Уровень развития интеллекта шимпанзе соответствует уровню. Учёные утверждают, что интеллект обезьян неправильно оценивали десятилетиями. Ловля муравьев и термитов

Расы. Народы. Интеллект [Кто умнее] Линн Ричард

6. Величины IQ обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens

Делались попытки оценить интеллект обезьян, человекообразных обезьян и гоминид до Homo sapiens, основываясь на теории Пиаже о развитии интеллекта у детей. Согласно теории Пиаже, дети проходят четыре стадии познавательного развития. Первая из них – сенсомоторная стадия, на которой ребенок узнает о свойствах объектов, места, времени и причинности. Приблизительно в возрасте двух лет дети совершают переход к «дооперационной» стадии, на которой они овладевают языком и абстрактными понятиями, но еще не в состоянии понять логические принципы. Эта стадия длится до возраста примерно шести лет. В западных обществах дети примерно в семь лет переходят к стадии «конкретных операций», когда они могут усвоить логические принципы, но только на конкретном материале. Примерно в возрасте 12 лет дети переходят к четвертой и заключительной стадии «формальных операций», когда они становятся способными мыслить логически в терминах общих принципов, абстрагированных от конкретных примеров.

Каменные инструменты раннего палеолита из Сент-Ашель, Франция

Обзор попыток применения этой теории к интеллекту обезьян, человекообразных обезьян и дочеловеческих гоминидов представлен в монографии Паркера и МакКинни (Parker, McKinney; 1999). Согласно их заключению, обезьяны большинства видов не продвигаются дальше первой стадии Пиаже и остаются, таким образом, на когнитивном уровне примерно двухлетних детей. По шкале человеческого интеллекта их IQ составил бы приблизительно 12 баллов. Человекообразные обезьяны находятся на ранних этапах дооперационной стадии Пиаже и достигают когнитивного уровня среднего европейского 3–4-летнего ребенка. Их IQ составил бы примерно 22 балла. Попытки оценить уровень интеллекта по Пиаже, достигаемый последовательно появлявшимися видами гоминидов, исходя из изготавливаемых ими орудий, предпринимались Винном (Wynn; 1989). Согласно его заключению, Homo habilis, обитавшие в Восточной Африке приблизительно 2,4 миллиона лет назад, изготавливали простые каменные орудия, для чего им надо было находиться на первых этапах дооперационной стадии, примерно на тех же самых, на которых находятся человекообразные обезьяны. Homo erectus, появившиеся приблизительно 1,7 миллионов лет назад и имевшие несколько больший мозг, изготавливали более сложные ашельские каменные орудия, включая двусторонние ручные рубила, что требует мышления в стадии конкретных операций на уровне, достигаемом современными европейскими 7–8-летними детьми.

Из этого можно вывести, что их IQ должен был составлять приблизительно 50 баллов.

Из книги Основы зоопсихологии автора Фабри Курт Эрнестович

Предметная деятельность обезьян Свое конкретное воплощение взаимодействие зрения и тактильно-кинестетической чувствительности рук находит в чрезвычайно интенсивной и многообразной манипуляционной активности обезьян.Исследования, проведенные рядом советских

Из книги Человек в лабиринте эволюции автора Вишняцкий Леонид Борисович

Происхождение и эволюция человекообразных обезьян Примерно на рубеже олигоцена и миоцена (23 млн лет назад), или чуть раньше (см. рис. 2) происходит разделение дотоле единого ствола узконосых обезьян на две ветви: церкопитекоидов, или собакоподобных (Cercopithecoidea) и гоминоидов,

Из книги Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами автора

Триумфальное шествие Homo sapiens Судя по археологическим и палеоантропологическим находкам, широкое распространение гомо сапиенс за пределы Африки и Ближнего Востока началось не раньше 50–60 тыс. лет назад (рис. 36). Сначала, по всей видимости, были колонизированы южные,

Из книги Геном человека [Энциклопедия, написанная четырьмя буквами] автора Тарантул Вячеслав Залманович

Из книги Антропологический детектив. Боги, люди, обезьяны... [с иллюстрациями] автора Белов Александр Иванович

После обезьян были «Адам» и «Ева» Разгадка вопроса о происхождении человека в конечном итоге оказалась спрятанной в самом геноме человека. Не зря же некоторые ученые называют ДНК «величайшим археологическим ископаемым всех времен». Природой, как бы специально для

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

ПРО ДИКИХ ОБЕЗЬЯН Учёные со времен Дарвина, рассуждая о появлении человека, традиционно апеллируют к обезьянам. Но здесь начинаются вопросы. Вся костно-мышечная система человека, его чересчур большие и негибкие ноги, слабые руки явно не приспособлены изначально для

Из книги История одной случайности [или Происхождение человека] автора Вишняцкий Леонид Борисович

ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН[ 42 ] Что такое интеллект, разумность - стародавняя, тысячелетняя тема психологии, но до сих пор остающаяся полной для нее неопределенностью. Это я должен заключить по крайней мере из книги Келера об интеллекте человекообразных обезьян,

Из книги Осторожно: TERRA! автора Новиков Юрий Федорович

[СУЩНОСТЬ РАЗУМА У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН И ОШИБОЧНОЕ ТОЛКОВАНИЕ КЕЛЕРА][ 55 ] Акад. И. П. Павлов. - ...Теперь у меня есть две постоянные темы: с одной стороны, об обезьянах, с другой стороны, о господине Шеррингтоне. Обезьяны связаны с Келером. Может быть, лучше сказать, что, с

