Разделение по возрастам. Возрастная периодизация развития человека. Понятие «времен года» по Пифагору

Организм ребенка, который характеризуется интенсивным ростом и развитием, проходит через определенные, общие для всех фазы, характеризующиеся специфическими анатомическими и физиологическими особенностями, которые называются возрастными. Наличие возрастных особенностей позволяет разделить период индивидуального развития на ряд этапов. Между этими этапами не четких границ, и они в значительной степени условны. Тем не менее выделение таких периодов является задачей весьма актуальной, так как дети одного паспортного (календарного) возраста , но разногобиологического возраста по-разному реагируют на учебную, трудовую и физическую нагрузку. В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал составляет один год, биологический (анатомо-физиологический) охватывает несколько лет жизни человека, в течение которых происходят определенные морфологические и функциональные изменения.

В отношении критериев возрастной периодизации до настоящего времени в науке нет единого мнения. Одни исследователи за основу периодизации берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки органов и тканей, другие предлагают руководствоваться так называемой скелетной зрелостью. В возрастной психологии чаще используют периодизацию, основанную на педагогических критериях. Период дошкольного возраста подразделяют в соответствии с группами детсада, школьный возраст подразделяют на три этапа: младший (1-3-4 класс), средний (4-5-7-8 классы) и старший (9-11 класс).

На симпозиуме по возрастной физиологии в 1969 году была рекомендована следующая схема возрастной периодизации:

    Новорожденный 1-10 дней

    Грудной возраст 10 дней - 1 год

    Раннее детство 1-3 года

    Первое детство 4-7 лет

    Второе детство 8-12 лет мальчики

8-11 лет девочки

    Подростковый возраст 13-16 лет мальчики

12-15 лет девочки

    Юношеский возраст 17-21 год юноши

16-20 лет девушки

    Зрелый возраст

1 период 22-35 лет мужчины

21-35 лет женщины

2 период 36-60 лет мужчины

36-55 лет женщины

    Пожилой возраст 61-74 года мужчины

56-74 года женщины

    Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины

    Долгожители 90 лет и выше

В основе приведенной периодизации лежат морфологические, физиологические и психологические критерии, которые включают в себя размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие эндокринной системы, степень полового созревания, мышечную силу, половые особенности. Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к другому рассматривается как переломный, критический период.

В педагогике достаточно популярна периодизация, предложенная в 1906 году Н.П.Гундобиным. Согласно этой схеме выделяют 6 периодов:

    Период внутриутробного развития:

    фаза эмбрионального развития (эмбрион);

    фаза плацентарного развития (плод).

    Период новорожденности - 1 день - 1 месяц.

    Грудной, или младший ясельный, возраст - 1 месяц -1 год.

    Период молочных зубов:

    преддошкольный возраст - 1-3 года;

    дошкольный возраст - 3-7 лет.

    Период отрочества (младший школьный возраст) - 8-11 лет.

    Период полового созревания (старший школьный возраст) - 12-16 лет.

Процесс индивидуального развития разделяется на два больших периода: пренатальный и постнатальный. В свою очередь пренатальный онтогенез, который в среднем продолжается двести восемьдесят дней (10 лунных месяцев), делят на две фазы: фазу эмбрионального развития и фазу плацентарного развития.

В период фазы эмбрионального развития, продолжающей от образования зиготы до 8 недель, формируются внешние части тела и внутренние органы. В конце второго лунного месяца эмбрион приобретает человекоподобный вид: различаются голова, туловище, конечности; на голове выявляются рот, нос, глаза, уши и т.д.

После оплодотворения, которое чаще происходит в ампуле маточной трубы, начинается стадия дробления. Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) разделяется (дробится) на две дочерние клетки - бластомеры. Через 10 часов после первого дробления происходит второе деление, что приводит к развитию многоклеточного зародыша - морулы (от лат. morum- тутовая ягода). Деление клеток в моруле идет постоянно, их число нарастает в геометрической прогрессии. К концу первой недели развития их становится 100. Развивающийся зародыш принимает форму пузырька - бластоцита (от греч.blastos- зачаток,kysstos- пузырь). В бластоците различают две части - трофобласт и эмбриобласт. Трофобласт, состоящий из одного слоя мелких клеток, является оболочкой бластоцита. Он участвует в питании зародыша и имплантации (внедрении) его в слизистую оболочку матки. Эмбриобласт является скоплением крупных клеток, которое прилежит к трофобласту изнутри. В дальнейшем из эмбриобласта развивается тело зародыша и внезародышевые органы: амнион, желточный мешок, аллантоис и внезародышевая мезенхима.

