Фундаментальные исследования. Социальный портрет современного студента 25 студент сегодня социальный портрет

Козловская Ю.П.,

Белорусский государственный экономический университет,

Республика Беларусь, г. Минск

Учебная деятельность в высшей школе – это деятельность по самоизменению, её продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе её выполнения в самом субъекте. Эти изменения составляют: изменения в уровне знаний, умений, навыков, сформированности отдельных сторон учебной деятельности в высшей школе, в умственных операциях, особенностях личности, то есть в уровне общего и умственного развития. Учебная деятельность в высшей школе сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями и мотивами. Абитуриент, поступивший в высшую школу должен знать, что делать, зачем делать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя.

По итогам исследований психологических особенностей мотивации учебной деятельности, самоактуализации, коммуникативной сферы, системы самоуправления, ценностных установок в системе межличностных отношений и влияния волевого самоконтроля на успеваемость у студентов первого-второго курсов разных факультетов в УО «Белорусский государственный экономический университет», был составлен психологический портрет современного студента.

Анализ мотивов учебной деятельности, социальных установок студентов на этапе их профессиональной подготовки в БГЭУ показал, что студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение знаний (53%), как правило, важнейшей ценностью в своей жизни считают свободу и ориентируются на неё. Они всегда имеют своё мнение и свободно его высказывают, отстаивая свою позицию. При совершении поступков у них наблюдается проявление самостоятельности и индивидуальности.

Студенты, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является получение диплома (42%), как правило, ориентированы на альтруизм, свободу, труд, процесс деятельности. Это студенты, которым в большей степени нравиться процесс учебной деятельности. Они менее задумываются над достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть. Студенты этой группы все свое время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, каникул. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то другие занятия. Доминация альтруистических ценностей позволяет сделать вывод о том, что юноши и девушки этой группы часто безвозмездно помогая другим решать их проблемы, действуют в ущерб себе. Они отличаются от других высоким уровнем социальной и гражданской зрелости, независимостью в совершении поступков и выражении мыслей.

Среди студентов, доминирующей мотивацией учебной деятельности которых является овладение профессией (5%), не было отдано предпочтение той или иной изучаемой социальной установке и жизненной позиции. Среди этих студентов есть как ориентирующиеся на альтруизм, труд, свободу, процесс деятельности, достижения успеха, так и те, которые ориентируются на эгоизм, деньги, власть, результат деятельности и избежание неудач.

В процессе учебной деятельности преподавателю для развития мотивации учения и овладения профессией необходимо использовать активные методы обучения, организовывать межвузовские обмены между студентами, встречи со специалистами, достигшими успеха в профессии, формировать и развивать профессиональную компетенцию, проводить ознакомительную практику на ранних этапах обучения в высшей школе. Курс «Введение в специальность» читать с привлечением психолога, специалиста и студента- выпускника. Такой подход обеспечит всестороннее ознакомление с особенностями типичных ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности, трудностями, с которыми предстоит столкнуться будущим молодым специалистам.

Анализ уровня развития самоактуализации у студентов в БГЭУ показал, что современный студент высоко ценит себя, нравится сам себе, причем при условии, что для этого есть объективные основания, обладает способностью осмысленно связывать противоречивые жизненные явления, придерживается тех идеалов, ценностей, по которым живут самоактуализирующиеся личности.

Однако современным молодым необходимо развивать у себя стремления к приобретению знаний об окружающем мире, способность открыто проявлять свои чувства и эмоции в поведении. Им следует научиться правильно ориентироваться во времени, рассматривая его в единстве прошлого настоящего и будущего, не откладывать жизнь на завтра, не увязать в прошлом, а жить в настоящем, воспринимая его, однако, в единстве с прошлым и будущим. Учиться связывать свои цели с текущей деятельностью и учитывать свой прошлый опыт и его влияние на поведение.

Для повышения уровня социального интеллекта студентов БГЭУ необходимо включать в учебный процесс упражнения на развития познавательных способностей (память, восприятие, внимание, мышление, воображение). Проводить психологические тренинги на развитие эмоциональной сферы личности и ориентации во времени.

Исследуя коммуникативную сферу современных студентов, мы пришли к выводу, что студентам с низким уровнем потребности в общении свойственен очень высокий уровень организаторских склонностей, стремление к цели и продуктивной работе, низкий уровень коммуникативных склонностей (46%). Студенты со средним уровнем потребности в общении обладают низким уровнем организаторских (40%) и коммуникативных (50%) склонностей.

Современный студент предпочитает благоразумный стиль в общении, доброжелательно относится к деловой критике, критически относятся к высказываниям других людей. Однако ему необходимо избегать поспешных выводов, не заострять внимание на манере говорить, не притворяться, не искать скрытый смысл в словах собеседника .

Для развития коммуникативных навыков и умений у студентов следует в учебном процессе использовать следующие активные методы обучения, способствующие установлению диалога или обратной связи между студентом и преподавателем, между студентами: 1) лекция-беседа; 2) лекция-дискуссия, лекция с интенсивной обратной связью; 3) лекция с применением элементов «мозгового штурма»; 4) лекция с разбором микроситуаций; 5) лекция-консультация, групповая консультация; 6) пресс – конференция.

Формирование умений и навыков целесообразнее реализовывать путем: 1) анализа и обсуждения конкретных ситуаций; 2) решения ситуационных (производственных) задач; 3) рассмотрения конфликтов, событий; 4) разбора деловой документации; 5) разыгрывание ролей; 6) деловых имитационных игр; 7) игрового проектирования .

На начальном этапе профессиональной подготовки в высшей школе необходимо выявлять уровень развитии коммуникативных навыков и умений и по результатам диагностики организовывать в студенческих группах тренинги общения.