Из книги Распространненость жизни и уникальность разума? автора Мосевицкий Марк Исаакович

Из книги Жизнь в глубинах веков автора Трофимов Борис Александрович

Глава 1 Немного истории о том, как Homo sapiens перестал быть тунеядцем «На руку земледельца опирается мир», - говорит французская пословица. Но человек существует на нашей планете много сотен тысячелетий, а земледелие - всего один-два десятка. Что же служило опорой

Из книги Эволюция человека. Книга 1. Обезьяны, кости и гены автора Марков Александр Владимирович

7.2.2. Мультирегиональная гипотеза формирования Homo sapiens Хотя автору представляется предпочтительной представленная выше концепция формирования Homo sapiens в Африке и народообразующего выхода людей современного типа из Африки 80–60 тыс. лет тому назад, необходимо отметить, что

Из книги Рассказ предка [Паломничество к истокам жизни] автора Докинз Клинтон Ричард

ИСТОРИЯ ОБЕЗЬЯН Как мы уже говорили, млекопитающие произошли от зверообразных пресмыкающихся, вероятно, в начале мезозойской эры, около 200 миллионов лет назад. В течение долгого времени, почти всю мезозойскую эру, они мало менялись. В те давние времена преобладали

Из книги Тайны пола [Мужчина и женщина в зеркале эволюции] автора Бутовская Марина Львовна

У Homo erectus была походка Homo sapiens В 1978–79 гг. на берегу озера Туркана (в прошлом Рудольф) в Кении были найдены следы древних людей возрастом 1,43 млн лет (то есть на 2,2 млн лет моложе открытых Мэри Лики следов австралопитеков в Лаэтоли). В 2009 году там нашли еще три цепочки следов:

Из книги автора

Архаичный Homo sapiens Первую остановку по пути к рандеву № 1 мы сделаем в позапрошлом ледниковом периоде – около 160 тыс. лет назад. Этот пункт я выбрал, чтобы осмотреть окаменелости из деревни Херто-Бури в Афарской котловине в Эфиопии. Люди из Херто интересны тем, что, по

Из книги автора

Кооперация самцов и самок в сообществах у современных африканских человекообразных обезьян и у предков человека Разнообразие типов иерархических структур у современного человека можно рассматривать как результат эволюционного развития социальных структур у ранних

Из книги автора

Инфантицид у обезьян и человека Другим, часто игнорируемым фактором, способствующим развитию дружественных связей между самками, является опасность инфантицида (убийство детенышей своего вида) со стороны самцов (как будет показано ниже, такая адаптация реально

Наиболее изученный из всех видов животных. Исходя из новейших исследований, их генетическая база совпадает с человеческой на 98,7%. Шимпанзе настолько генетически близки к человеку, одно время предлагалось относить шимпанзе к роду Люди ..

Хотя шимпанзе не могут говорить из-за строения голосового аппарата, они способны общаться руками языке глухонемых людей (на языке жестов). Они способны употреблять слова в переносном смысле, могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка», обладают чувством юмора. Первую шимпанзе научили говорить на языке жестов в 1967 году, а к 1972 году уже с десяток шимпанзе были обучены языку жестов. Также были придуманы другие языки для общения с шимпанзе, такие как язык символов и язык лексиграмм. Самцы Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм. Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила ему своего детеныша.

В природе шимпанзе способны использовать орудия труда. Они используют палки для ловли муравьев и термитов, сбора меда и охота на млекопитающих, камни для метания и разбивания орехов, фруктов, овощей и семян и листьев для ловли муравьев и термитов, сбора воды и чистки. Они способны изготавливать орудия труда (очищают палки от листьев, обостряют палки и камни). Также они могут использовать 2 орудия труда одновременно (палку и листья для ее чистки, камень для разбивания и камень подставка). Кроме орудий труда, шимпанзе строят гнезда, которые могут быть расположены в группах.

Самосознание

Все шимпанзеи карликовые шимпанзепроходять зеркальный тест, доказывающий наличие самосознания.

Язык

Язык жестов

В 1967 году было начато первый эксперимент с целью научить говорить молодую самку шимпанзе по кличке Вошо на английском языке глухонемых — амслену.

Уошо показывали какой-нибудь предмет или действие, а затем составляли ее пальцы в соответствующий жест. Уже зная восемь знаков, Уошо начала их комбинировать. Еще в начале обучения она продемонстрировала понимание знаков: она узнавали изображение на картинке не хуже самого предмета, отличала маленькое изображение взрослого человека от изображения ребенка и т. П. Через пять лет она знала уже 160 слов. Уошо активно использовала знаки для общения с людьми и достижения своих целей. Хотя люди не спешили признать в лице Уошо умение владеть языком примата, сама обезьяна, ничуть не сомневаясь, причисляла себя к человеческому роду, а других шимпанзе называла «черными тварями».

До 1972 года в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе умели общаться на языке жестов.

Эксперименты показали, что шимпанзе и бонобо обладают символическим мышлением и легко пользуются принципом обобщения, применяя знакомые жесты в новых ситуациях. Шимпанзе способны употреблять слова в переносном смысле, обладают метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка». Они обладают также чувством юмора.