Начальные стадии дробления происходят в маточной трубе, при этом зародыш продвигается по направлению к матке благодаря сокращению мышечных стенок трубы. Завершается эта стадия в полости матки, где на шестой день беременности заканчивается образование бластоцита.

В начале второй недели развития зародыш начинает внедряться в стенку матки (имплантация). В имплантации зародыша важную роль играет трофобласт, клетки которого выделяют ферменты, расплавляющие ткани слизистой оболочки матки. На этом этапе питание зародыша осуществляется за счет расплавленных тканей. К моменту внедрения в стенку матки зародыш достигает уже значительных размеров. Далее начинается процесс образования клеточных пластов. Эта стадия развития зародыша называется гаструлой (от греч. gaster- желудок). В результате сложных перемещений клеточного материала образуется три зародышевых листка:эктодерма, энтодерма имезодерма , представляющие собой упорядоченные пласты клеток, отличающиеся друг от друга структурой и функцией. Формирование в процессе развития зародыша структурно-функциональных различий клеточных пластов называется дифференцировкой. Эктодерма образует наружную оболочку зародыша. Впоследствии из нее развивается эпителиальная ткань, составляющая наружный слой кожи. Энтодерма выстилает внутреннюю поверхность кишечной трубки, из которой в будущем развивается пищеварительный тракт; из нее образуется эпителий, составляющий внутренний слой пищеварительного канала и дыхательных путей. Мезодерма дает начало почти всем тканям, образующим внутреннюю среду организма.

Развитие зародыша человека характеризуется также образованием провизорных органов, которые существуют временно и выполняют вспомогательную функцию. Образуются эти органы из внезародышевого клеточного материала.

На третьей неделе внутриутробного развития после обособления тела зародыша от внезародышевых образований начинается процесс закладки осевых органов, то есть органов, еще не имеющих составных тканевых компонентов. К ним относят: хорду, нервную трубку и сомиты мезодермы. Хорда представляет собой плотный клеточный тяж, составляющий первичный скелет туловища зародыша. В дальнейшем хорда исчезает и на ее месте формируется позвоночный столб. Нервная трубка и расположенные по бокам ганглионарные пластинки, образующиеся из эктодермы, являются прообразом нервной системы. Мезодерма, а именно ее дорзальная часть (расположена в области спины), состоит из сомитов - первичных сегментов тела. В процессе дифференцировки каждый сомит дает склеротом, дерматом и миотом. Из склеротома развивается хрящевая и костная ткани, составляющие скелет туловища; из дерматома обрадуется соединительнотканный слой кожи; миотом расположен между склеротомом и дерматомом, из него формируется скелетная мышечная ткань.

К концу первого месяца эмбриогенеза оказываются сформированными зачатки всех тканей: эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной. Со второго месяца внутриутробного развития начинается образование почти всех органов, входящих в состав систем и аппаратов развивающегося зародыша. Наступает период органогенеза. При образовании органов происходит дальнейшая дифференцировка тканей, наряду с которой усиливается интеграция, то есть объединение разнородных компонентов в одно гармонично развивающееся целое - орган. Закладка органов завершается к концу второго месяца развития зародыша. К этому времени происходит становление его внешней формы.

На этом этапе онтогенеза особенно опасно воздействие неблагоприятных факторов различной природы: физических, химических, биологических. Опосредованное влияние этих факторов через материнский организм может привести к тяжелым порокам развития, которые называются эмбриопатиями.

Фаза плацентарного периода, начинающаяся с третьего месяца, соответствует фетальному периоду. В этот период устанавливается обособленное от матери кровообращение. На четвертом лунном месяце плод активно двигается, его движения ощущаются матерью. Развитие плода в значительной степени зависит от состояния плаценты, повреждения которой могут привести к патологическим нарушениям плода, называемым фетопатиями.

Плодный, или фетальный, период внутриутробного развития продолжается около 32 недель (5-10 лунный месяц беременности). В течение этого периода происходит рост и развитие всех органов, их функциональное созревание, интенсивно увеличиваются размеры плода. Так, у 2-хмесячного плода длина в среднем равна 30-35 мм, масса около 4-х гр., у 3-хмесячного плода, соответственно, 8-9 см и 20-25 гр., у 5-тимесячного плода - 25 см и 280-300 гр., у 7-ми месячного - 35 см и 2400-2500 гр. К концу фетального периода длина плода составляет около 50 см, а масса 3200-3500 гр.; плод этого возраста называется зрелым - способным к внеутробному существованию.

В интранатальном периоде, который продолжается от начала родов до рождения ребенка, возможны нарушения плацентарного кровообращения, что ведет к асфиксии плода и может быть причиной различных патологических изменений, в частности поражения ЦНС.

