Энциклопедия современной эзотерики. Предназначение и дхарма на жизненном пути человека Понятие Дхармы. Концепция Дхармы в буддийской традиции

(санскр. ) - закон, религиозный, мирской или естественный; , явления; дао, или Путь; учение; чистая пустота.

(санскрит ) Закон. Долг. Мораль. Обязанность. Предназначение. Сущность. В «Ригведе» термин «дхарма» упоминается в связи с представлением о мировом порядке (). В «Махабхарате» дхарму сравнивают с лодкой, переправляющей на небо. Её трактуют как закон мироздания, имеющий моральный аспект. Каждый человек обязан выполнить свой долг (свадхарма ), оправ дать свое предназначение. Действие, совершенное бескорыстно, даже убийство в бою, не вменяется в грех. Термин синонимичен и имеет значения: справедливость, воздаяние, правосудие, кара, неизбежность, религия, вера. Он связан с представлением о добродетели, заслугах ( , ). Ему противостоит термин «адхарма», означающий «беззаконие», «безнравственность». В термин дхармы трактуется как «множественность природ». В дхарма - единица времени. В он означает психическое качество, носителем (дхармин) которого служит душа (). В Дхарма - учение , нравственный долг, высший закон, путь буддиста к . Кроме того, дхарма - концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия.


Концепт буддийской философии и основополагающее понятие в модели бытия. Будда отказался от представления о субстанциальной душе ( , ), так как оно не может объяснить результаты и дать ответы на множество вопросов. В отличие от агностиков и материалистов, локаятиков и чарваков, он предложил свою модель бытия мира, согласно которой личность () выступает как многоаспектный образ, интегрирующий признаки, обусловленные дискретными элементами бытия (дхарма). Будда объясняет это на примере повозки, которая существует только как совокупность составляющих сс. элементов, деталей. Человек проявляется в пяти аспектах, выступающих как пять групп () отдельных элементов. Только одна из них связана с материальным аспектом, остальные связаны с и . В разных школах считают, что количество дхарм составляет 75, 84 или 100. Они существуют один миг (кшана ) и воспринимаются как импульсы или вспышки. Их комбинация меняется постоянно и образует единый индивидуальный поток (), континуум, воспринимаемый в целом как определенная личность. Мнения о физическом состоянии дхарм различны. Вайбхашики считают все прошлые, настоящие и будущие дхармы реальными (). Саутрантики признают реальность дхарм только в момент вспышки, т.е. в настоящем. Мадхьямики утверждают, что все дхармы пустотны, как и весь мир. О них нельзя сказать, что они есть или что их нет. Как единицы описания дхармы позволяют непротиворечиво описать, объяснить все, что связано с сознанием и психикой. Кроме дхарм, постигаемых сознанием (виджняпти ) как проявленные, информативные, постулируется существование других дхарм, постигаемых только интуитивной мудростью (праджняпти ). Они не-проявленны, неинформативны, их существование выводится как необходимое. Это дхарма эфира (), дхармы, связанные с прекращением волнения, возбуждения дхарм (ниродха-дхарма), и некоторые другие, признанные не во всех школах. Согласно теории дхарм, мир предстает как комбинация их вспышек, что сравнивают с кинофильмом, голограммой, с музыкальным произведением. Вспышки взаимообусловлены и скоординированы. Их называют первоэлементами, элементами бытия или психофизического состояния, импульсами, квантами, вспышками сознания, дхармо-частицами, единицами информации, элементарными состояниями, силами, энергиями, носителями качеств или признаков, совпадающими с этими качествами или признаками, единицами бытия, событиями, элементами присутствия. Истинная природа дхарм непознаваема в обычном состоянии сознания. Её называют сущностью дхарм, сущностью сущностей, дхармовостью, дхарматой. Вспышки дхарм обусловлены аффектами () и кармой. Согласно модели циклического существования, после окончания очередного цикла () и разрушения мира остаточная совокупная карма человечества вызывает в пустоте () волнение, вспышки дхарм и формирование нового цикла бытия. Кроме классификации дхарм по скандхам существуют классификации по базовым сферам сознания (

ДХАРМЫ (санскритский dharma, пали dhamma), в буддизме индивидуализированные атомарные события, составляющие опыт живых существ и конституирующие существование как таковое. Учение о дхарме подводило онтологическую базу под основные буддийские принципы изменчивости (анатма), отсутствия неизменной сущности (анитья) и неудовлетворённости (духкха). Развитие теории дхармы относится к периоду расцвета так называемого абхидхармистского анализа в школах «малой колесницы» (хинаяны) - прежде всего в вайбхашике (сарвастиваде). В этих школах изменчивость стала трактоваться как мгновенность, так что понятие «дхармы» эволюционировало от представления о том, что любая вещь или явление имеют начало и конец (в ранних частях палийского канона - Типитаки), до концепции мгновенного события, вспыхивающего и гаснущего как искра (кшаникавада - учение о мгновенности). Дхармы, не будучи ни субстанциями, ни атрибутами, не имеют ни протяжённости, ни временной длительности, но вместе с тем локализованы в пространственных точках и временных моментах; это не столько элементы (частицы), сколько факторы изменчивости - дискретные единицы динамического процесса, отдельные, не связанные отношениями материального «порождения», однако значимые как элементы серии, где одни дхармы, исчезая, обусловливают возникновение других. Всё, включая самих индивидов, представляет собой потоки дхармы, взаимодействующие между собой. Тот факт, что в повседневном опыте вещи воспринимаются как длящиеся целостности, буддийские философы объясняют, во-первых, слишком быстрым чередованием дхармы, которое не воспринимается обычными человеческими чувствами, и, во-вторых, законом взаимозависимого возникновения дхармы (пратитъясамутпада), лежащим в основании упорядоченного характера как самой реальности, так и её восприятия.