Описан случай, когда обученная языку знаков самка бонобо сама научила своего детеныша вместо человека-экспериментатора.

Язык символов

Дэвид Премак для обучения семилетней шимпанзе с именем Сара изобрел символы, обозначавшие то или иное понятие. Она довольно быстро усвоила, что голубой треугольник является символом яблоки, а красный квадратик — банана, затем символы имен Премака, трех его ассистентов, и своего. Еще через некоторое время словарь Сары пополнился обозначением многих окружавших ее предметов, основных цветов спектра и всех возможных их комбинаций настолько успешно, что вскоре «рабочий словарь» Сары насчитывал 120 слов.

Затем Сара поняла значение предлога «на», обозначением которого служила особая фигурка, это был первый и очень важный шаг для того, чтобы перейти к следующему этапу — составлению предложений. Первыми предложениями, которые шимпанзе стала читать, были сочетание трех символов, означающих один предмет другом предмете. Задолго до этого Сара хорошо усвоила, цвет получается при наложении друг на друга различных цветов спектра. Так, с поразительной точностью она выбирала символ, обозначающий синий цвет, если он накладывал друг на друга фигурки, обозначающие зеленый и желтый и т.д.

Однажды Премак решил выяснить, насколько она поняла правильный порядок слов в предложении и составил несколько комбинаций символов, которые не имели никакого смысла. Очень неожиданно для него Сара сама стала его учить. Когда Сара несколько раз правильно выполнила задание, она отодвинула от доски своего учителя и сама стала составлять предложения, но незаконченные. Она предлагала Премаку на выбор несколько символов, с помощью которых он мог их закончить. Так, она писала на магнитной доске: яблоко на … и предлагала на выбор несколько символов, обозначали предметы, цвета, понятия. Сначала Премак не понимал, что от него хочет Сара. Однако очень скоро он убедился, что его действия абсолютно последовательны. Сара терпеливо отвергала предложения вроде «яблоко на синем». Ее устраивал только такой вариант предложения, который имеет какой-то смысл, например «банан на блюде», «яблоко на банане» и т. Д.

Но труднее всего было впереди, когда от обозначений конкретных предметов перешли к усвоению общих понятий. Когда он научил Сару ассоциировать красный цвет с яблоком, а зеленый с грейпфрутом, они перешли к текстам, с помощью которых он исследовал понимание и осознание ею значение слова цвет. Сара правильно называла цвета совершенно незнакомых ей объектов. Например, ассоциируя красный цвет как принадлежность яблоки, шимпанзе безошибочно узнавала его в окраске вишни, которую она до этого не видела. Во время одного из опытов Сари дали яблоко и попросили отобрать символы цвета и формы, характеризующие этот плод. Она с готовностью сделала это. Затем вместо яблока ей дали его символ — голубой треугольник и предложили сделать то же самое. Абсолютно без колебаний Сара написала для этого абсолютно не имеет ничего общего с яблоком предмета те же символы круглого и красного, как и в том случае, когда перед ней лежало настоящее яблоко. Ученый считает это доказательством того, что шимпанзе думает о символе, скажем, яблоки не как о физическом объекте (в данном случае голубой пластмассовый треугольник), а как о предмете, который он символизирует.

Язык лексиграмм

Группа ученых создала электронное устройство и программу синтаксического и смыслового анализа знакового языка. Знаковый язык «Йеркской» состоял из небольших геометрических фигур, которые назвали лексиграмм, каждая из которых соотносится с определенным словом.

На стене помещения, в котором находится обезьяна, имеется клавиатура с нанесенными на клавиши лексиграмм. Если нажать такую ​​кнопку, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Последовательность лексиграмм компьютер считает фразой, если она начинается определенным сигналом и заканчивается точкой. Чтобы подать исходный сигнал, обезьяна дергает рукой за штангу, укрепленную над клавиатурой, и начинает «разговор». Компьютер считает фразу правильной, когда последовательность лексиграмм точно соответствует правилам, зафиксированным в заданной программы грамматике. Сомнительных случаев здесь нет: фраза или абсолютно правильная, или неправильная. Правила построения фраз в «Йеркской» языком однозначные, жесткие и не допускают отклонений, потому что пока стоит задача проверки только грамматических способностей шимпанзе Ланы, а не ее воображения.

Когда Лана нажимает на клавишу, лексиграмм, изображенная на ней, проецируется на экран, расположенный непосредственно над клавиатурой. Нажатие другой клавиши — рядом появляется новое изображение. И так далее, до тех пор, пока не получится линейная запись фразы. Затем компьютер выносит решение. Если фраза правильная — звенит колокольчик, если нет — лексиграмм исчезают с экрана, а Лане нужно начинать сначала.

Этот «механизм стирания» Лана обнаружила и освоила очень быстро. Допустив опечатку, она даже не пытается доказать фразу до конца, а сразу ставит точку. Компьютер, оценивая, естественно, входные данные как ложные, сразу гасит проекторы и готовит систему к новому «разговора» — так что зря Лана на клавиши не нажимает.

Лана в любое время может заказать поесть или попить, но только при условии, что фраза будет сформулирована правильно. Скажем, она набирает на клавиатуре фразу: «Пожалуйста, машина, дай мне кусочек банана», автомат подает лакомство в углубление в стене, откуда Лана его забирает. Точно так же обезьяна может попросить кусочек яблока, изюм и т. Д. Лана составляет себе абсолютно рациональное меню, хотя очень любит шоколадные конфеты. Теперь люди кормят ее только тогда, когда машина отключена на техосмотр.