Плацента (детское место) является органом, в котором из крови матери в кровь плода поступают кислород и питательные вещества, а обратно выводятся углекислый газ и продукты метаболизма. Плацента выполняет также и эндокринную роль, вырабатывая ряд гормонов. По своей форме она напоминает диск, достигающий к концу беременности диаметра 20 см, толщины 2-3 см и массы 500-600 гр. По происхождению в плаценте выделяют две части: плодную и материнскую. Плодная часть представлена ворсинками хориона, а материнская - базальной пластинкой. Ворсинки плодной части состоят из эпителия и соединительной ткани и содержат сети кровеносных сосудов. Одни ворсинки соединены с базальной пластинкой, а другие свободно свисают в пространстве между ворсинками и базальной пластинкой. Эти пространства образовались в результате расплавления слизистой матки при имплантации зародыша и называются лакунами. В сосудах ворсинок циркулирует кровь плода, а в лакунах - материнская кровь.

Период новорожденности (неонатальный) начинается с момента рождения ребенка и продолжается в течение четырех недель. Следует отметить, что зрелость плода, его способность быстро адаптироваться к условиям жизни вне материнского организма, в значительной мере обусловлены характером течения беременности.

Для зрелого, доношенного ребенка характерны следующие средние значения основных показателей физического развития:

Длина тела составляет 50-52 см, причем у мальчиков она на 2 см больше, чем у девочек;

Масса при рождении составляет 3200-3500 гр., у мальчиков на 120-200 гр. больше, чем у девочек.

Индивидуальные различия в величине массы тела довольно значительны, поскольку нормальной считается масса от 2000 до 4000 гр. При массе от 3500 до 4000 гр. говорят о крупном ребенке, а дети, родившиеся с массой тела более 4200 гр., рассматриваются как дети-гиганты. Масса тела недоношенных детей составляет 2500 гр. и меньше.

Масса и длина тела ребенка зависит не только от пола, но и от возраста, питания, состояния здоровья и протекания беременности матери. Так, дети повторнородящих матерей обычно больше, чем родившиеся от первой беременности. Определенное значение имеют и особенности конституции родителей. Дети крупных матерей обычно имеют высокие показатели длины и массы тела. Показатели развития детей юных родителей имеют более низкие характеристики.

В период новорожденности происходит основная адаптация детского организма к новой среде существования. В этот период проявляются слабые стороны организма ребенка, обнаруживаются дефекты развития. Для всех основных систем новорожденного характерно состояние неустойчивого равновесия, в связи с чем даже небольшие изменения условий жизни ребенка могут привести к серьезным сдвигам в состоянии здоровья. Новорожденные дети характеризуются невосприимчивостью ко многим острым детским инфекционным болезням (корь, скарлатина, краснуха и т.д.). Многие авторы объясняют этот феномен наличием пассивного иммунитета, который сформировался в результате проникновения через плаценту материнских антител в период внутриутробного развития.

Грудной период продолжается до 1 года. Этот период характеризуется наибольшей интенсивностью роста и развития. Длина тела увеличивается в среднем в 1,5 раза, а масса тела в 3 раза. Наблюдается быстрый темп психомоторного развития: развивается деятельность всех сенсорных систем, формируются положительные эмоции и подготовительные этапы развития речи, что отражает совершенствование высших психических функций: памяти, мышления. К году ребенок начинает самостоятельно ходить. Однако большая напряженность физиологических систем организма на фоне выраженной незрелости различных органов и систем органов может привести к формированию некоторых отклонений в физическом развитии и здоровье.

Нормальное физическое и психическое развитие грудного ребенка, надлежащая сопротивляемость организма инфекциям и другим неблагоприятным воздействия окружающей среды возможны только при правильной организации питания, режима дня, ухода, закаливания. Особое значение имеет естественное вскармливание в течение первого года жизни.

Должные показатели роста и массы тела ребенка первого года жизни можно рассчитывать по следующим формулам:

Длина тела детей первых 6-ти месяцев = длина тела при рождении + 3n, длина тела детей 7-12 месяцев = 64 +n, гдеn- число месяцев жизни. Граница допустимых колебаний4 см;

Масса тела детей первых 6-ти месяцев = масса тела при рождении 3300 (3500) + 800n;

для детей 7-12 мес. = 5800-6000 + 400n, гдеn- возраст в месяцах. Границы допустимых колебаний: в 3-6 мес.100 гр.; в 7-12 мес.1500 гр.

