьей Авидия и с участниками мятежа (были казнены только несколько центурионов).

Принято было решение впредь не назначать наместниками уроженцев провинций (Авидий Кассий был уроженцем Сирии, которой он управлял). Марк прибыл в восточные провинции уже после подавления мятежа. Он посетил Александрию, Сирию, Каппадокию (здесь в 175 году у подножия Тавра он похоронил свою супругу Фаустину), Смирну, Грецию (в частности, Афины, где и принял посвящение в элевсинские мистерии) Марк Аврелий попросил сенат даровать Фаустине божественные почести и соорудить храм; он произнес похвальную речь, хотя молва упорно обвиняла его покойную супругу в безнравственности.

Марк Аврелий либо ничего не знал об этом, либо делал вид, что не знает Он поблагодарил сенат за объявление Фаустины божественной: она сопровождала его во всех летних походах, и он называл ее "матерью лагерей". После короткого отдыха в Лавинии император побывал в Риме, а затем отправился на север, где - в 177 году - снова началась война с квадами и маркоманнами 179 год ознаменовался крупной победой римского оружия Воспользоваться победой и развить военный успех Марк Аврелий уже не мог - он скончался 17 марта 180 году в Виндобоне (Вена)- или в Сирмии Причиной его смерти обычно считают заболевание чумой

Совсем недавно в совместной работе двух авторов - историка и медика - приведены доводы в пользу другого диагноза болезни Марка Аврелия симптомы говорят о язве желудка. После смерти Марк был официально обожествлен, в его честь был построен храм и назначены жрецы. Время правления Марка Аврелия считается в античной исторической традиции золотым веком; сам Марк представлен в этой традиции как идеальный правитель, главным образом за гуманность.

Некоторые из последующих императоров, в целях поднятия своего престижа, либо сами себе, либо своим сыновьям давали имя Антонина Безусловно правы те, кто называет Марка философом на троне Он в основном исповедовал принципы стоицизма, и главное в его записках - это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться. Его философское сочинение под названием "Наедине с собой" (или "К самому себе") представляет собой записки, не предназначенные для публикации, это своего рода размышления о жизни, в которых он обращается к самому себе, пытаясь осознать окружающую действительность.

Марк осознает бренность жизни: "Время есть река, стремительный поток Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое". Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой беспредельности крайне ничтожна "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот уголок земли, где он живет". "Помни также, что каждый живет лишь настоящим ничтожно малым моментом".

Марк Аврелий размышляет и о памяти, которая остается после смерти человека. "Все кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных необычайным ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы "не стало о них и помину". Что же такое вечная слава? "Сущая суета". Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, Марк Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего нового, все одно и то же, все повторяется. "Окинь мысленным взором хотя бы времена Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь" люди вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, ведут войны, справляют празднества, путешествуют, обрабатывают землю, льстят, предаются высокомерию, подозревают, злоумышляют, желают смерти других, ропщут на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются почетных должностей и трона Что сталось с их жизнью. Она сгинула. Перенесись во времена Траяна: и опять все то же. Опочила и эта жизнь. Взгляни равным образом и на другие периоды времени в жизни целых народов и обрати внимание на то, сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и разложилось на элементы"

В этих словах отразился пессимистический настрой целой эпохи, в которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха разочарованности и усталости, охвативших целые народы. Правда, в этой суетной жизни есть нравственные ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина, благоразумие, мужество К истинным ценностям он также относит общественно-полезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким мнимым, по его мнению, ценностям, как "одобрение толпы, власть, богатство, жизнь, полная наслаждений".

Марк Аврелий смотрит на человека как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет настоящим, суетным, а с другой - его деятельность преследует долговременные цели Поэтому он осуждает того, кто свои дела не согласовывает с высшими целями, под которыми он понимает благо государства Марк Аврелий считает, что, несмотря на тщетность жизни человека, перед ним стоят высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен выполнять

И в этом ему помогает философия "Философствовать же - значит оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того, чтобы он стал выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось его, делает или не делает что-либо его ближний, чтобы на все происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на проистекающее оттуда, откуда изошел и он сам, а самое главное - чтобы он безропотно ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается каждое живое существо"

