Классный час о творчестве некрасова для детей. Классный час к юбилею н.а.некрасова. Ученик: отрывок из поэмы « Мать»

Детство. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821г.в местечке Немирове Подольской губернии. Он был третьим ребенком в семье. Мать Елена Андреевна, малороссийская дворянка. Отец Алексей Сергеевич Некрасов, небогатый помещик, армейский офицер. Через три года после рождения сына он, выйдя в отставку майором, навсегда переселился в свое родовое поместье в Я рославском имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. Здесь, в деревне, поэт провел свое детство.


Грешнёво. Именно из Грешнёва Некрасов- поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества. Дом-музей в Карабихе Дом-усадьба в Грешнёво






Дружба с крестьянскими детьми. Пр и усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" как они мгновенно исчезали. Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучшив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.






Ярославско-Костромская дорога.. Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в то время многолюдной. Некрасов знакомился со всяким рабочим людом, шедшим в деревню в поисках работы. Позднее поэт вспоминал об этих встречах: Под наши густые, старинные вязы На отдых тянуло усталых людей. Ребята обступят: начнутся рассказы Про Киев, про турки, про чудных зверей… Рабочий расставит, разложит снаряды Рубанки, подпилки, долота, ножи: "Гляди, чертенята?"- а дети и рады, Как пилишь, как лудишь, им все покажи. Так народная жизнь и народная речь стали близки Некрасову с самого детства.





Река Волга в жизни поэта. Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, « п очти пригнувшись головой / К ногам, обвитым бечевой ». Они стонали от непосильной работы. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.






Взаимоотношения в семье. Ещё одно горе постоянно было рядом с Николаем Алексеевичем.Это горе в родной семье. Его мать, Елена Андреевна, кроткая женщина, очень страдала в замужестве.Она была человеком высокой культуры, а ее муж, отец Николая, был человеком грубым, жестоким, невежественным. Целыми днями сидела она дома одна, а ее муж постоянно разъезжал по соседним помещикам: его излюбленными развлечениями были карты, попойки, псовая охота на зайцев. Бывали такие дни,когда она целыми днями сидела за роялем, пела и плакала о своей горькой участи. Некрасов писал:"Она была певица с удивительным голосом". В некоторых его стихах он воспроизводил тот печальный мотив, навеянный ему песнями матери: Играла ты и пела гимн печальный, Ту песню, вопль души многострадальной, Твой первенец наследовал потом.



Она нередко принимала участие в вопросах, связанных с крестьянами, заступалась за них перед мужем. Но он нередко накидывался на нее с кулаками и избивал. Как ненавидел его Некрасов в такие минуты! Елена Андреевна была знатоком мировой поэзии и часто рассказывала сыну отрывки из произведений великих писателей, которые он мог понять. Будучи уже пожилым человеком, Некрасов вспоминал в стихотворении "Мать": И голос твой мне слышится впотьмах, Исполненный мелодии и ласки, Которым ты мне сказывала сказки О рыцарях, монахах, королях. Потом, когда читал я Данте и Шекспира, Казалось, я встречал знакомые черты: То образы из их живого мира В моем уме за печатлела ты.



Любовь к матери описана в о многих стихах поэта: "Родина", "Мать", "Баюшки-баю", "Рыцарь на час" и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотн о шения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.


Ярославская гимназия. Несмотря на отсутствие домашних учителей, к 10 годам Некрасов овладел грамотой и в 1832 г. поступил в Ярославскую гимназию вместе со старшим братом Андреем. Пребывание в гимназии не стало значимым этапом в жизни Некрасова; ни разу не вспомнил он ни о педагогах, ни о товарищах. Четыре года обучения мало что дали, а в последний, 1837 г., Николай Некрасов даже не был аттестован по многим предметам. Под предлогом «расстроенного здоровья» Некрасов-отец забрал сына из гимназии». В это время Алексей Сергеевич служил исправником, и Николай помогал ему в качестве письмоводителя. Юноша, почти мальчик, присутствовал «при различных сценах народной жизни, при следствиях, при вскрытии трупов, а иногда и при расправах во вкусе прежнего времени». Все это производило глубокое впечатление на ребенка и рано в живых картинах знакомило его с тогдашними, часто слишком тяжелыми, условиями народной жизни.