Лана просит не только пить или есть. Например, она может написать: «Пожалуйста, машина, открой окно». Тогда по сигналу компьютера поднимается штора, которая закрывает окно в комнате шимпанзе, и Лана течение 30 секунд может смотреть на улицу. Если ей хочется посмотреть подольше, то она должна через каждые полминуты повторять свое сообщение.

Лана заказывает и кино — по его просьбе проектор в течение тех же 30 секунд показывает шимпанзе видовой фильм о жизни шимпанзе в джунглях. Чтобы просмотреть фильм, Лане нужно 28 раз отпечатать приказ на клавиатуре. Точно так же она просит показать ей диапозитивы или дать прослушать одну из двух имеющихся в распоряжении магнитофонных лент.

На некоторые простые вопросы о музыке и диапозитивах она умеет отвечать. Лана отвечает соответствующей лексиграмм, если ей показывают один из двадцати известных ей предметов и спрашивают: «Что есть имя этого?»

Новые лексиграмм Лана заучивает удивление быстро. Как правило, достаточно показать ей лексиграмм и соответствующий предмет один-два раза и повторить «урок» на следующий день. В настоящее время Лана твердо знает 55-60 лексиграмм. Это много. Кроме грамматики Лана учили и синтаксиса. Перед ней стояла двоякая задача. Первая: она должна была правильно дополнить начатую фразу. Например, ученые печатали: «Пожалуйста, машина, дай …», а Лана должна была правильно закончить фразу. На выбор ей предлагалось как правильных лексиграмм «орех», «вода», «кусочек банана» и т. П., а неправильных — «фильм», «диапозитив», «музыка», «окно» и т. П. Вторая задача состояла в том, чтобы стереть неправильно начатую машиной фразу, вместо того, чтобы ее как-нибудь закончить. В обоих экспериментах реакция Ланы была правильной в 89% случаев. Результат, надо сказать, весьма обнадеживающий.

Но даже без «синтаксиса», оглядываясь на первый год обучения Ланы, можно сделать вывод, что результаты исследований очень убедительны. Развитие шимпанзе шло гораздо быстрее запрограммированного, и ряд «приятных неожиданностей» говорит о еще не раскрытых способностях Ланы.

Когда главный воспитатель Ланы Тимоти Хилл зашел утром в помещение для экспериментов, чтобы заполнить автоматы едой и питьем, и, совершенно машинально отломав кусочек банана, положил его себе в рот. Лана прекрасно видела все это и возмутилась: она встала дыбом шерсть, она приняла угрожающую позу. Затем, увидев, что таким образом все равно ничего не добьется, она подбежала к клавишам и нажала на лексиграмм «Нет!».

В эксперименте, проведенном Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов с помощью клавиатуры с лексиграмм (геометрическими знаками).

В природе

Карликовые шимпанзе постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать.

Социальная структура

Шимпанзе живут в сложно устроенных мужских и женских социальных группах, которые называют общинами. Внутри общины статус индивида и его влиятельность диктуют определенную социальную иерархию. Иерархию шимпанзе можно назвать плоской, так как несколько индивидов могут быть достаточно влиятельными, чтобы вместе доминировать над другими членами, которые занимают более низкое положение. Доминирующего самца обычно называют альфа-самцом. Альфа-самец имеет высшее социальное положение, он управляет группой и поддерживает порядок во время споров. В обществе шимпанзе доминирующий самец не всегда самый большой и сильный, а, скорее всего, он самый умелый манипулятор и политик, способный контролировать происходящее внутри группы. Чтобы добиться доминирующего положения самцы шимпанзе обычно обзаводятся соратниками, которые при необходимости окажут им поддержку в борьбе за власть. Альфа-самец, как правило, показывается на публике в напыщенный виде, он вздыбливают на теле шерсть, чтобы визуально увеличить свой размер и добавить себе как можно больше устрашающий и властный вид. Такое поведение, по всей видимости, является принципиальным для статуса альфа-самца, так как оно помогает ему поддерживать свой авторитет и запугивать других членов общины, которые пытаются захватить власть. Шимпанзе, занимающие подчиненное положение, чтобы выразить уважение, делают уважительные жесты с помощью языка тела или протягивают руки, во время Ухань. Самки шимпанзе выражают свое уважение альфа-самца, представляя ему на обозрение свои зады.

У самок шимпанзе в пределах своей группы тоже есть иерархия, которая контролируется индивидом женского пола. В некоторых женских общинах статус высокопоставленного матери может переходить к дочери по наследству. Самки также создают союзы сторонников, чтобы доминировать над самками, занимающие более низкое положение. Но в отличие от самцов, основная цель доминирование которых заключается в получении привилегий при спаривании и иногда в возможности жестокого обращения с подчиненными, самки хотят доминировать для того, чтобы получить доступ к ресурсам, например к пище. Так высокопоставленные самки обычно первыми получают доступ к ресурсам. В целом же, оба пола хотят получить более высоком статусе, чтобы улучшить свое социальное положение внутри группы.