В своем сочинении Марк только один раз вспоминает о христианах Душа человека должна быть готова отрешиться от тела, причем эта готовность должна проистекать от собственного суждения, без оттенка воинственности, свойственной христианам, обдуманно, строго, убедительно, без театральности Именно этих последних условий Марк Аврелий не находил у христиан

Нетерпимость христиан к чужим верованиям довершает список тех черт их поведения, которые объясняют антипатию Марка к христианству Из записок Марка Аврелия следует, что он глубоко верил в существование богов, которые пекутся о благе людей Он подчеркивал свое уважение к традиционной религии, выполняя в Риме перед отправлением на войну римские (и чужеземные) ритуалы, а в Аттике приняв посвящение в элевсинские мистерии

В его сочинении "К самому себе" есть такие слова "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью, и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой"

Официальное имя этого исторического персонажа - император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август.Но в истории он более известен как Каракалла, что означает - обычный галльский плащ с капюшоном, варварский наряд, в который так любил облачаться властитель..Отцом будущего императора Кара-каллы был Луций Септимий Север, родившийся в бывшей финикийской колонии недалеко от Карфагена в 146 году. Его семья принадлежала к сословию всадников и именитых предков в ней не значилось. Луций был первым, кто выучил язык властителей мира -латынь. Он прошел долгий и тяжелый путь к власти от простого юриста до императора.

В год рождения сына-первенца Септимий Север занимал пост наместника Паннонии. Матерью Каракаллы была Юлия Домна, финикийка по происхождению. Она родила двоих сыновей, практически погодков - Луция Септи-мия Бассиана (будущего Каракаллу) в 188 году и Публия Септимия Гету в 189 году. В детстве Бассиан был мальчиком нежным и чувствительным - он не мог равнодушно наблюдать истязания людей и животных, потому ему не нравилось посещать кровавые зрелища вроде гладиаторских боев. Ему претило насилие любого рода. Но детство у Бассиана и Геты было коротким. В 193 году их отец стал императором в результате военного переворота, начались войны с Клодием Альби-ном в Британии и Песценнием Нигером в Сирии.

С семи лет Бассиан уже участвовал в походах вместе с отцом. В 196 году император Септимий Север объявил себя сыном некогда много сделавшего для него императора-философа Марка Аврелия и в знак особой признательности переименовал Луция Септимия Бассиана в Марка Аврелия Антонина. С новым именем сыну назначалась и новая судьба - судьба настоящего вождя и воина. Вместе с именем Марк Аврелий Антонин получил титул цезаря. Впрочем, отец точно так же обошелся и с младшим Гетой. Имени ему он не менял, но сделал тоже и Цезарем и Августом. Он стремился, чтобы после его смерти сыновья дружно управляли огромной империей. По его замыслу они должны были править вместе. Как любящие братья. Но Антонин и Гета ненавидели друг друга. Они дрались из-за игрушек, из-за побед и поражений любимых команд в спортивных состязаниях. Они были очень разными - Антонин к десяти годам ожесточился, он стал замкнутым, страшно стеснялся своей внешности: большой головы, низкого роста и кривых ног. Гета был другим - стройным, веселым, красивым, легко двигался, обожал танцы, но больше всего любил красиво одеваться. Все свои деньги, которые дарили родители, он тратил на наряды. Никто так ненавидел Гету, как его брат Антонин!

Этой ненавистью, явной и непритворной, стали с возмужанием братьев пользоваться царедворцы. Они стравливали Гету и Антонина. Септимий видел, как между любимыми детьми разверзается пропасть. Они перенимали дурные привычки, стали вести распутную жизнь. Некогда подверженный сантиментам Антонин стал жесток, груб, отрепетировал властный взгляд и властный голос. Гета над ним потешался. Он был щеголь, но, юноша простой и честный, брезговал смотреть на других свысока. Септимий решил, что лучшее средство укротить рвущегося к власти Антонина - поскорей его женить. В 203 году (ему было 15 лет) Антонина женили на родственнице Марка Аврелия Фульвии Плавцилле. Фульвию Антонин невзлюбил сразу же. Он отказался исполнять с ней супружеский долг, через год ее отец был убит, два года спустя несчастная была сослана, а еще через девять лет убита по приказу Антонина.В 208 году Септимий Север отправился на войну в Англию. С собой он взял обоих сыновей. Септимий был уже стар, император Рима умирал. В поход его несли на носилках. В феврале 211 года, завоевав Шотландию, Септимий умер. Перед смертью он оставил Рим на обоих братьев и завещал им любить друг друга и беречь державу.