Для ранних буддистов анализ опыта в терминах дхармы был тесно связан с составлением классификационных списков дхармы (матрик), главными среди которых были классификации по скандхам, дхату и аятанам. Скандхи (группы) составляют индивида: рупа (материальная форма) объединяет дхармы телесного потока, ведана - дхармы ощущения (приятного, неприятного и нейтрального), самджня - дхармы «концептуализации» (В.И. Рудой), санскара - дхармы намерения (четана), создающие кармические отпечатки, и виджняна - дхармы сознания. Классификация по дхату (элементам) насчитывает 18 видов дхармы: пять органов чувств и манас; пять чувственных объектов и объект манаса; шесть видов сознания («визуальное», «слуховое», «вкусовое», «обонятельное», «осязательное» и чисто ментальное). Классификация дхарм по аятанам (базам) включает шесть познавательных способностей (зрение, слух и др., а также манас) и шесть объектов - «видимое», «слышимое» и т. п.

В вайбхашике появляется деление дхарм на «обусловленные» и «необусловленные». К первой категории относятся «изменчивые», или «волнующиеся», дхармы, образующие опыт существования в череде перерождений (сансара), которые постоянно возникают и исчезают, ко второй - «неизменные» дхармы, соответствующие опыту освобождения (прежде всего нирвана). Известны разные классификационные списки дхарм (исчисления 84 дхарм, 100 дхарм и т.д.).

Списки дхарм предназначались для медитации, которая помогала адептам буддизма вырабатывать психические качества (благоприятные, или нейтральные, дхармы), способствующие духовному развитию, и подавлять препятствующие ему аффекты (неблагоприятные дхармы). Этот практический, сотериологический аспект теории дхарм наиболее разработан в тхераваде, где культивирование одних дхарм и подавление других имело своей целью достижение состояния архата («совершенного»).

Если вайбхашики утверждали, что дхармы реально существуют во всех трёх временах - прошлом, настоящем и будущем, хотя обладают активностью, т. е. способностью обусловливать другие дхармы, только в настоящем, то их оппоненты саутрантики считали, что реальны только «активные» дхармы настоящего, остальные же дхармы лишь номинальны. В отличие от абхидхармистов, видевших в дхармах реально существующие элементы, представители махаяны рассматривали все дхармы либо как одинаково лишённые какой-либо сущности и в конечном счёте «пустые» (смотри Мадхьямика), либо как структурные составляющие «зависимой реальности», преодолеваемой в опыте высшей реальности «только-сознания» (смотри Йогачара).

Вслед за Ф. И. Щербатским и О. О. Розенбергом многие буддологи стали толковать концепцию дхармы как своего рода буддийскую метафизику («метафизику процесса», по выражению Инады). Современные исследователи видят в ней скорее феноменологию, основанную, однако, на особом психическом опыте, вырабатываемом с помощью техники медитации.

Лит.: Warder А. К. Dharmas and data// Journal of Indian Philosophy. 1971. Vol. 1. Р. 272- 295; Williams Р. On the Abhidharma ontology // Ibid. 1981. Vol. 9. Р. 227-257; Cox С. Disputed dharmas: Early Buddhist theories on existence. Tokyo, 1995; Rospatt А. von. The Buddhist doctrine of momentariness: а survey of the origins and early phase of this doctrine up to Vasubandhu. Stuttg., 1995.

буддизм дхарм философия древнеиндийский

Таким образом, резюмируя выше сказанное, следует отметить, что буддизм смотрит на личность как на только лишь имя, призванное обозначить структурно упорядоченную комбинацию пяти групп несубстанциальных и мгновенных элементарных психофизических состояний -- дхарм. Это и есть достаточно строгая формулировка принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайней мере, с точки зрения махаянского буддизма), одного из его двух аспектов -- «бессущностности личности» (пудгала найратмья). Второй его аспект -- «бессущностнось дхарм» --следует рассматривать в отдельной работе, посвященной философским школам буддизма Махаяны, поскольку он признается не всеми буддистами, а только махаянистами.

Дхармы постоянно возникают и исчезают, заменяясь новыми, но обусловленными предшествующими дхармами по закону причинно-зависимого происхождения. Эти постоянно возникающие и исчезающие бессубстанциальные дхармы в своей совокупности образуют поток, или континуум (сантана), который эмпирически и обнаруживается как «живое существо». Таким образом, любое существо, в том числе и человеческая личность, понимается в буддизме не как неизменная сущность (душа, атман), а как поток постоянно меняющихся элементарных психофизических состояний. Онтология буддизма -- это онтология бессубстратного процесса.

С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики:

  • 1. все непостоянно (анитья);
  • 2. все есть страдание (духкха);
  • 3. все бессущностно, или все лишено самости (анатма);
  • 4. все нечисто (ашубха).

Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма (и, соответственно и весь комплекс дхарм, то есть живое существо) существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Как поется в известной песне: «Призрачно все в этом мире бушующем, есть только миг, за него и держись. Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется “жизнь”».

Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.

Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Используя современную метафору, его лучше всего сравнить с кинопленкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм и воспринимаем его как чистый континуум. При этом различия между двумя соседними кадрами совершенно ничтожны, и они представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь -- новая серия безначального сериала, нирвана -- конец фильма.

ДХАРМА (санскр. dharma, пали dhamma) – одно из важнейших понятий всей индийской мысли, однозначно непереводимое на европейские языки ввиду своей принципиальной многозначности, но в самом общем виде означающее «порядок», «парадигму», «норму» существования и развития как космоса, так и общества; регулятивный духовный, социальный и нравственный «закон». Объем понятия «дхарма» включает, т.о., значения и «религии», и «права», и «морали». В системе целей человеческого существования (пурушартха ) следование дхарме – одна из четырех основных задач-ориентиров, три остальные «координируются» в перспективе дхармы. Среди понятий, наиболее близких дхарме, можно выделить «истину» (сатья), «заслугу» (пунья), «благо» (шреяс); ее антоним – адхарма . Истоки понятия дхармы восходят еще к «Ригведе» (ср. дхарман), а именно к понятию «рита» (букв. – приведенное в движение), означающему порядок и регуляцию мироздания, «опекаемые», в свою очередь, божествами Митрой и Варуной. В «Брихадараньяка-упанишаде» дхарма – сущность царской власти, высшее начало, тождественное правде или познавательной и моральной истине (I.4.14; II.5.11). В «Чхандогья-упанишаде» различаются три «ветви» дхармы, имеющей значение «долга»: жертвоприношение, изучение Вед, подаяние; подвижничество; ученичество и аскеза (II.23.1). В «Тайттирия-упанишаде» дхарма сополагается с истиной и благом, и это тем более важно, что соответствующий пассаж моделирует «корневые» понятия брахманизма (I.11).