Изучая влияние волевого самоконтроля на успеваемость студентов на этапе профессиональной подготовки в БГЭУ, было выявлено 62% студентов с высоким уровнем самоконтроля, которых можно охарактеризовать как эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных, уверенных в себе, ответственных, способных контролировать свои действия людей. Среди студентов этой группы 86% имеют высокую успеваемость учебной деятельности. Студенты с низким уровнем самоконтроля (38%) характеризуются как эмоционально неустойчивые, ранимые, неуверенные в себе, импульсивные, с неустойчивыми намерениями. Среди студентов этой группы только 7% имеют высокую успеваемость.

В ходе исследования были выявлены студенты с высоким уровнем самообладания (72%) и настойчивости (54%). Они хорошо владеют собой в различных ситуациях, иногда внутренне напряжены, озабочены, стремятся завершить начатое дело. У 92,8% студентов с высоким самообладанием высокая успеваемость и у 78,6% студентов с высокой настойчивостью высокая успеваемость. Студенты с низким уровнем самообладания (28%) и настойчивости (46%) характеризуются как спонтанные, импульсивные, обидчивые, консервативные. 83,3% студентов с низкой успеваемостью имеют низкий уровень настойчивости. 50% студентов с низкой успеваемостью имеют средний и выше уровень самообладания.

Исследуя ценностные установки современных юношей и девушек, мы пришли к выводу, что 70 процентов девушек считают духовное для них важнее материального. Однако больше половины юношей предпочли материальное. Это, скорее всего, обусловлено тем, что в нашем обществе мужчина по-прежнему воспринимается как «кормилец семьи» и мальчики с ранних лет настраиваются на то, что они должны, просто обязаны работать и зарабатывать.

Чтобы более подробно выявить структуру приоритетов молодёжи, опрашиваемых попросили ранжировать такие понятия как «семья», «любовь», «деньги», «карьера» и «дружба».

Большинство девушек на первое место поставили любовь (более 50%), на вторе место - семью (40%). Таким образом, большинство девушек предпочли духовное материальному, почти 50% девушек поставили деньги на самое последнее, пятое место.

Юноши же противоречили сами себе: деньги 75% из них поместили на 4 место, предпочтя им семью, любовь и дружбу. Выходит, что и они больше места в своей жизни отводят духовным её аспектам, но боятся признаться в этом даже самим себе, ибо такая система ценностей не вписывается в современные модели поведения, где предпочтение следует отдавать деньгам и карьере. Причём карьера, оказавшаяся на третьем месте, как у юношей, так и у девушек, сейчас всё больше рассматривается не как самореализация в деле, которое тебе нравится, а как продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением заработка. И успешность карьеры соизмерятся как раз количеством нулей в зарплате, а не личной удовлетворённостью проделанной работой. Однако, как мы видим из результатов, у подрастающего поколения роль денег снижается. В отличие от старшего поколения они воспринимают их не как цель, а лишь как средство .

Организация учебно-воспитательного процесса в высшей школе должна основываться на знании психологических особенностей личности студента на разных курсах обучения, к изучению которых необходимо подходить комплексно, исследуя разные сферы: мотивационную, волевую, эмоциональную, познавательную и другие.

Список литературы

    Бобнева, М.И. Нормы общения и внутренний мир личности / М.И. Бобнева Проблема общения в психологии / под ред. Б.Ф. Ломов. М. – 1981. – С. 241–264.

    Тренинг развития жизненных целей / М. А. Алиева [и др. ] ; под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб, 2001. – 216с.

    Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. / Н.И. Шевандрин. – М: ВЛАДОС, 1995. –544с.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет Информационных и Социальных Технологий

Кафедра Социологии

По дисциплине: «Введение в специальность»

На тему: «Социальный портрет современного российского студента»

Выполнила:

студентка группы СОЦ-10-1

Кожухина Алёна

Проверила:

доц. к. соц. н.

Богомолова Алла Викторовна

Липецк 2010

1.Введение

В современной России заново поднимается престиж высшего образования. Еще пять лет назад во многих вузах не хватало студентов, чтобы обеспечить учебную нагрузку преподавателям и в полной мере использовать учебно-производственные мощности.

Сейчас же перед учебными заведениями остро стоит проблема низкого уровня подготовки первокурсников к обучению. Возникает противоречие: современному обществу требуются грамотные, творчески думающие и работающие специалисты, а уровень подготовки к обучению основной массы первокурсников, очень низкий. Одной из причин низкой подготовки является неоднородная среда студентов, поэтому в период подготовки специалиста необходимо большое внимание уделять социально-педагогическому аспекту, изучать социальный портрет студента.

Каков социальный портрет современного российского студента? Каковы его приоритеты в жизни, в учебе? Каким он представляет свое будущее?

2.Основная часть

2.1.Понятие

Под социальным портретом студента мы понимаем интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Социально-типический портрет студента предполагает рассмотрение оного не только в качестве объекта учебно-педагогического процесса, но и как активного социального субъекта, реализующего свои ориентации посредством обучения.
Формирование интегрированных характеристик портрета происходит по следующим основаниям:

Организационному (обобщенные характеристики обучаемых по филиалам и представительствам; опосредованная оценка условий обучения и оптимальности учебного процесса).

2.2.Методы и материалы

Сейчас в России проводится множество исследований с целью выявить социальный портрет современного студента.

Данное исследование проводилось в Федеральном государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Прокопьевском техникуме физической культуры методом сплошного анкетирования студентов. Всего в исследовании приняло участие 111 студентов первого, второго и третьего курсов, из них 53,1% юношей и 46,9% девушек; 94,5% студентов в возрасте от 15 до 20 лет. Использовали анкету, предложенную Институтом развития профессионального образования Минобразования РФ. Анкетирование проводилась в рамках Всероссийского социологического исследования «Социальный портрет учащегося начального и среднего профессионального образования».