Часто случается, что решение о выборе альфа-самца остается за самками. Чтобы получить альфа-статус в обществе, самцу шимпанзе необходимо завоевать признание у самок. Самки хотят быть уверены, что их группа будет находиться в местах, где есть достаточно пищи. В некоторых случаях группа доминирующих самок может сместить альфа-самца, если он им неугоден, и подготовить ему на замену другого самца, в котором они видят более подходящего лидера для их группы..

У шимпанзе нередко оказывается высокая агрессивность. В опубликованных в сентябре 2014 результатах исследования было показано, что в борьбе за лучшую территорию, пищу и ресурсы, а также для того чтобы избавиться от конкурентов, особи способны убивать друг друга. Убийцы всегда действуют в составе группы (от пяти до тридцати двух обезьян на одной жертве) и часто убивают самцов и детенышей из других групп, при этом обычно не трогают самок. В ходе убийства они чаще отрывают гениталии жертве или разрывают горло. Наибольшее количество убийств зафиксировано в популяциях, проживающих вдали от людей. В то же время, ученые показали, что эти приматы способны скорбеть по умершим родственникам, а также не родственным им членам популяции.

Орудия труда шимпанзе

Все описанные ниже орудия труда использовались и строились шимпанзе без вмешательства людей, так как шимпанзе в квартирах, лабораториях и с помощью дрессировки шимпанзе могут использовать любые орудия труда, как и люди. Использование и изготовление орудий труда достаточно разнообразно и включает в себя охоты (на беспозвоночных и млекопитающих), добыча меда, переработку пищевых продуктов (орехов, фруктов, овощей и семян), сбора воды, оружие и укрытия.

Ловля муравьев и термитов

Предыстория

В 1960 году Джейн Гудолл наблюдала как шимпанзе тыкал травинку в термитник, а потом поднимал ее в рот. Когда он ушел, Гудолл подошла к насыпи и повторила использования орудия труда, так как она не была уверена, что шимпанзе это делают. Она обнаружила, что термиты немного залезают на травинку. Шимпанзе использовал травинку как орудия труда для ловли термитов.

Изготовление орудий труда

Изготовление орудий труда гораздо реже, чем простое использование орудий труда показывает высокие когнитивные способности. Вскоре после своего первого открытия применения инструментов, Гудолл наблюдала других шимпанзе по поднятием веток с листьями, очисткой ветвей от листьев и стеблей чтобы ловить насекомых. Это изменение листовых ветвей является одним из основных открытий в использовании орудий труда шимпанзе. До этого ученые считали, что только люди изготавливают и используют инструменты, и эта способность, что отделяет человека от других животных.

Оба вида шимпанзе были замечены в использовании «губок» из листьев и мха, чтобы всасывать воду и используют их в качестве ухода за инструментами.

Шимпанзе наблюдались даже при использовании двух изготовленных орудий труда одновременно, палка, чтобы копаться в гнезде муравьев и «щетка», изготовленная зубами из стеблей травы, чтобы собирать муравьев.

Переработка пищевых продуктов (каменные орудия труда)

Шимпанзе разбивают орехи камнями.

После раскалывания орехов камнями, частям зерна может быть слишком трудно добраться с зубами или ногтями и некоторые шимпанзе используют палочки, чтобы убрать эти остатки, а орехи сильно стучат молотком, как делают и другие шимпанзе. По редкое сочетание использования двух различных инструментов.

Молотки для открытия орехов могут быть из дерева или камня.

Изготовление орудий труда

Шимпанзе в горах Гвинеи используют каменные и деревянные ножи, а также каменные наковальни, изрубают и уменьшают фрукты деревьев Treculia на мелкие порции. Это плоды, которые могут быть размером с волейбольный мяч весят до 8,5 кг, твердые и волокнистые. Но, несмотря на отсутствие твердой внешней оболочки, они слишком велики для шимпанзе, чтобы откусывать их целыми. Вместо этого, шимпанзе используют целый ряд инструментов для нарезания их на более мелкие куски. Это первый счет использования технологий орудий труда шимпанзе, для того чтобы сломать большие продовольственные товары в маленькие кусочки, а не просто извлечь их из других недоступных источников, таких как орехи баобабов.

Кроме того, впервые дикие шимпанзе были замечены за использованием двух различных типов ударных технологий, то есть подвижные колуны и неподвижные наковальни, для достижения одной цели. Соседние шимпанзе в близлежащем районе Seringbara не обрабатываются пищу таким образом, что указывает, какие инструменты используются среди обезьян только в этой культуре.

Охота

Исследования в 2007 году показали, что обычные шимпанзе обостряют палки для использования в качестве оружия при охоте на млекопитающих. Это считается первым свидетельством планомерного использования оружия другими видами животных, кроме людей. Исследователи документировали 22 случая, когда дикие шимпанзе в саванне в Сенегале изготавливали «копья» из палочек и охотились на сенегальских галаго. В каждом случае шимпанзе меняют ветви путем разрыва одного или двух концов и часто используют свои зубы, чтобы обострить палки. Орудия труда, в среднем, около 60 см в длину и 1,1 см в диаметре. Затем шимпанзе тыкали копьем в углубление в стволах деревьев, где спят детеныши сенегальских галаго. Был один случай, в котором шимпанзе успешно вытащил сенегальского галаго инструментом. Орудия труда называются «копья», тем не менее, они отличаются от копья в том смысле, что они тыкают в стволы деревьев и ветки, а не бросают. Было высказано предположение, слово «тыкают» является преувеличением, что делает шимпанзе кажется слишком умными, как древние люди, а термин «дубинка» является более точным. Самки и молодые шимпанзе были замечены за этим чаще, чем взрослые самцы.