Дхарма становится центральным понятием буддизма . В палийских текстах дхарма – одно из «трех сокровищ» (триратна) буддизма наряду с Буддой и общиной и соответствует буддийскому учению как таковому. Одновременно дхарма – сокровенная часть этого учения, напр. формула стадиального происхождения состояний индивида (пратитья-самутпада ). Дхарма идентична и четырем благородным истинам Будды о страдании. Поэтому дхарма – это и весь практический аспект буддизма, включающий три основных компонента мудрости (панна), нравственного поведения (сила) и медитации (джхана). В буддийских текстах различаются дхамма (в единственном числе) – праведность в целом и дхаммы (во множественном числе) – нравственные опыты и ситуации (Тхерагатха, ст. 30, ср. 304 и т.д.). Дхарма в эдиктах Ашоки близка понятию естественной морали. Буддхагхоса в комментариях к «Дигханикае» (I.99) и «Дхаммападе» (I.22) включает в значение дхармы также собрание буддийских текстов, космический закон и всю проповедь учения.

Основы интерпретации дхармы как базовой категории индуизма были заложены уже в эпоху Будды – в сер. 1-го тыс. до н.э. в текстах, так и называвшихся дхармасутрами, содержавших правила поведения индивида в зависимости от его нахождения на той или иной стадии жизни (ашрамы ученика, домохозяина, лесного отшельника, аскета). Наряду с этой «вертикальной» схемой составители дхармасутр разрабатывали и «горизонтальную» – обязанности в соответствии с варной (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры). Потому в этих памятниках и следующих за ними дхармаша-страх дхарма соответствует варнаашрама-дхарме. «Вертикальный» и «горизонтальный» срезы дхармы соединяются в свадхарму (букв. – своя дхарма). В «Бхагавадгите» апелляция к свадхарме становится решающей: «лучше своя дхарма плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (III.35, ср. XVIII.45 и т.д.). Уже в эпоху «Законов Ману» (1–2 вв.) встает вопрос об источниках знания о дхарме. «Корнями дхармы» объявляются Веда, предание (смрити), образ жизни знатоков Веды, поведение добродетельных и внутреннее согласие души с предписаниями (II.6).

Среди брахманистских философских школ, исследовавших проблематику дхармы, выделяется миманса . По «Миманса-сутрам», «дхарма – это объект, определяемый через специфическую связь с предписанием» (I.1.2). Источником познания дхармы не может быть восприятие, но только авторитетное наставление (I.1.3–5). Комментаторы уточняют это положение в том смысле, что восприятие, логический вывод и все опирающиеся на них источники знания (праманы ) имеют дело с сущим, а не с должным, обеспечивают дескриптивное, а не прескриптивное знание. Дхарма познается из Веды, которая авторитетна вследствие своей «несозданности».

В «Вайшешика-сутрах» дхарма – то, благодаря чему осуществляются преуспеяние (абхъюдайя) и высшее благо (I.1.2). В «Падартхадхармасанграхе» Прашастапады дхарма является началом сверхчувственным и реализуемым в зависимости от принадлежности к варне и ашраме. В «Ньяя-бхашье» Ватсьяяны утверждается, что с разрушением одного тела дхарма и адхарма каким-то образом воздействуют на материю, составляющую новое тело. Джаянта Бхатта в «Ньяя-манджари» полемизирует с тезисом мимансы относительно непознаваемости дхармы через восприятие: йогическое восприятие может быть источником этого познания, и если коты видят в темноте, то почему мудрецы-риши не могут видеть дхарму?

Концепция дхармы в адвайта-веданте разрабатывается в полемике с мимансой. Осмысляя различие самих предметов мимансы и веданты – дхармы и Брахмана, Шанкара в «Брахма-сутра-бхашье» намечает целый ряд противопоставлений: постижение дхармы имеет результатом преуспеяние, зависимое от совершенных действий, но не конечное благо, от действий не зависящее; дхарма есть нечто, отодвигаемое на будущее, тогда как Брахман есть вечно-присутствующее; предписания в связи с дхармой «привязывают» ум к определенным желаемым объектам, тогда как инструкции по познанию Брахмана пробуждают разумение (I.1.1). Т.о., миманса и веданта противостоят друг другу как «философия действия» и «философия узнавания». В комментарии же к «Бхагавадгите» Шанкара подчеркивает, что императив исполнения «своей дхармы» актуален только для тех, кто не достиг еще познания Брахмана: предписания дхармы релятивизируются в связи с различиями в уровнях познания.

В джайнской онтологии дхарма и адхарма означают субстанции, обеспечивающие возможности для движения и покоя в мире.

Литература:

1. Creel А.B. Dharma in Hindu Ethics. Calcutta, 1977;

2. Kalupahana D.J . Dhamma(l). – Encyclopedia of Buddhism (Colombo), 1988, v. 4, fasc. 3.

1. Предварительные замечания

1.1 Методологические позиции О.О. Розенберга

Выделим шесть главных методологический особенностей буддологии выдающегося русского ученого Оттона Оттоновича Розенберга (1888-1919):

1.2 Источники, использованные О.О. Розенбергом

Розенберг считал, что теория дхарм занимает ключевое значение в понимании догматической литературы как раннего, так и позднего буддизма. Поэтому он в первую очередь опирался на работу Васубандху (IV в.) – «Абхидхармакоша », которая была доступна ему в китайском переводе Суаньцзана. Автором были использованы также комментарии школы последнего.