2.3.Результаты и их обсуждение

Для того чтобы составить социальный портрет студентов, прежде всего, необходимо выяснить в каких семьях и жилищных условиях воспитывались студенты. В семье с обоими родителями воспитывались 50,45% студентов; 29,7% студентов воспитывались в семьях с одним родителем (в большинстве случаев без отца – 25,2%); 3,6% студентов воспитывались у родственников и 16,7% - это воспитанники детского дома. В настоящее время лишь 44,1% студентов проживают с обоими родителями; 27,1% студентов проживает с матерью; 10,9% студентов проживают только с отцом. 11,7% студентов проживают самостоятельно, так как родителей нет. В основном это воспитанники детского дома. И 6,2% студентов проживают с другими родственниками. Эту категорию составляют студенты – сироты, опекаемые близкими родственниками.

Только у 18,9% родителей есть высшее образование, большинство родителей студентов - 64,9% имеют рабочие специальности; 18% родителей безработные; 5,4% составляют служащие; 7,2% родителей работают руководителями разного ранга; 4,5% родителей занимаются коммерцией.

Оценивая материальное положение семьи, только 5,4% студентов ответили, что могут позволить себе дорогие покупки; в 18,9% семей не хватает денег, приходиться занимать; 11,7% семей студентов оценили свое материальное положение, как «живем от зарплаты до зарплаты». В 26,1% семей студентов средств вполне хватает на текущие расходы, но покупка одежды составляет трудности. Это ожидаемо, так как 82,9% студентов в анкете отметили, что средний доход на одного члена семьи в месяц составляет до 7 тысяч рублей, у 14,4% семей доход составляет до 15 тысяч рублей и только 2,7% семей имеют доход до 20 тысяч рублей на человека и более.

На вопрос: «Если бы у Вас были свободные деньги, на что бы Вы их потратили?» 37% студентов затруднились ответить; положил бы в банк – ответили 18% студентов; на развлечения и культурные мероприятия деньги потратили бы 28,8% студентов; на компьютерные игры, покупку аудио, видеодисков средства потратили бы 10,8% опрошенных. 3,6% студентов потратили бы деньги на покупку книг; 0,9% на еду и 0,9% студентов - на свою семью.

Определяя мотивы выбора профессии, выяснили, что только на 37,8% студентов при выборе профессии повлияла возможность получить среднее образование и специальность. У 18% студентов выбор профессии определило стремление к самостоятельности (у иногородних появилась возможность жить в общежитии отдельно от родителей); 7,2% студентов пришли учиться в техникум физической культуры только потому, что учебное заведение близко к месту жительства; 9% студентов не прошли по конкурсу в другое учебное заведение; 10% студентов не желали продолжать обучение в школе; у 10% студентов не было другого выбора и 7% студентов затруднились ответить на вопрос.

Если говорить о причинах, по которым студенты пришли учиться в техникум физической культуры, то можно выделить следующие: только 35,1% студентов желают получить хорошую профессиональную подготовку; 10,8% опрошенных было скучно и неинтересно учиться в школе; у 5,4% студентов была слабая успеваемость в общеобразовательной школе, а многих девятиклассников пугает ЕГЭ после окончания одиннадцатого класса и поэтому они пришли учиться в техникум; 15,3% студентов пришли учиться только потому, что есть бюджетное обучение и 4,5% студентов из-за плохого материального положения семьи, а в техникуме студентам оказывают материальную помощь и есть возможность учиться в бюджетной группе. Из всех респондентов 74,8% студентов профессию и учебное заведение выбрали самостоятельно. Поэтому в настоящее время довольны вполне и скорее довольны, чем недовольны получаемой профессией 86,5% студентов; учеба безразлична для 2,7% студентов, недовольны получаемой профессией 3,6% студентов; совершенно недовольны 1,8% студентов. Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали 74,8% студентов, а на занятия с охотой ходят только 23,5% студентов; 28,8% студентов занятия безразличны, а 22,5% студентов, вообще, ходят на занятия с неприязнью и мечтают поскорее окончить техникум. На отлично и хорошо учится только 24,4% студентов, большая часть (61,2%) студентов учатся на 3 и 4. У 81% студентов есть любимые преподаватели.

На занятиях могут свободно высказываться и защищать свою точку зрения 41,4% студентов; могут спорить и критиковать мнение преподавателя 16,2% студентов; могут высказывать сомнение в верности тех или иных положений 18% студентов и 24,4% студентов считают, что все это делать не позволяется.

На вопрос: «Хотели бы Вы родиться и жить в другой стране?» положительно ответили 37% студентов; 14,4% затруднились ответить на поставленный вопрос, и только 48,6% студентов довольны тем, что они живут в России. Поменять местожительство студенты хотели бы по ряду причин: не чувствуют себя в России в безопасности 8,1% студентов; не смогут проявить свои способности 7,2% опрошенных; из-за низкого уровня жизни в России 22,5% студентов и по причине низкого уровня культуры 8,1% студентов.

Если говорить о жизненных ценностях, то на первом месте у студентов (56,8%) желание иметь дружную, крепкую семью; далее 38,7% студентов отметили, что хотят иметь крепкое здоровье и заниматься спортом, сделать хорошую карьеру мечтают 35,1% студентов. Стать богатым, материально независимым человеком мечтают 24,3% студентов; только 20,7% студентов хотели бы быть высококвалифицированными специалистами. Встретить надежных и верных друзей и реализовать свои способности мечтают по 16,2% студентов; жить в свое удовольствие хотели бы 11,7% опрошенных. Главным в жизни любовь считают 9% студентов; служить людям хотели бы 1,8% студентов. Стать человеком высокой культуры, овладеть знаниями и спасти свою душу служением Богу – это смысл жизни у 2,7% студентов.