Но они не могли жить дружно! Вернувшись в Рим, первое, что сделали братья, - разделили дворец так, чтобы никогда не встречаться. Антонин боялся Геты, Гета боялся Антонина. То Гета, то Антонин намекал поварам, что неплохо бы в еду брата добавить яду. Но они не могли нарушить обещание отцу на смертном одре. Они даже договорились разделить империю на две части: западную часть империи с Римом предполагалось отдать Антонину, а восточную (столица Анталья в Турции) - Гете. Но этот замысел провалился. Мать запретила им делить империю. И остался один выход. В конце декабря 211 года стражники Антонина ворвались в покои Юлии Домны и закололи Гету прямо на ее груди. А Антонин изобразил на своем лице ужас, бежал в лагерь преторианцев и объявил всем, что чудом спасся от смерти. Все понимали, кто настоящий убийца. И все молчали. Антонин щедро расплатился с солдатами за этот молчаливый нейтралитет. На выплаты он потратил все запасы золота, которые за 18 лет правления собрал его отец. Зато армия твердо заняла сторону братоубийцы. С преторианцами Антонин явился в Сенат и потребовал обожествления убитого злодеями брата Геты. Сенат обожествил. В руках Антонина была теперь единоличная власть. И начались расправы.

За неделю по приказу императора казнили больше 20 ООО человек. Были уничтожены все свидетели во дворце - как люди Геты, так и исполнители приказа Антонина, врага- император ми объявили сенаторов, Каракаллу е
сочувствующих Гете, юристов, учителей, придворных, солдат, слуг, даже детей. Все, кто был шХпсш дружен с Гетой или же высказывал сожаление о его смерти, сами лишились жизни. Была казнена под шумок и Фульвия. Антонин обвинил Якздд! ее в заговоре. Первое, что сделал молодой император, - выпустил новую монету и провозгласил так называемую конституцию Антонина. В своем эдикте он объявил распространение прав римского гражданина на все население империи. Исключая рабов, конечно, и некоторых групп варваров. Как сказала потом Юлия Домна - это был первый шаг к развалу империи. Правда, Антонин всегда был странноват. Он любил «своих» варваров. Отправившись почти сразу в поход на Галлию, он там сменил римские одежды на простой варварский плащ, одаривал врагов-германцев золотом и одеждой и, кажется, снискал у них признание, хотя военные успехи были и невелики. Войны с северными варварами не слишком интересовали Антонина. Он мечтал о славе Александра Македонского. Во Фракии он даже стал носить македонские сапожки и широкополую белую шляпу, чтобы выглядеть по-македонски.

Второе, что он сделал, - построил термы. Их так и называют термами Каракаллы. Это величественная и огромная постройка, занимавшая 11 гектаров. Термы были облицованы мрамором и покрыты мозаикой. Они были так прекрасны, что считались одним из чудес света. В 213 году Антонин начал свои походы на восток в подражание Александру Двурогому. Он выступил из Фракии на азиатские земли - посетил Пергам и Илион, отправил часть войск на Армению и был (к его удивлению и ярости) разбит, зато сговорился с парфянским царем о скорой женитьбе на его юной дочери. Свадьбу он хотел сыграть в Эдессе, но Эдесса принадлежала царю Абгару, союзнику римлян. Антонин решил пленить царя и отобрать у него царство. Несчастный Абгар из плена бежал и спасся лишь чудом. Затем Антонин отправился в Александрию. Этот «дружественный» визит египтяне запомнили навсегда. До Антонина дошли слухи, что философы смеются над его внешностью и мечтой о славе Александра. Вступив в город, он приказал уничтожить дома философов, а знатную александрийскую молодежь пригласил за черту города на военный смотр - там эти молодые люди и погибли. Рассказывали, что дельта Нила была алой от крови. Оставалось решить парфянский вопрос. Антонин отправился, якобы жениться, в Месопотамию. Вместо этого он заманил на пир парфянскую знать и повторил александрийскую резню.