Также Розенберг привлекал японскую догматическую литературу. Он считал, что современная ему буддология не достигла еще «правильного, всеми признанного толкования индийского буддизма», но японская традиция сохранила такую литературу и такое понимание, которые смогут пролить свет на эту проблему.

Таким образом, автор использовал такие основные источники: японская догматическая литература; живая японская традиция; китайские переводы основных сочинений буддийской философии (авторства Васубандху): «Абхидхармакоша », «Виджняпти-матрата-сиддхи-шастра »; комментарии школы Суаньцзана.

2. Теория дхарм

2.1 Теория дхарм как психологический анализ личности

Нужно учитывать, что в изложении теории дхарм в буддийских сочинениях можно обнаружить как физиопсихологический, так и психологический подход. Первый был достаточно рано вытеснен на задний план в буддийской схоластике, но он, тем не менее, продолжает существовать в популярной литературе наряду со вторым. Согласно первому, «человеческое тело состоит из материальных частей, наблюдаемых в нем…». Кроме того, в тело «входят» также сознание, эмоции и другие психические элементы. При психологическом подходе тело человека рассматривается как состоящее из: видимого, слышимого, осязаемого, вкушаемого, обоняемого этим человеком. «Человек из телесной, материальной оболочки, наполненной духовными элементами, превращается в нечто сознательное, переживающее объекты внешнего мира при помощи так называемых «органов». Последние теперь не понимаются как материальные, а становятся «способностями» или «актами», т.е. актами видения, слышания и т.д. Т.о., при психофизиологическом анализе человек состоял из материального тела с душевными качествами, он был оторван от окружающего его внешнего мира и рассматривался отдельно от предметов, при психологическом анализе «человек был поставлен в органическую связь с тем миром, который он переживает…» В буддийских трактатах присутствуют обе позиции, поэтому всегда нужно различать двойственность рассуждений. Без этого некоторые они окажутся совершенно непонятными и противоречивыми. Розенберг считал, что «признание двойственности – ключ к правильному пониманию схоластической литературы».

Объектом теории дхарм является человек, который рассматривается как поток индивидуальной жизни (сантана ), который состоит из «сознания с его психическим содержанием и с переживаниями внешних, так называемых объективных явлений, т.е. здесь объективный мир становится составным элементом личности». Поэтому, исходным пунктом теории дхарм является психологический анализ личности.

2.2 Термин «дхарма »

Розенберг отмечает чрезвычайную важность данного понятия в буддийской философии, которую даже предлагает называть «теорией дхарм ». Несмотря на эту важность, «выяснить значение термина «дхарма» по европейским работам совершенно невозможно». Именно понимание этого термина, по мнению Розенберга, может прояснить разногласия различных направлений в буддийской философии, камнем преткновения которых был именно он, точнее его трактовка.

Согласно словарю, «дхарма » — «религия», «закон» , «качество». Восходит к корню dhar – «носить». «Дхарма » есть «носитель» и одновременно «несомое».

Розенберг приводит различные встречающиеся значения термина «дхарма » : 1) качество, атрибут, сказуемое; 2) субстанциальный носитель, трансцендентный субстрат единичного элемента сознательной жизни; 3) элемент (не дхарма в предыдущем значении, а ее проявление – дхарма-лакшана ), т.е. составной элемент сознательной жизни; 4) нирвана , т.е. высшая дхарма , объект учения Будды; 5) абсолютное, истинно-реальное и т.п.; 6) учение, религия Будды; вещь, предмет, объект, явление.

Автор считает, что именно второе значение (дхарма как трансцендентный носитель) является самым важным. Оно близко традиционному первоначальному определению: «дхарма – носитель своего специфического признака ». То, что дхарма является носителем только одного признака, отличает ее от субстанции европейской философии, где она является носителем множества качеств.

Итак, если мы определим «дхарму » безотносительно сознания, то дхарма – «субстанциальный носитель своего специфического, единичного качества ». В отношении же к сознанию дхармы – «истинно-сущие, трансцендентные, непознаваемые носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием».

Несмотря на то, что «дхарма » определяется через свой признак, Розенберг допускает некую оппозицию между дхармой носителем и дхармой несомым (качеством), говоря о том, что в эмпирическом бытии проявляется только качество дхармы , но не она сама по себе. Подобное различение не принимают современные русские буддологи Ермакова и Рудой. Он подчеркивают, что «…признак по объему и содержанию совпадает с сущностью определяемого понятия…» и, что термин «дхарма » «…функционирует на всем протяжении Абхидхармакоши Васубандху не как оппозиция носителю свойств, но абсолютно самостоятельно». «Свойство (дхарма) не является чем-то внутренне присущим носителю, поскольку не существует носителя, свободного от любых свойств. Свойство, таким образом, субстантивируется, приобретает онтологические характеристики – свабхава (обладающее собственным бытием), свалакшана (обладающее собственным признаком)».

2.3 Теория мгновенности (кшаникавада )

Эта теория основана на том, что каждый элемент потока сознания (сантана ) длится только один момент («кшана »). Кшана – это момент, который длится столь короткое время, что он недоступен наблюдению. Васубандху исчисляет его в 1/75 секунды, а бирманская традиция – в биллионную часть сверкания молнии. Но эти исчисления не имеют существенного значения.

Розенберг пишет, что в моменте проявляется не дхарма-носитель , а только дхарма-качество . О первой нельзя сказать, что она появляется или исчезает. Мгновенное появление и исчезновение дхармы-носителя называют «рождением» и «исчезновением» дхармы . Это следует понимать как то, что из непознаваемого сверхбытия дхармы производят мгновенные действия или функции.

Имели место существенные противоречия между саутрантиками и вайбхашиками относительно теории мгновенности. Вайбхашики считали, что все дхармы – прошлые, настоящие и будущие – существуют постоянно и независимо от момента их проявления. Саутрантики же утверждали, что в настоящий момент нет прошедших и будущих дхарм , а только настоящие. Прошедшие же были в свои моменты, также как и будущие будут в будущие моменты.