На вопрос: «Относите ли Вы себя к верующим?» положительно ответили 65,8% студентов. 60,4% из них относят себя к православным верующим; 2,7% к другой христианской церкви и 2,7% к исламу. Из всех верующих церковь посещают от случая к случаю 37,8% студентов, 33,3% студентов церковь практически не посещают. По религиозным праздникам в церковь ходят 10,8% студентов, регулярно – 3,6% и не посещают вообще 14,5% студентов. Отрицательным в данном случае можно считать то, что 34,2% студентов не относят себя к верующим.

На вопрос: «Читаете ли Вы периодическую и художественную литературу?» положительно ответили только 36,2% студентов. И самое печальное, что из периодической литературы студенты читают местные рекламные газеты, журналы: «YES!», «Лиза», «Космополитен». А из художественной литературы: 20,2% студентов читают современные романы о любви; 11,7% - фантастику и 4,3% студентов читают детективы. Тоже относится и к телевидению. Только 13,8% студентов не нравится видеть насилие на экране в любом его проявлении; 33% студентов не смогли определиться нравится им или не нравится насилие на экране; 41,5% студентов относятся к насилию равнодушно; 8,5%студентов нравится видеть насилие на экране и 3,2% специально выбирают передачи с наибольшим количеством насилия.

2.4. Вывод по анкетированию

Анализируя результаты анкетирования можно сделать вывод, что только половина студентов воспитывалась в полных семьях, большинство родителей студентов имеют рабочие специальности и средний материальный доход. На выбор профессии студентов повлияли разные факторы. В основном это стремление к самостоятельности, близкое расположение учебного заведения к месту жительства, отсутствие возможности учиться в другом учебном заведении. Только у 37,8% студентов на выбор профессии повлияла возможность получить образование и специальность.

Но наибольшая часть студентов довольна обучением и получаемой профессией, потому что учебное заведение выбрали самостоятельно.

Возникает противоречие: самостоятельно профессию выбрали большинство студентов, а на занятия с охотой ходят немногие. У студентов есть любимые преподаватели, но, к сожалению, на качество обучения это не влияет. Студенты готовы ходить на лекции к любимым преподавателям, а учиться хорошо не готовы. Профессиональное самоопределение очень важный вопрос, а многие выпускники школ к нему подходят несерьезно. С таким подходом к обучению сложно подготовить высококвалифицированного специалиста. И.Г. Шамсутдинова, Е.Г. Казарова о профессиональном самоопределении учащихся говорят следующее: «Более половины учащихся 9-11 классов испытывают существенные трудности при выборе профессии: в построении адекватного образа профессии, самопознании профессионально важных качеств, выборе учебного заведения, определении резервных профессиональных планов. Это обусловлено возрастными особенностями учащихся, ограниченностью жизненного опыта. Обычно ученики школ совершают профессиональный выбор под влиянием случайных факторов. А успешность выбора профессии зависит от самостоятельности и осознанной действительности учащегося». На выборе профессии сказывается и нестабильность жизни в России, многие респонденты хотели бы сменить место жительства. В своих работах А.М. Кондаков говорит, что есть сильное государство, но пока нет единого российского народа, сплоченного чувством патриотизма, духовно укорененного в национальной истории культуры, нравственности и готового трудиться во имя своего будущего. Для превращения России в страну, благоприятную для жизни, бизнеса, творческой самореализации, необходимо доверие. В современных условиях это категория не только социально-психологическая, но экономическая и политическая. Причина сложившегося положения в том, что пока все еще не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней мере, его большинством. Политическая элита делает большие шаги в этом направлении: реализуются приоритетные национальные проекты, укрепляется институт национального лидерства, проводится активная внешняя политика, сплачивается российское общество.

Составляя социальный портрет нельзя не обратить внимание и на жизненные ценности студентов. Многие хотят иметь дружную и крепкую семью, хорошее здоровье, материальное благосостояние и только 20,7% опрошенных хотят стать высококвалифицированными специалистами. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направлено на духовную и социальную консолидацию российского общества, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых ориентиров.

Особое внимание следует уделить духовной стороне. Часть студентов не относит себя к верующим. И.А. Ильин писал: «Дух есть самое главное в человеке. Каждый из нас должен найти и утвердить в себе свое «самое главное» - и никто другой заменить его в этом нахождении и утверждении не может. Дух есть сила личного самоутверждения в человеке…». Печально, что у студентов низкий уровень духовной культуры. А еще печальней то, что нет желания его повысить.

Из периодической литературы студенты в основном читают рекламные издания, а из художественной – современные любовные романы. Конечно, у большинства студентов низкая духовная культура, много семей студентов испытывают материальные трудности, у многих нет уверенности в завтрашнем дне. Но как пишет Н.Д. Никадров, есть и причины другого свойства. Мысленно представьте себе репертуар кино, программы телевидения, типичный набор продаваемых теперь весьма широко видеофильмов, вспомните книжные развалы. И чувства оказываются весьма противоречивыми. С одной стороны, прекрасно, что нет идеологических табу, что люди ищут и находят практически любую информацию – печатную, аудио, видео. С другой стороны, несоразмерно большая часть этой продукции по-прежнему низкопробна, перенасыщена насилием и смакованием подробностей интимной жизни, всяческих скандалов и чрезвычайных ситуаций. В последнее время даже появились специальные передачи, где ЧП собраны вместе, чтобы воспитанные теперь уже на этой продукции зрители могли смотреть только это, не тратя время на новости и высокую классику. Обращает на себя внимание также постоянный рост литературы и видеоматериалов детективной направленности. В результате потребления такой продукции у человека складывается впечатление, что в мире творятся сплошные преступления, жизнь складывается в основном из разного рода ЧП.

2.5. Результаты других исследований

Учитывая результаты социологических исследований, можно выделить следующие типы студентов дневного отделения

"Профессионал"

Выбрал специальность осознанно. Учится очень хорошо. Развит, культурен, общителен, глубоко и серьезно интересуется литературой и искусством, событиями общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

"Академик"

Выбрал специальность осознанно. Учится только на "отлично". Ориентирован на учебу в аспирантуре. Поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям. Литературой и искусством интересуется избирательно. Спортом занимается мало. С коллективом академической группы связан слабо. Честен и порядочен.