Период молочных зубов разделяют на преддошкольный (старший ясельный) возраст - с 1 года до 3 лет - и дошкольный возраст - с 3 до 6-7 лет. В период молочных зубов, по сравнению с грудным, интенсивность роста заметно снижается. На втором-третьем году жизни заканчивается прорезывание молочным зубов. Второй год жизни ребенка особенно выделяется в связи с началом формирования сложных функций мозга, быстрым развитием речи (запас слов достигает 200-300). Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета в этот период способствуют заболеваниям ребенка при незначительных нарушениях в питании и гигиеническом уходе. Каждое заболевание может повлечь за собой отставание в физическом и психомоторном развитии.

В период с 3 до 6-7 лет увеличение массы тела составляет в среднем 2 кг, а длина тела 5-8 см в год. В этот период мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и телосложению. Ориентировочно длину и массу тела ребенка в возрасте с 2 до12 лет можно определить по следующим формулам:

Длина тела в возрасте 2-8 лет: 74 + 7n;

Длина тела в возрасте 8-15 лет: 90 + 5n, гдеn- годы жизни.

Границы колебаний: 0-5 лет 6 см, 5-10 лет9 см,

10-15 лет 10 см.

Длина тела - наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластического обмена организма; она зависит как от особенностей телосложения, так и от социально-бытовых условий жизни, воспитания, физической и психической нагрузки.

Масса тела детей в возрасте 2-5 лет: 2n+ 9;

Масса тела детей в возрасте 5-12 лет: 3n+ 4;

В возрасте 12-16 лет: 5n- 20, гдеn- годы жизни. Пределы колебаний показателей массы для детей 0-5 лет3 кг; 5-10 лет6 кг; 10-15 лет10 кг.

В отличие от длины тела масса является более лабильным показателем, отражающим развитие костной и мышечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки. Данный параметр обусловлен как конституционными особенностями ребенка, так и условиями среды.

Период отрочества охватывает возраст с 8 до 11 лет. В этот период особенно заметно нарастает мышечная масса, развиваются такие двигательные качества, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Заканчивается в основном формирование периферической иннервации, моторная область коры головного мозга становится сходной по сравнению с таковой у взрослого. Период с 8 до 12 лет физиологи считают наиболее спокойным в развитии ВНД ребенка.

Период полового созревания, или старшего школьного возраста, приходится на возраст 12-16 лет, однако сроки полового созревания индивидуальны и колеблются в относительно широких пределах. Так, половое созревание девочек чаще всего происходит в 12-16 лет, в то время как у мальчиков в 13-18 лет. Признаками начала пубертатного периода является развитие вторичных половых признаков. У девочек происходит рост молочных желез, появление менструаций, оволосение на лобке и подмышечных впадинах; у мальчиков - мутация голоса, рост волос на лобке, лице, груди, в подмышечных впадинах, появление поллюций.

Период полового созревания характеризуется прежде всего интенсивным увеличением длины тела. К концу этого периода происходит дифференцировка в росте - четко выявляется низкорослость и избыточно высокий рост. Интенсивное нарастание массы тела требует повышенного введения в организм подростка питательных веществ. Так, калорийность пищи, получаемой детьми в возрасте 12-15 лет, должна составлять в среднем 3100 ккал. Следует отметить, что в этот период онтогенеза увеличивается и суточная потребность в белках, жирах, минеральных солях, витаминах.

Высокая двигательная и нервно-психическая активность подростков ведет к значительному напряжению метаболизма и деятельности эндокринной и нервной систем.

Несколько ухудшается кровоснабжение мозга, что проявляется в утомляемости и развитии фазных состояний. В этот период сравнительно часто наблюдаются расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Подростки нередко жалуются на боли в загрудинной области, тахикардию, что обусловлено расстройствами вегетативной нервной системы. Довольно часто пубертатный период называют переходным возрастом. Суть переходности заключается в том, что в этом возрасте дети еще не стали взрослыми, но они уже и не дети. Особенно сложен переход в психологическом отношении. Формирование подростка как личности, которое происходит в этот период, является весьма важным процессом как для него самого, так и для родителей, учителей и окружающих. Психика подростка характеризуется большой ранимостью, чему могут способствовать повышение интеллектуальной и физической нагрузки, обременение внешкольными обязанностями или односторонние увлечения. Особенность психической деятельности в юношеском возрасте во многом обусловлена впервые появляющимся половым влечением. Учителям и родителям необходимо помнить, что многих психических и физических отклонений в организме можно избежать при правильно построенном процессе обучения и воспитания, разумном использовании физической культуры. Особенно важно корректное поведение родителей и учителей, что создает благоприятный психологический климат.