Проявление дхармы в мгновенной комбинации сводится к 4 «моментам»: «рождение», «пребывание», «ослабление», «исчезновение». Васубандху и саутрантики признавали только первый и последний.

2.4 Разногласия школ о сущности дхарм
и об отношении их к эмпирическому бытию

Все направления сарвастивадинов , основными течениями внутри которых являются вайбхашики и саутрантики , признают плюралистичность субстрата личности, т.е. то, что он представляет собой совокупность дхарм . Но между этими главными направлениями существовали и разногласия.

Вайбхашики видели в дхармах вечно сущие реальности, функции которых проявляются в моментах. Т.е. в моментах нет самой дхармы , а есть лишь ее проявление (дхарма-лакшана ), дхармы же остаются трансцендентными эмпирическому бытию.

Саутрантики же считали, что в моменте (кшана ) мы имеем дело с дхармами как таковыми, а не с их проявлениями. Т.о., сам момент становится абсолютной реальностью, за ним нет ничего. Дхармы существуют только в мгновении, т.е. они имманентны моменту эмпирического бытия.

Мадхьямики считали, что нельзя приписывать истинно-сущему, т.е. дхармам , какие-либо атрибуты (рождение-исчезновение, разновидности дхарм и т.д.), т.к. абсолютная реальность «пуста» («шунья »), т.е. безатрибутна. Т.о., истинно-сущее – это пустота (шуньята ). Отвергая атрибуты, Нагарджуна (основатель мадхьямики ) вовсе не говорил об их относительности и относительности эмпирического бытия, а также об их небытии. Перед абсолютным все определения останавливаются. «О нем нельзя сказать, что оно есть или не есть, что оно есть и не есть, что оно не есть и не не есть» . Шуньята разворачивается и таким образом проявляется как сансара (эмпирическое бытие). Непроявленное же ее состояние называется «нирваной ». Так, мадхьямики приходят к отождествлению сансары и нирваны , т.к. они в сущности одно и то же. Поэтому «Лотосовая сутра » постулирует: «Искони все дхармы спасены».

Виджнянавадины (основатель – Ашвагоша) близки мадхьямикам . «На фоне пустоты объединяются единичные «алая-виджняны», «сознания-сокровищницы», названные так на том основании, что они «вмещают в себе все дхармы»». Дхармы здесь являются не отдельными реальностями, а частичными проявлениями абсолютного сознания, алая-виджняны .

Виджнянавадины-йогачарины (основатели: Асанга, Васубандху) рассматривают алая-виджняну не как разложение истинно-сущего. Множество дхарм заменяется единым сознанием. Дхарм -сущностей нет, дхармы -проявления содержатся в виде семян-зародышей (биджа ) в этом сознании. Таким образом, дхармы не имеют самостоятельной реальности, но как проявления единого сознания они реальны, т.е. существуют только дхармы -проявления (дхарма-лакшана ).

2.5 Классификации дхарм

Дхармы представляют собой огромное множество, схоласты разбивали его на определенное число разновидностей. Древние школы насчитывали 75 дхарм , а виджнянавадины – 100. Эти разновидности в свою очередь классифицировались по различным признакам. Розенберг приводит классификации, которые можно считать общепризнанными среди буддийских школ.

А) Дхармы «подверженные бытию» («санскрита ») и «не подверженные бытию» («асанскрита »)

Санскрита-дхармы («санскрита» — «то, что имеет много причин», «то, что обусловлено многими условиями») – дхармы , которые комбинируются с четырьмя признаками: рождение, пребывание, изменение, исчезновение. Т.о., санскрита-дхармы дхармы , подверженные процессу «рождения-исчезновения». Санскрита-дхармы также называются «непостоянными» («анитья »). Нужно отметить, что эти четыре процесса сами являются дхармами , подверженными «рождению-исчезновению».

Асанскрита-дхармы дхармы , которые не подвержены вышеупомянутым процессам. К ним относятся три дхармы : акаша – пустое пространство, в смысле отсутствие чего бы то ни было (отсутствие препятствий для появления чувственных элементов); два вида «успокоения», т.е. отсутствия процессов рождения и исчезновения (пратисанкхьяниродха, апратисанкхьяниродха ). Асанскрита-дхармы называют «постоянными» («нитья »).

Б) «Волнующиеся» («сасрава ») и «неволнующиеся» («анасрава ») дхармы

Сасрава-дхармы дхармы , «в которых сказывается тяготение субстрата личности к конечному покою». К ним относятся асамскрита-дхармы и некоторые самскрита-дхармы (элементы религиозного озарения и др.).

Анасасрава-дхармы дхармы , которые «тесно связываются с элементами страстности или суеты в смысле жажды бытия».

В) «Благоприятные» («кушала »), «неблагоприятные» («акушала »), «нейтральные» («авьякрита »)

Кушала-дхармы дхармы , способствующие достижению нирваны . Это дхармы без волнения (анасрава ).

Акушала-дхармы – элементы суеты, которые задерживают личность в круговороте бытия (сансара ).

Авьякрита-дхармы дхармы , которые не оказывают никакого воздействия на процесс достижения нирваны .

Розенберг замечает, что эти названия не несут этической нагрузки. Несмотря на то, что религиозная цель в буддизме связана с этическими проблемами, ошибочно думать о преимущественно этическом характере буддийского учения, т.к. «при оценке элементов бытия буддизм исходит из идеала спасения».

Г) Разложение дхарм на группы («скандха »), базы («аятана ») и элементы («дхату »)

Как говорит традиция, эти три классификации соответствуют троякому заблуждению сознательных существ. Васубандху пишет об этом так: «одни заблуждаются в отношении психических процессов, считая их за «я»; другие опять заблуждаются относительно явлений чувственных; третьи полагают, что явления психические и чувственные вместе составляют «я». Для первых предназначено распределение элементов по 5 группам, для вторых – по 12 базам, для третьих – по 18 элементом.