"Общественник"

Ему свойственна ярко выраженная склонность к общественной деятельности, которая зачастую преобладает над другими интересами и порой отрицательно сказывается на учебной активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Заводила в сфере досуга. Его глубоко уважают за честность, отзывчивость, порядочность.

"Старательный"

Выбрал специальность не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая максимум усилий. Не обладает особыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен, в группе к нему относятся снисходительно. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы. Честен и порядочен. После окончания вуза не прочь поступить в аспирантуру.

"Середняк"

Учится, не прилагая особых усилий. При выборе вуза особенно не задумывался. Его принцип: "получу диплом и буду работать не хуже других". Готов заняться наукой, если это не потребует больших затрат труда. В коллективе у него обычно со всеми хорошие отношения, конфликтных ситуаций избегает.

"Разочарованный"

Как правило, способный студент, но избранная специальность оказалась для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил в вуз, то нужно его закончить. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте. Отношения товарищами по группе неровные.

Учится, как правило, по принципу наименьшей затраты сил, но вполне доволен собой. В научно-исследовательской работе участия не принимает. Круг интересов в основном в сфере досуга.

3. Заключение

Подводя итог хотелось бы отметить основные черты современного российского студента.

В целом социально-психологический портрет современного студента весьма неоднороден. Характерными чертами возрастной группы (17-23 года) являются активное отношение к действительности, стремление к самопознанию, самоопределению и самоутверждению в качестве субъекта социальной жизни

Вместе с тем стремлению юношества к активному самоопределению присуща и определенная неустойчивость (в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания, "размытости" нравственных ценностей и т.д.). Она проявляется в импульсивности и разбросанности, иллюзорном и экзотическом романтизме, разочаровании и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии. Настораживают данные исследований Института молодежи (г. Москва), свидетельствующие о том, что лишь незначительное число студентов связывает достижение жизненного успеха с духовно-нравственными и гражданскими качествами, с творчеством и новаторством; большое количество современных молодых людей не хочет участвовать в борьбе за свои права, низок уровень нормативно-правовой культуры студентов.


Вопросы аудитории:

1. Что такое социальный портрет?

2. Каковы основные черты, присущие современному российскому студенту?

3. Назовите причины поступления современных российских студентов в ВУЗы.


Список литературы

1. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет студента СГУ // Труды СГУ. Вып.10. Психология и социология образования. М.: СГУ, 1999.

2. Никадров, Н.Д. Духовные ценности и воспитание в современной России [Статья] ж. Педагогика, №9, 2008. с.3

3. Шамсутдинова, И.Г., Казарова, Е.Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся [Статья] ж. педагогика, №10, 2008. с.62-69

4. http://www.elbrusoid.org/content/abiturient/p11916.shtml

5. http://aspirans.com/sotsialnyi-portret-studentov

6. http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/kniga/gl2_5.htm

Общие сведения о студенте

Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы «информационные системы и технологии». В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

Характеристика психологических особенностей студента

В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях - ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе - рассудителен, уверен, любит работать в группе.

Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

Обладает хорошей дикцией. Устная речь - эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания - произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

Преобладающее настроение - хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

Участие студента в различных видах деятельности

В целом успеваемость - удовлетворительная. Любимые предметы - термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

На данный момент кроме учебы в ВГУ проходит обучение в центре «Сименс» (изучает иностранные языки (английский и немецкий) программирование (Java, C++, Abab), системы управления и проектирования (SAP)).

Позиция студента в группе

Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.

1

Как известно, социальный портрет студента – это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. В статье представлены результаты социологического исследования по составлению социального портрета современного российского студента на примере регионального юридического вуза. С этой целью были проанализированы следующие аспекты жизни студента: гражданское и семейное состояние, социальное положение, жилищно-бытовые условия, профессиональная социализация, трудовая деятельность, психологические взаимоотношения в семье, материальное положение и др. Данный социологический мониторинг позволяет выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества в определенный период времени и создает перспективы для оперативного реагирования общества в целом, органов управления образованием, руководителей подразделений как на ситуацию в целом, так и на отдельного студента.

социальный портрет

1. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Чаденкова О.А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. – Вып. 17. – Саратов, 2009. – С. 24–27.

2. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. – Вып.10. – Саратов, 2009. – С. 56–57.

3. Социальное положение студентов в России [Электронный ресурс] // Информационное телеграфное агентство России: сайт. – Режим доступа: URL: http://itar-tass.com/spravochnaya-informaciya (дата обращения 10.10.2014).

4. Стипендия в 2013-2014 учебном году [Электронный ресурс] // Деловая жизнь: сайт. – Режим доступа: URL: http://bs-life.ru/rabota/zarplata/stipendiya.html (дата обращения 18.10.2014).

5. Хромов А.М. В российских вузах начинается приемная кампания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://studombudsman.ru/ (дата обращения 21.10.2014).

Социальный портрет студента - это интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся . Деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью .

Система высшего профессионального образования насчитывает 1090 гражданских высших учебных заведений (без учета филиалов), среди них 482 - частные (в СССР было не более 600 вузов). Таким образом, в настоящий момент российское образование характеризуется большим выбором образовательных услуг и возрастанием конкуренции со стороны как государственных, так и негосударственных вузов с целью привлечения новых студентов.