В период полового развития могут проявиться дефекты развития полового аппарата, о чем может свидетельствовать дисменорея, аменорея и др., обострение ряда перенесенных инфекционно-аллергических заболеваний. В связи с гормональной перестройкой могут возникать дисфункции эндокринных желез и отклонения в процессе метаболизма. С 20-22 лет начинается новый этап онтогенеза, соответствующий периоду половой зрелости (или нобилитету), когда впервые возникает способность к осуществлению полноценной детородной функции и разнообразных форм трудовой деятельности. Возраст половой зрелости является условной границей, которая неоднозначна для юношей и девушек и для лиц, живущих в различных географических регионах. Период жизни, в который установившиеся до него морфофункциональные характеристики сохраняются более или менее однозначными, В.В.Бунак называет стабильным.

На смену стационарному периоду взрослого состояния приходит завершающий период онтогенеза, обозначаемый как регрессивный, или инволюционный, старческий.

В заключение можно отметить, что переход от одного возрастного периода к последующему закодирован уже в геноме зиготы. Однако последовательная смена возрастных периодов, составляющих жизненный цикл, реализуется лишь в том случае, если в каждом возрастном периоде организм будет взаимодействовать с определенными условиями среды, которые соответствуют специфическим особенностям физиологии каждого периода, с теми, по отношению к которым предшествующие поколения выработали определенные адаптивные реакции. К каждому переломному этапу онтогенеза происходит генетически детерминированное созревание структур, обеспечивающих новые особенности функций и поведенческих реакций, которые должны иметь место в соответствующем возрастном периоде. Если же в связи с генетически обусловленным созреванием структур к определенному переломному этапу индивидуального развития организм не начинает взаимодействовать с требующими условиями среды, которые стабилизируют и далее стимулируют созревание функциональных систем, то новые физические отправления и поведенческие реакции не реализуются. В этом отношении определенный интерес представляет случай воспитания ребенка до 16 лет в полной изоляции от людей, ставший основой для сюжета романа Я.Вассермана Каспар Каузер.

Порой возникает вопрос о необходимости строгого соблюдения условий среды в каждом возрастном периоде в границах оптимума. Экспериментальные данные свидетельствуют, что для полноценного индивидуального развития соответствующие условия среды в каждом возрастном периоде должны несколько превосходить оптимум, но и не должны превышать адаптационных возможностей организма. Все это свидетельствует о важности социально организованных и научно обоснованных форм воздействий, таких как детсад, школа и т.д.

Основные периоды жизни человека. От чего зависит продолжительность жизни и есть ли “лекарство от старости”?

В разделе 1.3.4 рассказывалось о жизненном цикле клетки. Нетрудно провести аналогию между клеточным циклом и жизнью человека. Основные периоды клеточного цикла – рождение, созревание, активное функционирование, угасание и гибель – в целом соответствуют периодам жизни человека (рисунок 1.3.16 и таблица 1.5.4). Снова мы столкнулись с неким алгоритмом, написанной природой программой, которую организм человека выполняет и выполнит до конца, если не вмешаются трагичные случайные факторы.

Таблица 1.5.4. Основные периоды жизни человека (по Н.П. Гундобину)
Период жизни Мужчины Женщины
Период новорожденности От рождения до 1 месяца
Период грудного возраста От 1 месяца до 1 года
Ясельный возраст От 1 года до 3 лет
Дошкольный возраст От 3 до 7 лет
Младший школьный возраст 7-13 лет 7-11 лет
Подростковый возраст (пубертатный возраст) 13-17 лет 11-15 лет
Юношеский 17-21 год 15-20 лет
Зрелый возраст, первый период 21-35 лет 20-35 лет
Зрелый возраст, второй период 35-60 лет 35-55 лет
Пожилой возраст 60-75 лет 55-75 лет
Старческий возраст От 75 до 90 лет
Долгожители Старше 90 лет