Пять скандх

Скандха – это группа дхарм , прошедших, настоящих и будущих, входящих в состав субстрата данной личности. Асанскрита-дхармы сюда не входят, т.к. они не появляются и не исчезают, а значит, не дают материала для объединения его группу. Скандхи не есть реальность, но лишь условные группы реальностей. Вайбхашики же считали скандхи чем-то реальным, против чего возражал Васубандху. Существует и популярное толкование термина «скандха », которое соответствует физиологическому подходу: «Скандхи – это те элементы, из которых состоит тело человека…» Такое толкование, по мнению Розенберга, нельзя переносить в философскую литературу, т.к. если оно и может подходить для описания группы рупа , то с остальными группами в таком случае начинаются сложности. При таком толковании внешний мир становится чем-то самостоятельным, что недопустимо с точки зрения буддийской философии.

Итак, пять скандх составляют : 1) рупа-скандха – группа чувственного; 2) виджняна-скандха – группа сознания; 3) ведана-скандха – группа чувств; 4) санджня-скандха – группа процессов различения; 5) санскара-скандха – группа процессов вообще.

18 элементов («дхату »)

Если дхарма-в-себе является трансцендентным носителем, то дхарма в смысле проявления есть мгновенный элемент (дхату ) эмпирического бытия. Эта классификация оперирует с составом двух моментов, т.е. данного настоящего момента в связи с предыдущим.

18 дхату можно разделить на три группы:

  • первые 6 дхату представляют собой так называемое вишая (объективное ): 1) видимое (рупа-дхату ), 2) слышимое (шабда-дхату ), 3) осязаемое (спарша-дхату ), 4) обоняемое (гандха-дхату ), 5) вкушаемое (раса-дхату ), 6) «дхармовый элемент» (дхарма-дхату ). Последний включает все остальные нечувственные дхармы (психические и непсихические процессы), а также асанскрита-дхармы . Это просто условное объединение 64 дхарм .
  • вторые 6 дхату индрия органы »), или субъективные корреляты внешних явлений (вишая ): 1) зрительное (чакшур-индрия-дхату ), 2) слуховое (шротредрия-дхату ), 3) осязательное (кайендрия-дхату ), 4) обонятельное (гхранендрия-дхату ), 5) вкусовое (джихвендрия-дхату ), 6) «идейный орган» (мана-индрия-дхату ). Несмотря на то, что манас входит в перечень индрий , понимание его как «внутреннего органа» текстами не подтверждается. Манас – это сознание предыдущего момента.
  • 6 дхату составляют так называемое шестиединое сознание (сознание здесь рассматривается с точки зрения его содержания): 1) сознание видимого (чакшур-виджняна-дхату ), 2) сознание слышимого (шротра-виджняна-дхату ), 3) сознание осязаемого (кайя-виджняна-дхату ), сознание обоняемого (гхрана-виджняна-дхату ), сознание вкушаемого (джихва-виджняна-дхату ), сознание идейного (мано-виджняна-дхату ).

12 баз («аятана »)

Аятаны – опоры для сознания. Это те элементы, на основании которых может появится в данный момент сознание. Это «ворота», через которые проходит сознание, или «базы», на которых основывается сознание. Эта классификация дхарм относится к составу данного одного момента по отношению к следующему моменту. В этом – отличие от предыдущей классификации.

Первые 6 аятана – это объективные элементы (вишая ): видимое (рупа-аятана ), слышимое (шабха-аятана ), осязаемое (спарша-аятана ), обоняемое (гандха-аятана ), вкушаемое (раса-аятана ), «дхармовый элемент» (дхарма-аятана ).

Вторые 6 – это «органы»: зрительный (чакшур-индрия-аятана ), слуховой (шротрендрия-аятана ), осязательный (кайендрия-аятана ), обонятельный (гхранендрия-аятана ), вкусовой (джихвендрия-аятана ), «духовный орган» («манна-индрия-аятана ).

Несложно заметить, что 12 баз совпадают с первыми 12 дхату .

1) Чувственное (рупа ). Сюда входят элементы, к которым сводятся чувственные явления и акты ощущения, т.е. объективная и субъективная стороны переживания чувственного. В отличие от некоторых исследователей, Розенберг переводит термин «рупа » не как «форма », «материя », «тело », а словом «чувственное ».

Понятие «рупа » ассоциируется у буддистов с понятием «разрушения », разрушения перечисленных 11 элементов. Розенберг поясняет смысл их разрушения: «…они «гибнут» в том смысле, что они находятся в зависимости от «махабхута », одновременно с которыми они рождаются и образуют состав «атома». Махабхута – это 4 универсальных элемента: земля, вода, огонь, ветер. Подробнее о них мы поговорим позже. Разрушимость рупа-дхарм объясняется их несамостоятельностью, зависимостью от четырех элементов.

Нужно отметить, что термин «рупа » используется и в других значениях. Во-первых, «рупа » – термин обозначающий первую из 11 дхарм, входящих в группу чувственных дхарм , т.е. в рупа-скандху . Этот элемент называется рупа-дхату , или «видимый элемент». Этот элемент включает в себя все видимое: цвет, свет, форму (длинное, круглое и т.д.). Здесь мы видим значение более узкое. Во-вторых, понятие рупа-дхату может указывать на один из так называемых миров или сфер, которых всего три (кама-дхату, рупа-дхату, арупа-дхату ).

Понятию чувственного (рупа ) противопоставляется понятие нечувственного (нама ). Термин же «нама-рупа » обнимает собой как все чувственные, так и все нечувственные, «идейные», элементы.

К чувственному относятся 11 элементов: 5 вишая , 5 индрия и «невидимое » («авиджняпти-рупа »). Последнее интересно тем, что оно не является чувственным, но его, тем не менее, включают в группу рупа . В классификациях на базы и элементы его относят к «дхармовому элементу ». Авиджняпти , согласно «Абхидхармакоше », — это «то, чего нельзя показать другим». Это то, что действию придает особый характер, что-то вроде мотивации. К примеру, именно этот элемент отличает молитвенное сложение рук от случайного. Васубандху рассматривает авиджняпти как разновидность кармы .