Рим и Парфия вступили в войну. Первые удачи сменились неудачами. Император даже подумывал о посещении храма Изиды, чтобы обеспечить победу.8 апреля 217 года он двинулся по дороге из Эдессы в Карры, где расположен храм. На полпути император решил облегчиться и вместе с солдатом и соломой уединился за скалой. Там его потом и нашли. Антонина заколол по приказу префекта претории Макрина центурион Марциалий. Антонин неразумно доверил ему свою переписку с Римом. В одном письме он как раз сообщал, что пришла пора расправиться с Макрином. Макрин нанес удар первым. И вскоре стал императором. Правда, всего на один год. Убивали в то время легко и не испытывали угрызений совести.

арк Аврелий принадлежал к древнему италийскому роду Анниев Веров, претендовавшему на происхождение от царя Нумы Помпилия, однако включенному в число патрицианских лишь при . Дед его был дважды консулом и префектом Рима, а отец умер в должности претора. Марк был усыновлен и воспитан своим дедом Аннием Вером. Уже с раннего детства он отличался серьезностью. Выйдя из того возраста, который требует заботы нянек, он был поручен выдающимся наставникам. Еще мальчиком он увлекся философией, а когда ему пошел двенадцатый год, он стал одеваться как философ и соблюдать правила воздержания: занимался в греческом плаще, спал на земле, и мать с трудом могла уговорить его ложиться на кровать, покрытую шкурами. Наставником его в стоической философии стал Аполлоний Халкедонский. Рвение Марка к философским занятиям было так велико, что, уже принятый в императорский дворец, он все же ходил учиться на дом к Аполлонию. Философию перипатетиков изучал он у Юния Рустика, которого и потом очень уважал: с Рустиком он всегда советовался и по государственным, и по частным делам. Изучал он также право, риторику и грамматику и положил на эти занятия столько труда, что даже расстроил свое здоровье. Позже он больше внимания уделял спорту, любил кулачный бой, борьбу, бег, ловлю птиц, но особенную склонность имел к игре в мяч и охоте.

Император Адриан, приходившийся ему дальним родственником, покровительствовал Марку с самого детства. На восьмом году он записал его в коллегию саллиев. Будучи жрецом-саллием, Марк выучил все священные песни, на праздниках был первым запевалой, выступающим и руководителем. На пятнадцатом году Адриан помолвил его с дочерью Луция Цейония Коммода. Когда умер Луций Цезарь, Адриан стал искать наследника императорской власти; он очень хотел сделать Марка преемником, но оставил эту мысль из-за его молодости. Император усыновил Антонина Пия, однако с тем условием, чтобы сам Пий усыновил Марка и Луция Вера. Таким образом, он как бы загодя готовил Марка в преемники самому Антонину. Говорят, что Марк принял усыновление с большой неохотой, а домашним жаловался, что вынужден сменить счастливую жизнь философа на тягостное существование наследника принцепса. Тогда он впервые вместо Анния стал называться Аврелием. Адриан сразу наметил своего приемного внука в квесторы, хотя Марк и не достиг еще положенного возраста.

Когда в 138 г. сделался императором, он расстроил помолвку Марка Аврелия с Цейонией и женил его на своей дочери Фаустине. Затем он пожаловал его наименованием Цезаря и назначил консулом на 140 г. Несмотря на его сопротивление, император окружил Марка подобающей ему роскошью, велел поселиться во дворце Тиберия и принял в 145 г. в коллегию жрецов. Когда же у Марка Аврелия родилась дочь, Антонин вручил ему трибунские полномочия и проконсульскую власть вне Рима. Марк достиг такого влияния, что Антонин никогда никого не продвигал без согласия приемного сына. В течение двадцати трех лет, которые Марк Аврелий провел в доме императора, он выказывал к нему такое почтение и послушание, что между ними не было ни одной размолвки. Умирая в 161 г., Антонин Пий без колебания объявил Марка своим преемником.