От момента рождения ребенок не только растет физически: развивается его костно-мышечная система, увеличивается рост и масса тела, но и “созревает” функционально: постепенно активируются ферментные системы печени и желудочно-кишечного тракта, стабилизируется терморегуляция, претерпевают функциональные изменения сердечно-сосудистая, дыхательная и другие системы. Например, у новорожденного частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 120-140 ударов в минуту, у 3-летнего ребенка – уже 105, а в 8-9 лет ЧСС практически соответствует параметрам взрослого – 90 ударов в минуту. Такое “урежение ритма” объясняется постепенной оптимизацией сердечной деятельности – нарастанием эффективности сердечного сокращения: если у новорожденного в течение одной минуты сердце перекачивает 450-550 мл крови, то есть с каждым сердечным выбросом в аорту выталкивается около 4 мл крови, то у 8-летнего ребенка этот объем уже составляет более 30 мл (2800 мл за 1 минуту). Однако наибольший прогресс наблюдается в развитии нервной системы и психики: становятся более дифференцированными эмоциональные реакции, богаче – мимика, активируются познавательные процессы, формируются механизмы запоминания, концентрации и сохранения внимания, закладываются основы логического и абстрактного мышления и многое другое (подробнее в разделе 1.5.2.13). В пубертатный период начинает меняться гормональный фон, организм готовится к выполнению репродуктивных функций. По разным данным, до 20-25 лет развитие организма идет по нарастающей, далее наступает фаза плато (с 25 до 30-35 лет), характеризующаяся максимальной активностью всех функций организма. После 35 лет постепенно уменьшаются резервные возможности организма, в организме начинают более интенсивно протекать процессы старения. Отчего это происходит? Ученые утверждают, что дело в генетической программе, записанной в ДНК клетки, и поиск “гена старения” продолжается. Ни для кого не секрет, что первые морщины – первые проявления процессов старения – обнаруживаются уже в 20-25 лет, однако темпы угасания второстепенных, а затем и основных функций организма нарастают после 35-40 лет. Наиболее показательны в этом отношении процессы высшей нервной деятельности и реакции психики. Более трудным становится усвоение нового материала, больше времени приходится тратить на запоминание информации, усложняются процессы быстрого реагирования на ситуацию или принятия нестандартных решений. После 60 лет обычно наблюдается угнетение интеллектуальной деятельности, значительно ухудшается память на текущие события, эмоциональные реакции становятся не всегда адекватными, отмечается склонность к депрессии, что обусловлено ухудшением кровоснабжения и обмена веществ в головном мозге, уменьшением числа нейронов и возрастными дегенеративными изменениями нервной системы. Однако процессы восприятия информации, к которой человек привык в силу своей профессиональной деятельности, и мышления могут долгое время сохраняться на достаточно высоком уровне. Отчего это зависит? Тут действует простой закон биологии: “В первую очередь угасает та функция организма, которая активно не используется”.

Давайте еще раз посмотрим на рисунок 1.3.17 . График, отражающий интенсивность процессов метаболизма в клетке в различные периоды ее жизненного цикла, в равной степени можно отнести и к процессам высшей нервной деятельности, и к любой другой функции организма человека в течение жизни.

На протяжении истории человечества продолжительность жизни увеличивалась. Так, в XIV-XVII веках средняя продолжительность жизни человека составляла всего 24-29 лет. В конце XIX века в странах Европы люди в среднем жили 42 года, а во второй половине ХХ века – свыше 70 лет. По статистике, основными причинами смерти современного человека являются хронические неинфекционные заболевания – атеросклероз, артериальная гипертензия, ишемическая болезнь, злокачественные опухоли. Предполагают, что эффективная профилактика только сердечно-сосудистых заболеваний может привести к увеличению продолжительности жизни до 85 лет. Резервы повышения продолжительности жизни кроются в оптимизации двигательной активности, питания, ритмов жизни и эмоциональных реакций человека. Хотя по-прежнему актуальным остается высказывание “Нужно не только добавить годы к жизни, но и жизнь к годам”. А пути достижения обеих целей одинаковы!

Литература
  1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. – М.: Мир, 1988. – 248 с., ил.
  2. Большой толковый медицинский словарь / Под ред. проф. Г.Л. Билича: в 2-х томах. – М.: Вече АСТ, 1999. – Т. 1, 2.
  3. Брэгг П.С., Махешварананда С.П., Нордемар Р. и др. Позвоночник – ключ к здоровью. – СПб.: Диамант, Золотой век, Лейла, 1999. – 512., ил.
  4. Ваши глаза: Как сохранить и улучшить зрение. – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000, – 288 с.;
  5. Вельховер Е.С., Ананин В.Ф. Иридология: теория и методы: Монография. – М.: Изд-во РУДН и Биомелинформ, 1992. – 296 с., ил.
  6. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.:Аспект Пресс, 2001. – 373 с.
  7. Краткая медицинская энциклопедия / Гл. ред. Б.В. Петровский: в 3-х томах. – 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – Т. 1, 2, 3.
  8. Популярная медицинская энциклопедия / Гл. ред. В.И. Покровский. – 5-е изд. – М.: “Издательский Дом Оникс”, “Альянс-В”, 1998. – 688 с., ил.
  9. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 кл. шк. с углубл. изучением биологии. – М.: Просвещение, 1998. – 256 с., ил.
  10. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учебник для общеобразоват. учеб. завед. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 216 с., ил.
  11. Физиология человека: Учебник / Под ред. В.М. Смирнова. – М.: Медицина, 2001. – 608 с., ил.
  12. Человек. Наглядный словарь. (серия наглядных словарей) / Пер. с англ. О. Лосевой; Гл. ред. Е. Мирская. – М.: Слово/Slovo. – 2001. – 64 с., ил.
  13. Энциклопедический словарь медицинских терминов / Гл. ред. Б.В. Петровский: в 3-х томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – Т. 1, 2, 3.
  14. Энциклопедия для детей. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Гл. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – Том 18. Ч.1. – 464 с., ил.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.

Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.

Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.

Классификация ВОЗ

Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:

При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.

Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.

Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.

Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.

Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.

Влияние возраста на человека

Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.

Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.

В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.

Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.

Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.

Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.

Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.

Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.

В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.

Возрастная периодизация развития детей имеет несколько классификаций, каждая из которых ставит своей целью выделить некие закономерности физического и психологического взросления. Подобное деление жизни детей и подростков на определенные этапы помогает понять особенности развития и скорректировать специфические проявления их негативных сторон.

Некоторые педагогические деятели считают процесс взросления непрерывным действием, которое не имеет границ, аргументируя это текучестью и изменчивостью жизни. Однако современная педагогика путем многочисленных исследований доказала необходимость выделения возрастных этапов, так как каждый из них качественно отличается.

Несмотря на неравномерность каждого этапа, границы которого зависят от индивидуальных особенностей детей, каждый ребенок проживает все периоды взросления последовательно.

Некоторые определения

Возрастная периодизация детства до сих пор не имеет четкого определения.

Так, существует деление на развитие физиологических, социальных и психологических признаков взросления. Однако на сегодняшний день нет критериев, способных объединить социальные и биологические показатели.

Более того, существует два подхода к любым классификациям: стихийный и нормативный.

Последователи стихийного подхода считают, что периодизация детства и особенности развития формируются бессознательно под влиянием множества случайных факторов, предусмотреть которые невозможно.

Нормативный подход предусматривает организацию такого воспитательного процесса, который сможет учесть все случайные обстоятельства и обеспечить оптимальные условия для развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Считается, что оптимальной классификацией различных возрастных групп станет та, которая будет максимально учитывать не только факторы физиологии и психологии, но и условия и особенности воспитания, обучения и социальной адаптации ребенка.

Виды периодизации

Несмотря на большое разнообразие вариантов периодизации, принято выделять 2 вида классификации: физиологическую и психологическую.

Что касается физиологической периодизации, то она была принята еще в 1965 году во время Международного симпозиума, на котором обсуждались вопросы возрастной физиологии. Было принято решение выделять всего 7 периодов развития детей и подростков:

  • Этап новорожденности, который длится всего 10 дней от рождения;
  • Период грудного вскармливания, который заканчивается в 1 год;
  • Ранний возраст предусматривает развитие ребенка с года до 3 лет;

  • Начало детства длится с 3 до 8 лет;
  • Окончание детства знаменуется у мальчиков в 12, а у девочек в 11 лет;
  • Подростковый период заканчивается у девочек к 15, а у мальчиков к 16 годам;
  • Этап юношества длится с 17 лет до 21 года у юношей, тогда как у девушек он заканчивается к 20 годам.

Психологических периодизаций несколько, однако, несмотря на их разные критерии, большинство из них базируются на одних и тех же возрастных этапах. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Эриксон. Этапы

Эрик Эриксон, известный американский психолог, считает, что стадии развития ребенка связаны с психосоциальными аспектами. Им была разработана периодизация, основанная на этом принципе.


Э. Эриксон считает, что правильное психосоциальное развитие ребенку должны обеспечить семья и учреждения образования.

Закономерности взросления по Выготскому.

Известный советский психолог Л. Выготский не только предложил свою классификацию этапов возрастного развития, но и выделил особые закономерности, которые сопровождают взросление детей и подростков.

  • Наличие цикличности. Каждый этап характеризуется индивидуальными временными границами, особым темпом и содержанием, которые имеют способность видоизменяться во время всего периода взросления. Одни периоды интенсивны и ярко выражены, тогда как другие могут проявляться достаточно незаметно.
  • Скачкообразность развития доказывает неравномерность развития психологических функций. Во время каждого возрастного этапа на передний план выходит новая функция психологического сознания. Таким образом, в сознании ребенка происходит постоянная перестройка связей между функциями.
  • Метаморфозы взросления проявляются из-за цепи качественных преобразований в психике ребенка. При этом их количественная составляющая отходит на задний план. Психическое состояние малыша абсолютно разное на всех возрастных этапах.
  • Регулярная комбинация эволюции и инволюции, которые, взаимодействуя, выводят ребенка на новый уровень психологического и социального развития.

Выготский считал, что единственная движущая сила развития любого ребенка – обучение. Для того чтобы обучение смогло выполнить возложенную на него функцию, оно должно быть ориентировано не на те этапы развития, которые подходят к завершению, а на те, что еще не начались. Таким образом, ориентация обучения должна быть направлена на перспективу.