Охота на пчел

Некоторые шимпанзе используют инструменты чтобы охотиться на крупных пчел, которые вьют ульи в мертвых ветвях на земле или на деревьях. Чтобы добраться до личинки и меда, шимпанзе сначала тестируют на наличие пчел прощупыванием палкой входа гнезда. Если присутствуют, взрослые пчелы блокируют вход жалами, готовы ужалить. Шимпанзе затем отключает их палочкой, затем выбрасывает их оттуда и быстро ест их. После этого шимпанзе открывает улей зубами, чтобы добыть личинок и мед.

Мед четырех видов пчел поедается шимпанзе. Группы шимпанзе ловят пчел палками для меда после того, как пытались сделать то, что они могут с их руками. Как правило, они извлекают своими руками соты из ульев спокойных медоносных пчел и убегают от пчел, чтобы спокойно съесть свой улов. В отличие от этого ульи, которые уже были разрушены из-за падения дерева или из-за вмешательства других хищников, очищаются от оставшегося меда орудиями труда.

Орудия труда из листьев

Когда шимпанзе не могут получить воду, которая сформировалась в дуплах внутри высоких деревьев, они разжевывают горсти листьев и погружают эти «губки» в воду, чтобы впитать ее.

Оба вида шимпанзе также наблюдались в изготовлении «губки» из листьев и мха, которая высасывает воду и используется в качестве инструментов ухода.

Некоторые примеры использования орудий труда дикими карликовых шимпанзе включают использование листьев в качестве прикрытия для дождя.

Бросание

В марте 2009 года сообщалось, что самец шимпанзе в зоопарке Furuvik (Швеция) на имя Сантино, бросался камнями в посетителей зоопарка. Утром, до открытия зоопарка, будучи в спокойном состоянии, он складировал сотни камней в том месте, где будут посетители. Несколько часов спустя, изображая «взволнованность» перед посетителями, шимпанзе бросался в них камнями. Кроме того, шимпанзе научился откалывать куски бетона из своего вольера для изготовления снарядов.

Здания шимпанзе

шимпанзе и бонобо строят гнезда на деревьях, завязывая вместе ветви одного или нескольких деревьев. Особенно часто матери, прячут туда младенцев. Гнезда состоят из матраса, что опирается на прочный фундамент и выстроена выше из веток и мягких листьев. Гнезда строят на деревья, которые имеют диаметр не менее 5 метров и могут быть расположены на высоте от 3 до 45 метров. Гнезда строят днем, а также ночью. Гнезда могут быть расположены в группах.

Запоминание

11-летний шимпанзе родился в университете Киото в 2000 году, а после он воспитывался и учился в Институте исследования приматов (Primate Research Institute) в рамках «Проекта Ай», который посвящен изучению интеллекта шимпанзе. Его конкретная способность заключается в том, что он обучен запомнить на экране местоположения ряда цифр за короткое время и потом точно воспроизвести эту последовательность. Уже в пять лет Аюму удивлял своей профессора своими способностями решать интеллектуальные задачи. Шимпанзе Аюму запоминает последовательность чисел на экране менее чем за полсекунды. Этот показатель оказался намного выше, чем у студентов университета, которые пытались выполнить эту операцию. Аюму стал героем телевизионных каналов BBC и Discovery Channel в серии передач «умные животные». В 2008 году он был показан на британском канале Channel Five в передаче «Выдающиеся животные», а когда ему было 7 лет, он соревновался с победителем Англии по запоминанию, Беном Приморье и в серии тестов опередил его.

Манипулирование

Шимпанзе с именем Наташа выучила несколько трюков, например, она хлопает в ладоши для привлечения к себе внимания окружающих, которые дают ей различные угощения. Кроме того, обезьяна ради собственного развлечения сначала привлекает к себе жестами посетителей заповедника, а затем, когда они подойдут достаточно близко, начинает активно поливать их водой.

Наташа по уровню социальной активности на порядок превосходит своих родственников, отметила участвовала в проекте биолог Джилл Прутца. Участвовала в проекте биолог Джилл Прутца отметила что ученые и раньше знали об индивидуальных различиях приматов, но не думали, что они могут быть настолько масштабными.

28-летний шимпанзе указывает на бананы вдали, глядя на человека с фотоаппаратом. Фото: Lisa A. Reamer

Сто лет назад разработчики тестов на интеллект были уверены, что создали адекватные правила измерения врождённых интеллектуальных способностей людей. К середине 20 века стало понятно, что на результаты этих тестов оказывают сильное влияние ненаследственные факторы, то есть окружение, текущее состояние человека и прочее. Поэтому отношение к тестам на IQ пересмотрели, так что они сейчас расцениваются как эффективный способ предсказания возможного интеллекта, а не как инструмент, который выявляет некую важную информацию об умственных способностях. Мы теперь точно знаем, что интеллектуальные показатели у людей являются производной от взаимодействия генов и окружающей среды. Так, обеднённая окружающая среда оказывает систематически вредное воздействие на умственное развитие.