Приняв власть, Марк Аврелий немедленно назначил своим соправителем Луция Вера с титулами Августа и Цезаря, и с этого времени они совместно управляли государством. Тогда впервые Римская империя стала иметь двух Августов. Правление их было отмечено тяжелыми войнами с внешними врагами, эпидемиями и стихийными бедствиями. С востока напали парфяне, на западе начали восстание британцы, Германии и Реции грозили каты. Против парфян Марк в 162 г. отправил Вера, против катов и британцев - своих легатов, сам он остался в Риме, так как городские дела требовали присутствия императора: наводнение произвело сильные разрушения и породило в столице голод. Эти бедствия Марк Аврелий сумел облегчить благодаря своему личному присутствию.

Делами он занимался помногу и очень вдумчиво, сделав в государственном механизме много полезных улучшений. Тем временем парфяне были побеждены, но, возвращаясь из Месопотамии, римляне занесли в Италию чуму. Зараза быстро распространилась и свирепствовала с такой силой, что трупы вывозили из города на телегах. Тогда Марк Аврелий установил очень строгие правила насчет погребений, запретив хоронить в черте города. Многих бедняков он похоронил за государственный счет. А между тем началась новая, еще более опасная война.

В 166 г. все племена от Иллирика до Галлии объединились против римской державы; это были маркоманы, квады, вандалы, сарматы, свевы и многие другие. В 168 г. Марк Аврелий сам должен был возглавить поход против них. С великим трудом и лишениями, проведя три года в Карунтских горах, он закончил войну доблестно и удачно, и притом в такое время, когда тяжкая моровая язва погубила много тысяч и среди народа, и среди воинов. Таким образом он освободил Паннонию от рабства и, по возвращении в Рим, справил в 172 г. триумф. Истощив на эту войну всю свою казну, он даже не подумал требовать от провинций каких-нибудь чрезвычайных поборов. Вместо этого он устроил на форуме Траяна торги принадлежащих императору предметов роскоши: он продал золотые и хрустальные бокалы, императорские сосуды, шелковую золоченую одежду жены, даже драгоценные камни, которые он нашел в большом количестве в потайной сокровищнице Адриана. Эта распродажа длилась два месяца и принесла столько золота, что он мог успешно продолжить борьбу с наркоманами и сарматами на их собственной земле, добиться многих побед и достойно наградить воинов. Он уже хотел образовать за Дунаем новые провинции, Маркоманию и Сарматию, но в 175 г. вспыхнул мятеж в Египте, где Авдий Кассий провозгласил себя императором. Марк Аврелий поспешил на юг.

Хотя еще прежде его приезда мятеж угас сам собой и Кассий был убит, он добрался до Александрии, во всем разобрался, очень милостиво обошелся с воинами Кассия и самими египтянами. Родственников Кассия он также запретил преследовать. Объехав по пути восточные провинции и заехав в Афины, он возвратился в Рим, а в 178 г. отправился в Виндобоны, откуда опять выступил в поход против маркоманов и сарматов. На этой войне он два года спустя нашел свою смерть, заразившись чумой. Незадолго до своей кончины он призвал своих друзей и беседовал с ними, смеясь над бренностью человеческих дел и выражая презрение к смерти. Вообще, на протяжении всей своей жизни он отличался таким спокойствием духа, что выражение его лица никогда не менялось ни от горя, ни от радости. Кончину свою он принял так же спокойно и мужественно, ибо не только по роду занятий, но и по духу был истинным философом.

Успех ему сопутствовал во всем, только в браке и детях был он несчастлив, но и эти невзгоды он воспринимал со стоическим спокойствием. О недостойном поведении его супруги было известно всем его друзьям. Говорили" что, проживая в Кампании, она садилась на живописном берегу, чтобы выбрать для себя из числа моряков, которые обычно ходили голые, наиболее подходящих для разврата.

Императору не раз ставили в вину, что он знал по именам любовников своей жены, но не только не наказывал их, а напротив, выдвигал на высокие должности. Многие говорили, что и она зачала вовсе не от мужа, а от какого-то гладиатора, ибо не возможно было поверить, что у такого достойного отца может родиться такой порочный и непотребный сын. Другой его сын умер еще в детстве после того, как ему удалили опухоль под ухом. Марк Аврелий горевал о нем только пять дней, а затем вновь обратился к государственным делам.

Константин Рыжов: «Все монархи мира: Греция. Рим. Византия»