В 2014 году на бюджетные места российских вузов смогли поступить 503 тыс. абитуриентов, сообщили ИТАР-ТАСС в пресс-службе Минобрнауки . В настоящее время на содержание каждого студента выделяется около 80 тыс. рублей в год. Объем государственного финансирования вузов за последние шесть лет вырос более чем в 3 раза. Однако, несмотря на возросшие объемы финансирования, жизнь современного студента проходит в сложных условиях . Большинство студентов вузов, учащихся на бюджетной форме обучения, получают всего 1200 рублей, в то время как прожиточный минимум для взрослого человека составляет около 7000 рублей . Помимо минимальных стипендиальных выплат, перед российским студентом также остро ставится вопрос с жильем. Более 350 тыс. российских студентов вынуждены сами решать квартирный вопрос (чаще всего вопрос аренды жилой комнаты или квартиры) .

Одновременно с учебной деятельностью студенты пытаются реализовать себя в профессиональной сфере. Сложнее всего в этой ситуации приходится гуманитариям. Они вынуждены искать себе дополнительные заработки, занимаясь неквалифицированной деятельностью и зачастую не по специальности .

Цель настоящей работы: подробное исследование социального портрета современного российского студента. Данное исследование позволит выявить острые проблемные стороны развития и трансформации студенческого сообщества и создаст возможность как для корректировки учебной программы, совершенствования управления образовательным процессом, так и для совершенствования политики вуза, направленной на разработку методов поиска абитуриентов и на привлечение потенциальных студентов вуза.

Материал и методы исследования

В основу нашего исследования легли результаты анкетного опроса, проведенного среди студентов очного отделения Астраханского филиала ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» за 2014 г. В ходе опроса проанкетировано 100 студентов, среди них лица мужского пола составили - 49 %, женского - 51 %. По возрасту студенты распределились следующим образом: 19 лет - 3 %; 20 лет - 6 %; 21 год - 50 %; 22 года - 22 %; от 23 лет до 29 лет - 11 %; старше 30 лет - 8 %. При этом средний возраст учащихся составил - 21 год.

Из выборки следует, что уроженцы г. Астрахани составили 62 % опрошенных, а приезжие из других населенных пунктов - 38 %. Что касается ранее полученного образования, то среднее общее имеют 74 % опрошенных студентов, среднее специальное - 20 % респондентов, высшее образование имеют 6 % респондентов.

Большую часть респондентов (71 %) составили студенты 5 курса. При этом 13 % опрошенных нами студентов учатся на бюджетной форме обучения, остальные (87 %) - на коммерческой форме.

Результаты исследования
и их обсуждение

На вопрос «Совмещаете ли Вы работу и учебу?» ответили «да» 52 % из опрошенных респондентов. Те участники нашего опроса, которые совмещают работу и учебу, работают, как они указали в анкете, либо в сфере услуг: продавец-консультант, секретарь-референт, официант, оператор на телефоне, - либо по специальности, непосредственно относящейся к юриспруденции: секретарь судебного заседания, судебный пристав-исполнитель, помощник юриста, помощник следователя. При этом большая часть (71,2 %) студентов совмещает работу в сферах, которые находятся вне зоны их будущей специальности и лишь третья часть (28,8 %) смогли найти работу, связанную с их будущей специальностью.

Что касается гражданского и семейного положения, то, согласно нашему опросу 77 % опрошенных не имеют собственной семьи, 19 % респондентов состоят в официальном браке, 2 % - состоят в гражданском браке и 2 % опрошенных разведены. Данное процентное соотношение связано с тем, что большинство опрошенных нами студентов в силу своего возраста, из-за обучения в вузе, небольшого жизненного опыта, минимального заработка или вообще его отсутствия не считают необходимым создавать семью в данный момент.

Из тех, кто потенциально на момент исследования мог бы иметь детей, т.е. та группа, которая состоит в официальном браке, гражданском браке или в разводе, на вопрос «У вас есть дети?» ответили «да» - 56,5 % респондентов. На вопрос «Сколько у Вас детей?» имеющие детей ответили: «один ребенок» - 53,8 %, «двое детей» - 38,5 %, «трое детей» - 7,7 %.

Чтобы определить социальный статус студента, необходимо в первую очередь охарактеризовать его родительскую семью, а именно образование родителей и их социальный статус, состав семьи (полная или неполная), финансовое положение, количество детей в семье, взаимоотношения в родительской семье.

Согласно нашему опросу высшее образование имеют 53 % матерей опрошенных нами респондентов, среднее общее - 10 % матерей, среднее специальное - 36 % и отметили графу «другое» только 1 % из опрошенных студентов. Что касается отцов опрошенных, то высшим образованием обладают 52 % отцов, среднее общее имеют - 11 %, среднее специальное - 31 %, другое - 6 %.

Социальный статус матерей опрошенных располагается в следующем порядке: рабочими являются 47 % матерей опрошенных, служащими - 14 %, домохозяйками - 22 %, пенсионерками - 9 %, другое - 8 %. По социальному статусу отцы респондентов распределились следующим образом: рабочие - 54 %, служащие - 8 %, военно-служащие - 3 %, предприниматели - 13 %, пенсионеры - 9 %, другое - 13 %.

По результатам нашего анкетирования следует, что большинство (90 %) опрошенных воспитывались в полных семьях и только 10 % - в неполных семьях. На вопрос «Сколько в родительской семье детей?» ответили «я один ребенок» - 18 % респондентов, «двое детей» - 56 %, «трое детей» - 14 %, «более трех детей» - 12 %. Лица, отметившие графу «более трех детей», указали, что в родительских семьях воспитывалось 4-5 детей.

Подавляющее большинство (96 % респондентов) отметили, что у них хорошие и ровные взаимоотношения в семье, и только 4 % отметили не всегда ровные отношения в семье. На вопрос о материальных трудностях в семье 62 % опрошенных заявили, что их родители не испытывают материальные трудности, 33 % семей испытывают материальные трудности время от времени, и только 5 % студентов отметили, что их родители находятся в трудном финансовом положении.