Термин «индрия » в европейской литературе принято понимать как орган чувства, воспринимающий объект (вишая ). Но есть сложность при таком понимании, т.к. индрия не соприкасаются с вишая . Они возникают одновременно. Кроме того, они существуют один миг (кшана ). Если речь действительно шла об органах, то тогда уши, глаза и т.д. возникали ежемгновенно с цветами, запахами и т.д. Нельзя говорить также о нервах, т.к. буддисты не поднимают вопрос о раздражении органов восприятия. Еще одно опровержения такого понимания заключается в том, что индрии невидимы. Также индрии – это не способности, т.к. последняя не мгновенна и не стремится к успокоению. Розенберг предлагает определять «индрия » как субъективную сторону чувственного переживания – как мгновенный акт ощущения, в противоположность объективной стороне чувственного переживания (вишая ). Они составляют вместе с сознанием неразрывный поток, поэтому их можно рассматривать лишь в абстракции. Несмотря на это главное значения термина «индрия », в буддийской литературе имеется и физиологическое понимание его. Поэтому необходимо очень внимательно относится к тексту, чтобы понимать, в каком значении данный термин используется. Вышесказанное относится и к термину «вишая ».

2) Сознание (виджняна ) – сознание в его абстракции от всего, что оно осознает. Группа сознания стоит на втором месте, т.к. сознание опирается на акты ощущения (индрия ). Но сознание опирается еще и на себя как на сознание предыдущего момента (манас ). Таким образом, сознание своим наличием обязано как чувственным, так и нечувственным элементам. Разделение виджняны и манаса носит условный характер, т.к. они в сущности одно и то же, но если бы этого разделения не было, то сознание осталось бы без опоры. Если мы будем рассматривать сознание в абстракции, то сознание – своего рода центр в «общем вихре дхарм ». В таком смысле его можно назвать «я» как то, что осознает, «коррелят сознаваемой стороны, а отнюдь не самостоятельная душа…». Но, абстрактное сознание никогда не встречается. Оно связано всегда с психическими процессами (чайта ). Они вместе «рождаются» и вместе «исчезают». Виджняна , или читта , является единичной дхармой , т.е. в каждом моменте может быть только одно сознание. Поэтому, когда мы говорили о шести сознаниях при разборе классификации по 18 дхату , мы имели в виду только одно сознание, т.к. разделение условно.

3, 4) Санскары (как психические, так и непсихические) – это так называемые элементы-двигатели, благодаря которым дхармы вступают или не вступают в комбинации, по их причине дхармы носители проявляются, а сознание направляется и реагирует на другие элементы. Именно они поддерживают процесс бытия. Исходя из этого, Розенберг называет их дхармами силами , или активностями , воздействующими на пассивные элементы. Так как дхарма имеет двоякое значение (носитель и элемент ), то «…«санскара » в смысле дхармы-носителя означает «силу », а в смысле дхармы-элемента – «проявление силы », т.е. движение , или «процесс »…».

Процессы психические (читта-сампраюкта-санскара , или чайтта ) . Сюда относятся «единичные и мгновенные явления или процессы эмоциональных переживаний, различения, воспоминания, хотения и т.д., которые могут быть усмотрены в моментах потока сознательной, так называемой «внутренней жизни». Эти элементы всегда возникают вместе с сознанием, поэтому нельзя их назвать функциями, или способностями сознания. Сознание – это единичная дхарма , а дхарма не может быть носителем тех или иных способностей. Их можно назвать (в абстракции) коррелятами сознания . Древние школы насчитывали 46 психических элементов, виджнянавадины же – 52. Эти элементы подразделяются на несколько групп. Розенберг выделяет наиболее важные :

Маха-бхумика – универсальные психические процессы, имеют широкую область действия, встречаются всегда при сознании. Сюда относятся: ведана (переживание чувства приятного, неприятного и нейтрального), самджня (различение каждого из наблюдаемых составных элементов от других, т.е. схватывает в объектах отличительные признаки), четана (активность сознания , «творческое воображение, которое «решается» или «задумывается» совершить то или другое действие – телесное, словесное или мысленное»; тесно связана с элементом «карма »), праджня или мати мудрость », «прозрение »; различение и оценка дхарм элементов с точки зрения процесса спасения, т.е. различение сасрава-дхарм и анасрава-дхарм ; тенденция к спасению).

Клеша-маха-бхумика – универсальные элементы волнения и дхармы , неблагоприятные для достижения спасения. К ним относятся: моха (заблуждение или помраченность), прамада (несосредоточенность и рассеянность), гнев, зависть, ревность и т.д.

Кушала-маха-бхумика – элементы, благоприятные для процесса спасения. Наиболее важным элементом является шрадха – душевное спокойствие, «атараксия».

Процессы непсихические (читта-випраюкта-санскара ) – процессы, обусловливающие и поддерживающие поток сознания, но протекающие независимо от последнего. Здесь, прежде всего, нужно отметить «четыре признака того, что дхарма есть санскрита-дхарма », или сансрита-лакшани : рождение (джати ), пребывание (стхити ), ослабление (джара ), исчезновение (анитьята ). Также важное место занимают такие элементы, как прапри и апрапти , т.е. «связь » и «несвязь ». Прапти и апрапти – это отвлеченный фактор связанности и несвязанности дхарм в данный момент. Эти элементы «объясняют факт объединения в мгновенной комбинации одних дхарм и отсутствие других дхарм в том же потоке сознания», но они не объясняют характера состава данной комбинации, т.е. почему объединяются именно эти элементы, а не другие. Последнее зависит от кармы , о которой мы поговорим позже. К непсихическим процессам относятся также «жизнь » или «жизненная сила » (дживита ) и так называемые феномены языка (слог (нама ), слово (пада ), фраза (вьяджняна )).

5) Неподверженные бытию (асанскрита ). Об этой группе мы уже упоминали выше, где говорили о разделении дхарм на «подверженные бытию» и «не подверженные бытию».