Несмотря на все достижения науки об измерении интеллекта, даже самые престижные журналы продолжают печатать некорректные сравнения IQ человека и обезьяны, в которых заявляется, что социальный интеллект человеческих детёнышей, даже с 12-месячного возраста (!), по своей сути превосходит социальный интеллект наших ближайших родственников-гоминид, человекообразных обезьян. Группа учёных из Университета Сассекса, Университета Портсмута (оба - Великобритания) и Университета штата Джорджия (США) опубликовала анализ подобных сравнительных тестов IQ, где доказала, почему предыдущие научные исследования в этой области ставят человека и других гоминид в неравные условия, то есть некорректно сравнивает их интеллект, отдавая предпочтение человеку.

«Десятилетия исследований и нашего понимания способностей обезьян базируются на основополагающей ошибке, которая связана с такой решительной убежденностью в нашем собственном превосходстве, что учёные пришли к убеждению, что человеческие дети более социально способны, чем взрослые обезьяны, - говорит д-р Дэвид Ливенс (David Leavens), один из авторов научной работы. - Как люди, мы видим себя на вершине эволюционного дерева. Это привело к систематическому возвышению умственных способностей человеческих младенцев, с одной стороны, и предвзятым исследованиям, которые дискриминируют обезьян, с другой стороны».

Учёные приводят массу дискриминаций в тестировании обезьян. Например, в тестах на невербальные жесты человеческих детёнышей, которые выросли в западной среде, погруженные в культурные конвенции о значении жестов, сравнивали с обезьянами, которые выросли в клетке без культурного взаимодействия. При тестировании жестов в соответствии с западной культурной конвенцией, конечно, человеческие детёныши показывали лучший результат.

В другом исследовании 12-месячных человеческих детей сравнивали с 18-19-летними обезьянами в тесте на способность указать рукой на отсутствующий объект. Исследователи не принимали в расчёт возраст, опыт и биографию обезьян. Те не справились с тестом, из чего был сделан ложный вывод о превосходстве человека. В последующие годы было доказано, что обезьяны тоже могут показывать рукой на прошлое местонахождение отсутствующего объекта и обсуждать эту тему.


Обезьяны демонстрируют сложное поведение, но их интеллект неправильно сравнивали с человеческим. Фото: Enrico Ferorelli

Учёные провели анализ сотен научных исследований за предыдущие десятилетия. Практически все они некорректно оценивали интеллект обезьян. «Даже если обезьяны явно превосходили в тестах на интеллект человеческих детей, исследователи были склонны интерпретировать превосходящий интеллект обезьян как проявление низших познавательных способностей. Нет ни одного научно значимого отчёта о существенных отличиях между обезьянами и людьми в способностях использовать и понимать значение жестов. Ни одного, - подчёркивает учёный. - Это не значит, что такая разница не будет найдена в будущем, но значительная часть существующих научных исследований проведена некорректно».

Авторы научной работы в качестве одного из главных тезисов приводят классическую работу Стивена Джея Гулда «Ложное измерение человека » (1981), которая посвящена некорректному использованию так называемых тестов на интеллект человека - и переносят аргументы Гулда на измерение умственных способностей обезьян. Соответственно, их научная статья носит похожее название «Ложное измерение социальных познавательных способностей человекоподобных обезьян» (The mismeasure of ape social cognition).

Подобное предубеждение учёных к обезьянам не является чем-то новым. Например, сто лет назад учёные были уверены в интеллектуальном превосходстве североевропейцев над представителями Южной Европы и славянских народов. Это принималось за аксиому, как сейчас превосходство в социальном интеллекте человеческих детёнышей над обезьянами или в интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной. На самом деле разница закладывается окружением: так, чёрные представители северных штатов США демонстрируют более высокие результаты в тестах IQ, чем чёрные представители южных штатов.

Учёные предлагают несколько вариантов, как провести корректное измерение социального интеллекта обезьян. Во-первых, нужно осуществлять корректную выборку. А то учёные привыкли сравнивать образованных людей из западных стран со случайными обезьянами. Во-вторых, перед измерением способностей они рекомендуют тренировать обезьян на выполнение конкретного теста, а в идеале - измерять способности обезьяны, которая была «усыновлена» людьми и долгое время жила рядом с ними. Впрочем, последний вариант вызывает ряд этических вопросов.

Эффект сотой обезьяны – это интересная научная гипотеза, переведенная в разряд научных мистификаций в 90-м году журналом «Скептик». Но в чем же заключается суть этого явления и почему оно интересует людей до сих пор? Давайте разберемся.


Как выглядел бы эффект сотой обезьяны в жизни

Представьте себе среднестатистическую школу, в которой бы углубленно изучался какой-то один предмет (например, экономика). Со временем каждый ученик школы достигнул бы такого уровня знаний, что познания в экономике распространились на всю человеческую популяцию в принципе. То есть благодаря одной московской школе каждый человек планеты (даже эскимос, которые с понятием экономики не знаком в принципе) стал бы делать только выгодные вклады и разбирался в экономической системе не хуже ведущих специалистов. Абсурдно, не правда ли? А Лоурэнс Блэр и Лайалл Уотсон искренне верили в существование эффекта и написали книги, в которых выделили место и для своего наблюдения. Более того, религиозное течение «Нью Эйдж» даже ассоциировало данный метод передачи информации в живом мире со своим богом, который также заражал человечество какой-либо казавшейся ему правильной идеей. В общем, поговорим об этом подробнее.