Как мы отметили выше, 23 % опрошенных нами студентов имеют уже свои семьи, а 56,5 % из них имеют собственных детей. В связи с этим не лишним было рассмотреть социальное положение студенческой семьи, образование и социальный статус супруга(и), взаимоотношения между супругами, материальное положение, наличие или отсутствие трудностей в воспитании детей, наличие времени на занятия с детьми и т.д.

По результатам нашего анкетирования в отношении образования супругов респондентов можно отметить следующее: высшее образование имеют 52,4 % супругов опрошенных, среднее общее - 19 %, среднее специальное - 28,6 %. Их социальный статус представлен следующим образом: рабочими являются 76,2 % супругов респондентов, служащими - 9,5 %, студентами - 4,8 %.

Согласно нашему исследованию, взаимоотношения в семье хорошими, ровными считают 86,4 % опрошенных, и не всегда ровные отметили 13,6 %. На вопрос «Ваша семья испытывает материальные трудности?» 54,5 % респондентов ответили, что не испытывают и 45,5 % опрошенных ответили, что испытывают время от времени.

В семьях, где есть дети, все респонденты ответили, что сами занимаются воспитанием своих детей. Большинство респондентов (84,6 %) не испытывают трудности в воспитании детей, оставшиеся 15,4 % ответили, что испытывают такие трудности. 77 % опрошенных проводят время со своими детьми регулярно и 23 % - редко. Из тех, кто считает, что регулярно занимается с детьми, 77 % тратят на воспитание детей 1-2 часа в день, остальные указали более длительное время (около 4 часов и больше).

Жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, 68 % опрошенных нами лиц проживают ещё у родителей, 14 % - снимают квартиру, остальные 18 % либо живут у родственников, либо имеют уже собственное жилье. Большинство (88 %) опрошенных ответили, что их устраивают жилищно-бытовые условия, 12 % ответили, что не устраивают. Причины данного недовольства объясняются либо проблемами с коммунальными услугами, либо невозможностью ужиться с родителями, родственниками, либо просто считают жилищно-бытовые условия непригодными для проживания. Однако большинство не объясняет причины недовольства жилищно-бытовыми условиями.

Как мы уже писали, совмещают работу и учебу 52 % опрошенных нами студентов. Чтобы выяснить, что побудило студентов искать работу, было предложено несколько вариантов для ответа. Итак, основными причинами трудоустройства являются: желание стать самостоятельным и независимым - 61,5 %; стремление к карьере - 34,6 %; желание помочь родителям - 30,8 %; желание стать профессионалом и быть эрудированным в будущей профессии - 25 %; заработать на карманные расходы - 25 %; другое - 3,9 %.

Самым значимым в работе для каждого из опрошенных нами респондентов является: коллектив, в котором они работают - 34,7 %; зарплата - 28,8 %; получение профессионального опыта и трудовых навыков - 13,5 %; карьерный рост - 7,7 %; успехи в трудовой деятельности - 5,7 %; нерутинность работы - 1,9 %.

При этом респонденты отметили характер трудовой деятельности как легкий - 51,9 %; тяжелый - 28,9 %; опасный - 9,6 %; другое - 9,6 %. На вопрос: «Ваша трудовая деятельность обладает определенной степенью вредности?» ответили «да» только 7,6 % опрошенных респондентов; остальные (92,4 %) ответили «нет». В дневную смену работают 69,3 % опрошенных лиц; в вечернюю - 3,8 %; в ночную - 1,9 %; графу «другое» отметили 25 %, т.е. работают в разные смены. 63,4 % респондентов ответили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; 21,2 % - в физическом труде; 15,4 % ответили другое, т.е. их работа заключается как в умственном, так и физическом труде.

В нашей анкете мы также попросили участников опроса указать количество часов, которые они отрабатывают. Результаты оказались следующими: от 2 до 4 часов работают 5,8 % респондентов; 5-6 часов уделяют работе 11,5 % респондентов; 7 часов - 3,8 %; 8 часов - 17,4 %; 9 часов - 1,9 %; 10 часов - 7,7 %; 11 часов - 1,9 %; 12 часов и больше - 13,6 %; ненормированно - 36,6 %.

Согласно результатам нашего исследования, 69,3 % опрошенных работают официально, т.е. заключали трудовой договор; 30,7 % работают неофициально. Несмотря на то, что трудовые права знают все 100 % опрошенных нами работающих студентов, только 13,5 % считают, что у них были нарушения трудовых прав со стороны работодателя, чаще всего эти нарушения связаны с задержкой (или невыплатой) заработной платы, сверхурочных, с неправильным распорядком трудового дня. Однако остальные 86,5 % опрошенных не отметили никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателя.

Выйти на работу студентов побуждают различные обстоятельства (материальное положение в семье, размер платы за обучение в вузе и т.д.), поэтому студенты начинают свою трудовую деятельность достаточно рано. Как показали результаты нашего анкетирования, 32,7 % респондентов начали работать уже с 1 курса, 7,7 % респондентов начали свою трудовую деятельность со 2 курса, 17,4 % - с 3 курса, 21,2 % - с 4 курса, 13,5 % - с 5 курса. Также согласно нашей выборке, 44,2 % респондентов уже работали до поступления в Астраханский филиал ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», остальные - не работали до поступления в это учебное заведение.

В настоящее время складывается такая ситуация, что половина опрошенных респондентов совмещают работу с учебой, при этом трудовая деятельность отражается на учебе у каждого по-разному. Результаты таковы: 53,8 % ответили, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 15,5 % опрошенных говорят, что она им мешает; 26,9 % - помогает; 3,8 % отметили графу «другое», т.е. из-за работы они вообще не успевают учиться.