Мы уже говорили о том, что фактором, который объяснят характер мгновенной комбинации дхарм , является карма . Слово «карма » буквально переводится как «акт», «действие». Так как «неодушевленные» предметы являются асантана (вследствие того, что в них действуют силы прапти и апрапти ), т.е. «не-континуумами», то они не могут быть самостоятельными целыми, они имеют бытие только как часть потока сознательной жизни. На этом основании мы можем заключить, что предметный мир есть результат действия кармы . Самостоятельного внешнего мира нет, не солнца самого по себе, а есть только человек, видящий солнце. Т. о., предметы внешнего мира – лишь временные иллюзии. Впрочем, субъект также является иллюзией, и только вместе объект и субъект восходят к потоку дхарм , т.е. к реальному.

Закон кармы и силы прапти и апрапти управляют всеми дхармами . Карма – это дхарма , которая выражает тот факт, что дхармы как-то расположены. Вследствие того, что существует одинаковость схем, по которым формируются элементы каждого комплекса дхарм , все видят как будто одинаковый мир, одинаковые предметы внешнего мира: «одинаковость предметных миров объясняется общей кармой» .

Выше мы говорили о связи четана («активность сознания») с понятием кармы . «Карма определяется как «четана» и ее производное». Четана – это то, что существует в сознании до слов и действий, т.е. «помыслы», которые проявляются затем в виде содеянного. «…с точки зрения теории дхарм «четана» указывает не на отдельные эмпирические акты – волевые, а на мгновенный , доэмпирический акт распределения дхарм в моменте»

Буддисты говорят о четырех разновидностях производной кармы : «видимая » и «невидимая », каждая из которых подразделяется на «телесную » и «словесную ». Видимая карма (телесная и словесная) обусловливает расположение рупа-дхарм , кроме авиджняпти . Она есть «форма, принимаемая в каждом моменте мгновенной комбинацией дхарм; смена таких определенных форм выражается в эмпирической иллюзии внутреннего и внешнего мира». Невидимая карма (телесная и словесная) связана с невидимым элементом авиджняпти , который придает слову или действию определенный нравственный оттенок.

2.7 Прятитья-самутпада («причинно-возникающее»)

В буддийской литературе существуют два варианта толкования 12-членной формулы пратитья-самутпады . Первое является популярным, в частности, оно отраженно в сутрах. В них, когда разбирается этот вопрос, идет речь о данном отдельном перерождении, т.е. об эмпирическом живом существе. Другое толкование является схоластическим и отражено в шастрах , где идет речь о мгновенных проявлениях дхарм (дхарма-лакшана ). Таким образом, популярная интерпретация описывает жизнь сознательного существа (описание при этом обнимает три жизни), философы интерпретируют 12-членную формулу с точки зрения теории дхарм .

12 нидан пратитья-самутпады

Популярная интерпретация Философская интерпретация
1. Авидья Прошлая жизнь Омраченность . Лицо не подавило своих страстей и охваченное вихрем жизни неминуемо после смерти перерождается. Волнение элементов прошлой жизни обусловливает факт бытия следующего перерождения. Прошлая трансформация Волнение или помраченность. Первый фактор следующего вихря, двигающая сила, обусловливающая продолжение бытия.
2. Санскара , карма Содеянное . Поступки прошлой жизни влияют на то, как сформируются элементы-скандхи следующего перерождения. Т.о., действия обусловливают форму будущего перерождения. Кофигурация дхарм , которая была присуща комплексу дхарм в течении предыдущего периода данного потока.
3. Виджняна Настоящая жизнь Сознание . Первый момент новой жизни – пробуждение сознание. Существо находится в эмбриональном состоянии момента зачатия. Имеются все элементы, но в нескомбинированном виде. Настоящая трансформация После промежуточного состояния (антара-бхава ) начинается первый момент нового вихря. Дхармы устанавливаются вокруг центра, сознания .
4. Нама-рупа Нечувственное и чувственное. Элементы чувственного и нечувственного еще пока не объединены, поэтому человек эмбрион переживаний еще не имеет. Все элементы заняли свое место. Рупа-дхармы и элементы нама имеются налицо.
5. Шад-аятана Шесть баз . Начинают развиваться т.н. 6 «органов», но они еще не действуют. Индрии являются готовыми вступить в круговорот новой перегруппировки.
6. Спарша Соприкосновение . Начинается взаимодействие всех элементов. Сознание вступает в связь с «органами» и объективными элементами. Это этап проходит еще до рождения. Момент соприкосновения индрий , вишая и виджняны . Дхармы приобретают такое расположение, которое на эмпирическом уровни переживается как ощущение чего-то объективного.
7. Ведана Чувство . Через 2 года после рождения начинается сознательное переживание приятного, неприятного, нейтрального. Появляется эмоциональный элемент. Чувство приятного, неприятного, нейтрального.
8. Тришна Вожделение . В 16-17 лет появляется сексуальное чувство. К потоку присоединяется элемент влечения .
9. Упадана Стремление . В это же время появляются стремления к тем или иным целям. Появление элементы, обусловливающие появление привязанности к иллюзорным явлениям. После этого этапа новые элементы не появляются.
10. Бхава Жизнь . Расцвет жизни. Существенные элементы не появляются, но жизнь становится более интенсивной, человек погружается все глубже в вихрь бытия, охватывается заблуждением, чем укрепляет энергию к бытию. Период полного движения . Волнение дхарм упрочивается, устанавливается их конфигурация. Эти два элемента (они соответствуют элементам 1-го и 2-го периода) подготавливают новую трансформацию дхарм . Наступает момент смерти, а затем промежуточное состояние.
11. Джати Следующая жизнь Рождение . Первый момент зачатия, момент пробуждения сознания. Этот этап соответствует 3-му. Следующая трансформация Момент рождения . Соответствует 3-му периоду, т.е. моменту виджняны .
12. Джара-марана Старость и смерть . Старение начинается с момента рождения. «Старение и смерть» обнимает т.о. всю жизнь.

Общее условное название 4-го, 5-го, 6-го и 7-го периода трансформации.