Психолог оперировал термином «ближайшее развитие». Суть его сводится к грамотному определению тех умственных способностей ребенка, которые есть на данный момент, и тех, на которые он способен. Таким образом определяется возможный уровень сложности задач, предлагаемых учащемуся: они должны позволять развиваться способностям, а не демонстрировать уже полученные знания.

Не менее важное место в зоне ближайшего развития занимает психологическое взаимодействие с взрослыми, которое должно стать проводником в мир дальнейшего самостоятельного взросления.

Психологический возраст по определению Выготского

Свою возрастную периодизацию психолог базировал на психологическом возрасте детей, который раскрывает социальную адаптацию на том или ином этапе взросления.

По мере того, как ребенок взрослеет, старые предпосылки развития вступают в противоречие с новыми, более важными факторами, которые ломают уже сложившееся отношение к миру и выводят на новый этап взросления. Таким образом, меняется психологический возраст.

Психолог считал, что типы возрастных преобразований бывают двух видов: устойчивые и кризисные. Исходя из этого определения, им была выделена такая возрастная периодизация:

  • Кризис новорожденного ребенка;
  • Младенческий возраст до 1 года;
  • Кризис первого года жизни;
  • Начало периода детства, который продолжается до трех лет;
  • Кризис трех лет;
  • Возраст до школы до 7 лет;
  • Кризис семилеток;
  • Время обучения в школе включает в себя возраст до 11-12 лет;
  • Кризисный период тринадцатилетних подростков;
  • Половозрелые годы, которые длятся до 17 лет;
  • Кризис идентичности семнадцати лет.

К тому же Выготский считал, что периодизация детского возраста должна базироваться на трех факторах:

  • Внешние проявления взросления (например, по наличию или отсутствии зубов, их смена с молочных на постоянные);
  • Характеристика какого-либо критерия (к примеру, периодизация Ж. Пиаже, которая основана на умственном развитии);
  • Существенные факторы психомоторного развития (в качестве примера можно привести классификацию Л. Слободчикова).

Современная психология и педагогика придерживается периодизации Д. Эльконина, которая базируется на
выводах Л. Выготского. Отличительная черта данной классификации в выделении основных закономерностей деятельности у растущего человека. То есть, психолог предполагал, что психическое развитие детей обусловлено непрерывной сменой деятельности.

Свойства кризисных периодов

Периоды кризисов, которые впервые были определены Выготским, по-разному трактуются психологами. Одни считают их естественными показателями адаптациями к новым условиям, во время которых ребенок развивается и переходит на новый этап развития. Другие – отклонением от нормального развития. Третьи считают кризисы факультативным проявлением, то есть, необязательным в развитии ребенка.

В любом случае, отрицать наличие кризисных периодов в жизни детей было бы бессмысленно. В это время происходит формирование новых свойств психики, закладывание норм и устоев, изменение общего мировоззрения.

Несмотря на то, что каждый кризисный этап характеризуется индивидуальным проявлением, существует ряд признаков, которые объединяют все переломные периоды в жизни детей.

  • Отказ от сотрудничества с взрослыми;
  • Легкая уязвимость, обидчивость, которые проявляются в замыкании в себе или проявлении агрессии;
  • Неумение справиться с негативными эмоциями;

  • Желание добиться полной самостоятельности, с которой, как правило, не представляют, что делать.

Во время кризиса дети теряют интерес к учебе, у них кардинально меняются интересы, возможны конфликтные ситуации с окружающими их людьми.

Возникновение кризиса, так же как и остроты его протекания, связано с множеством факторов. При этом определить, какой из них сыграл главную роль, иногда не представляется возможным.

В момент преодоления кризисного периода происходит переход личности на новую ступень физического, психологического и социального развития.

Рассмотрим с помощью таблицы основные проявления кризисных периодов на разных возрастных этапах.

Во время протекания всех возрастных периодов основные рекомендации родителям сводятся к следующему:

  • Сохраняйте спокойствие;
  • Умейте выслушать;
  • Дайте ценный совет;
  • Не навязывайте свое общество;
  • Уважайте выбор своего ребенка;
  • Дайте ему разумную свободу действия, соответствующую возрасту;
  • Любите своего ребенка;
  • Говорите ему о своей любви как можно чаще.

Соблюдая эти простые правила, взрослые не только смогут легче пережить эти непростые времена, но и помогут в этом нелегком деле своим детям.

Подведем итоги

Любая возрастная классификация очень условна, так же как расплывчаты ее границы. Нельзя оценивать степень развития своего ребенка сухими среднестатистическими данными.

Однако, зная основные периоды развития детей, родители смогут подготовиться к грядущим изменениям в поведении и мироощущении своих наследников и избежать очень серьезных ошибок в процессе их воспитания.