Заработная плата, как и трудовая деятельность опрошенных нами подрабатывающих студентов, также имеет существенную разницу. Ответы распределились следующим образом: 40,4 % ответили, что им платят достойную заработную плату; 25 % считают, что им платят недостаточно; 34,6 % отметили, что им хватает на жизнь, но хотелось получать больше денег. На вопрос «Сколько бы вы хотели получать в качестве зарплаты?» - 3,8 % ответили, что хотели получать хотя бы до 10 тыс. рублей; 7,7 % хотят получать от 10 до 15 тыс. руб., 7,7 % - больше 15 тыс. руб., 21,2 % - 20-25 тыс. руб., 15,4 % - 30-35 тыс. руб., 11,6 % - 40-45 тыс. руб., 7,7 % - 50 тыс. руб., 1,9 % - больше 50 тыс. руб., 9,7 % - 100 тыс. руб., 13,5 % не указали сумму.

На вопрос «На что Вы тратите заработанные деньги?» 67,4 % наших респондентов ответили, что расходуют их на продукты питания, одежду, лекарства, услуги ЖКХ, 42,4 % платят за учебу, 30,8 % помогают материально родителям, родственникам, 13,5 % тратят деньги на собственные нужды.

Заключение

Итак, подводим итоги настоящей работы, касающиеся социального портрета студента юридического вуза: средний возраст наших опрошенных составляет 21 год; большинство из респондентов являются холостыми и незамужними (77 %); из тех, кто обзавелся семьей в 56,5 % случаев имеют детей (56,5 %); 87 % опрошенных учатся на коммерческой форме обучения; высшее образование имеют 53 % матерей и 52 % отцов наших респондентов; рабочими являются 47 % матерей и 54 % отцов опрошенных; 90 % опрошенных из полных семей; 96 % наших респондентов отметили, что у них хорошие взаимоотношения в семье; 62 % опрошенных заявили, что их родительская семья не испытывает материальные трудности; 68 % опрошенных проживают у родителей; больше половины участников нашего социологического опроса имеют собственный заработок, т.е. совмещают учебу и работу (52 %); в качестве основной причины трудоустройства большинство работающих студентов отметили желание стать самостоятельным и независимым (61,5 %); самым значимым в трудовой деятельности, по мнению большинства работающих респондентов, является коллектив, в котором они работают; 51,9 % из числа трудоустроенных респондентов отметили легкий характер трудовой деятельности; 69,3 % опрошенных работают в разные смены; 36,6 % отметили гибкий график работы (36,6 %); 63,4 % отметили, что их работа заключается в большей степени в умственном труде; поскольку участники нашего социологического исследования являются студентами юридического вуза, то трудовые права знают все опрошенные нами совместители и большинство из них работают официально (69,3 %) и не замечали никаких нарушений трудовых прав со стороны работодателей (86,5 %); большинство из работающих респондентов начали свою трудовую деятельность с 1 курса (32,7 %) и не работают пока по будущей специальности (65,4 %); 53,8 % опрошенных утверждают, что их трудовая деятельность никак не отражается на учебе; 40,4 % опрошенных считают, что они получают за свой труд достойный заработок; 21,2 % опрошенных хотели бы получать зарплату в размере 20-25 тыс. рублей; 67,4 % работающих респондентов тратят свои заработанные деньги на товары первой необходимости (продовольствие, лекарства, одежда, услуги ЖКХ). Таким образом, исходя из вышеперечисленных выводов, можно составить следующий социальный портрет современного студента юридического вуза: средний возраст студентов составляет 21 год; обладают средним общим образованием; в период учебы пока не заводят собственные семьи; учатся на коммерческой форме обучения; поддерживают отношения с родительской семьей; живут у родителей; большинство современных студентов имеют собственный заработок и, как следствие, стремятся к самостоятельности и финансовой независимости; большинство работающих студентов начинают свою трудовую деятельность уже с 1 курса, работают в дневную смену, работают ненормированно (гибкий график), знают трудовые права, работают официально, но работают пока не по специальности, довольны своим заработком и тратят его на вещи первой необходимости (продукты, лекарства, одежда, услуги ЖКХ).

Рецензенты:

Рябцева Е.Е., д.пол.н., профессор, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью, Астраханский государственный университет, г. Астрахань;

Лепехин А.А., д.ю.н., профессор ка-
федры уголовно-правовых дисциплин, Астраханский филиал Международный юридический институт, г. Астрахань.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ермолаева Ю.Н., Ермолаев Д.О., Петрашова О.И., Петрашова В.А. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-6. – С. 1343-1347;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36329 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, проанализированный в работах таких ученых, как
Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон,
В.Т. Лисовский, 3.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) .

По результатам опроса студентов: Современные студенты предпочитают Интернет с огромным количеством сайтов, которые им нужны не только для развлечения, но и для учёбы. В среднем в сети «зависают» на 2-5 часов, а многие и не отключают его вовсе. Наибольшей популярностью пользуются электронные странички «Одноклассники» и
«В контакте». Любят проводить весело время, приходят на занятия вечно сонными и голодными. Они считают, что студент живет от сессии до сессии, также он должен успевать везде и всюду, так описали современного студента 72% опрошенных. А 38% считают, что современный студент должен стремиться к новым знаниям и быть отзывчивым, помогать сокурсникам, целеустремлённым, общительным, активно участвовать в жизни своего университета, и, конечно же, вести здоровый образ жизни.

По результатам опроса преподавателей университета: По-мнению преподавателей современный студент, разносторонний, инициативный, самокритичный, активный, азартный, энергичный, всегда в движении и в поисках приключений, трудолюбивый, и старательный. А так же у них много амбиций, чем знаний, смелые и рискованные, умеют «доставать» материалы из Интернета, которые остаются только на бумаге, но не в их головах. Если бы не лень, современные студенты, были бы идеальными учениками наших преподавателей, которые вкладывают в студентов не только свои знания, но и любовь к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000.- №3. - С.1006-1007.

2. Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России - 2000. - №3. - С.99-1005.

Библиографическая ссылка

Таловская Н.А., Самигуллина Г.Ю. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2010. – № 3. – С. 47-48;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=420 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»