Общая информация об эффекте сотой обезьяны

Итак, что это история с сотой обезьяной и откуда она пошла? В книге Л. Блэра «Ритмы виденья» были описаны наблюдения японских ученых, которые в 1952 изучали островных макак, научившихся мыть батат («сладкий картофель»). История, описанная в книге, такова: исследователи предложили островным обезьянам в качестве корма грязный батат. Неглупые животные смекнули (а первой к этому пришла восемнадцатимесячная самка), что следует помыть картофель, после чего он станет вкуснее и полезнее, станет безопасным в употреблении. После того, как батат стали мыть обезьяны старшего поколения, путем наблюдения и повтора младшие обезьяны тоже научились выполнять такую процедуру, а по достижении критического количества обезьян (так называемой сотой обезьяны), которые обладают полезным навыком, умение получила вся популяция обезьян в целом, включая животных с других островов. На самом деле, при более тщательном знакомстве с трудами ученых видно, что утверждаемое Блэром в корне неверно. Например, японцы заметили, что мыть батат научились не все обезьяны, а только младшее поколение. Взрослые особи наотрез отказались обучаться новому делу, потому популяция могла получить навык только в случае смерти старейших и полной смене поколений.

Однако идея развивалась и дальше. Последователи теории находили доказательства эффекта в современных реалиях. Например, часто ссылались на то, что разные ученые, не имеющие между собой контакта и не знакомые друг с другом, делали одинаковые открытия в примерно одно и тоже время в разных частях света (множественное открытие). Доказавшими этот принцип людьми стали:

  1. Независимо развивающие эволюционную теорию видов Ч. Дарвин и А. Уоллес.
  2. Открывшие важнейший элемент периодической системы (кислород) К. Шееле, Д. Пристли, А. Лавуазье.

Получается, для того чтобы свершилось какое-то открытие, в мире должно появиться некоторое количество ученых, занятых решением одной проблемы. Однако для каждой новинки своя собственная критическая масса заинтересованных людей.

Почему именно критическая масса? В физике ядер этот термин обозначает необходимую минимальную массу вещества, которое начнет самопроизвольно делиться. Сходство с этим действием нашли в своей теории социологи, а потому название получилось таким вот говорящим.

Но почему же получило развитие то, что, казалось бы, нереально? Люди увидели в этом эффекте спасение человечества. В самой формулировке теории («распространение изученного полезного навыка на популяцию по достижении критической массы существ, имеющих навык») выделяется благое начало.

Люди считают, что именно полезный навык должен иметь распространение, притом, желательно, на все человечество в целом.

Решительно отстаивать существование эффекта сотой обезьяны стали теоретики религии Нового века (New Age). Движение берет начало с переходом людей в 20 век, а наибольшую популярность имеет во время выхода книги о сотой обезьяне. Концепция о том, что существует какая-то особая форма, которая заставляет людей становиться лучше, идеально вписывается в представления о боге в этом веровании. Их бог – это некая безличная структура, направляющая человечество к добру и процветанию.

Опровержение

Ввиду своей нереальности и, по сути, высосанными из пальца фактами, эффект сотой обезьяны был опровергнут. Во-первых, при тщательном изучении реальных наблюдений ученых из Японии было выявлено, что авторы концепции ссылались на недостоверные источники, множественные переписки, не делали учета на точности перевода. Потому, например, момент с чудесным распространением полезного умения на обезьян с другого острова является не больше чем выдумкой. В реальности один из приматов переплыл с одного острова на другой и жил там не менее четырех лет. За это время вполне себе возможно было передать необходимые навыки. Во-вторых, батат, или сладкий картофель, не был доступен макакам до вмешательства человека, а это наталкивает на определенные мысли. В-третьих, в реальном опыте обучение всех особей происходило только в случае смены поколений, когда погибали старые испытуемые, которые не хотели учиться, и вырастали новые, обученные навыку.


Подведение итогов

Итак, эффект сотой обезьяны – это красивый миф, которому не суждено стать реальностью. Увы, общество никогда не сможет навязать всей людской популяции своих принципов и стремлений, даже если наберет достаточное количество сподвижников. Конечно, если бы такое действительно существовало, думаю, Земля никогда не познала бы ядерной войны, войны в целом, ведь кто захочет кровопролития и смерти? Однако пока что достижение утопии невозможно ни со стороны технического, ни со стороны социального прогресса. Никакому новорожденному Новой Зеландии или иной другой страны не суждено стать той самой сотой обезьяной, которая перевернет мир с ног на голову. Кажется, эффект сотой обезьяны тесно связан с религией и религиозными представлениями о божественной натуре (не зря нью эйдж так взялись за поддержку феномена). Любой фанатик сможет поднять народ на достижение личных стремлений, апперируя этой идеей, ведь чем больше людей, тем, возможно, ближе момент глобальных общественных изменений.

Чем полезно изучение новых материалов? Тем, что они раздвигают сознание и позволяют мыслить шире. Каждому человеку доступна возможность самообразования, однако далеко не каждый ее использует. Читатель, спасибо за потраченное время и любознательность! Обрати внимание, что проект предоставляет еще уйму ценной информации, выраженной в трудах заинтересованных людей. Помни, что финансирование в образование – самое полезное вложение, которое ты только сможешь сделать за всю свою длинную жизнь. Уроки, книги, лекции – все это раскрасит жизнь новыми красками, сделает ее более осознанной и понятной, интересной и увлекательной.