«Петербургские мытарства». В 1838 г. Некрасов принимает решение поступать в Петербургский университет. Эту его мечту поддерживала мать, отец же настаивал на поступлении в кадетский корпус. Но юноша Некрасов не послушал отца, он твердо решил не идти на военную службу и стать «гуманитарием». В Петербург юный Некрасов явился с рекомендательным письмом к жандармскому генералу Д. П. Полозову. Генерал одобрил гуманитарные планы юноши и отписал о них его отцу. Ответом было грубое письмо с угрозой оставить без материальной поддержки, которая и была выполнена. Можно с уверенностью сказать, что ни один большой русский писатель не имел такого тяжелого житейского и жизненного опыта, через который прошел молодой Некрасов в свои первые петербургские годы.. Он оказался без единой точки опоры: без места, иногда просто без пристанища и, конечно, без денег.

«Я лиру посвятил народу своему...»

Я лиру посвятил народу своему.
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
Н. Некрасов.


(литературная игра для учащихся 10-х класс )
Цель : формирование представления учащихся о поэзии Н. Некрасова;
Задачи:
проверить знания учащихся о стихах поэта;
развивать творческое мышление учащихся;
Пояснительная записка:
Дети изучают творчество поэтов на уроках литературы по обычному учебнику литературы: биография, произведения, разбор этих произведений. Этот материал предлагает изучить творчество поэта в игре, в которой учащиеся отгадают произведения по отрывкам и повторят биографию поэта с помощью предложенных вопросов. Иллюстрации помогут отгадать произведения поэта.
«Разминка »
(Ведущий называет одну строку, а участники игры должны прочитать наизусть целиком отрывок, который эта строка открывает.)
Однажды, в студеную зимнюю пору…
(Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается в гору
Лошадка, везущая воз.)


Крестьянские дети .
Славная осень! Здоровый, ядреный…
(Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар лежит…)


Железная дорога.
Не ветер бушует над бором…
(Не с гор побежали ручьи-
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)


Мороз, Красный нос
Старый Мазай разболтался в сарае…
(«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили…»)


Дедушка Мазай и зайцы .
(Лес обнажился, поля опустели,
Грустную думу наводит она.)


Несжатая полоса.
В зимние сумерки нянины сказки …
(Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.)


Саша.
О, Волга!… колыбель моя!
(Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно - голубым волнам,
Я убегал к родной реке…)


На Волге .
Добрые люди, спокойно вы жили…
(Милую дочь свою нежно любили.
Дико росла, как цветок полевой,
Смуглая Саша в Деревне степной.)


Саша.
Дело под вечер зимой,
И морозец знатный…
(По дороге столбовой
Едет парень молодой,
Мужичок обратный:
Не спешит, трусит слегка;
Лошади не слабы,
Да дорога не гладка-
Рытвины, ухабы.)


Генерал Топтыгин .
Идет-гудет Зеленый Шум…
(Зеленый Шум, весенний Шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако - все зелено:
И воздух и вода!


Зеленый Шум.
1. Сколько псевдонимов было у Некрасова в 1844-1845 гг.? Назовите некоторые из них. (Десять: Пружинин, Бухалов, Иван Бородавкин, Афанасий Пахоменко, Стухотнин, Назар, Вымочкин, Ник. Нек. И другие.)
2. Какой известный критик по поводу одного из некрасовских стихотворений высказался так: «А каков Некрасов-то! Сколько скорби и желчи в его стихах!» (В.Г. Белинский – по поводу стихотворение «Родина».)
3 .Как назывался журнал, основанный Пушкиным и взятый Некрасовым в 1946 г. в аренду? («Современник».)
4 .Кто из известных русских писателей был «открыт» Некрасовым – редактором «Современника»?
5 .Как – то раз Авдотья Павловна описала Некрасову сцену, которую ей пришлось наблюдать: « Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое… Швейцар, выметая лестницу, прогнал их, они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде». Какое стихотворение Некрасова «выросло» из этого рассказа? («Размышление у парадного подъезда».)
6. Кто из великих русских литераторов, выступая на похоронах Некрасова, в своей речи осторожно сравнил поэта с Пушкиным и Лермонтовым, и услышал, как в ответ раздались громкие голоса: «Выше! Выше!» (Ф.М. Достоевский.) (На столе разложены карточки с именами героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ведущий зачитывает командам по очереди фрагменты поэмы с описаниями различных героев, команды должны найти карточку с соответствующим именем.)
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю – матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Рука – кора древесная,
А волосы – песок.
(Яким Нагой, мужик
Из деревни Босово.)

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженой,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись выходил.
(Савелий, богатырь святорусский.)
Худой! Как зайцы зимние,
Весь белый, шапка белая
Высокая с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом, как у ястреба,
Усы седые, длинные,
И – разные глаза:
Один здоровый – светится,
А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!
(Князь Утянин(«Последыш»).)
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы – выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
(Ермил Гирин.)


Другой мужик, присадистый,
С широкой бородищею…
(Лука, один из семерых
Крестьян – правдоискателей.)

Осанистая женщина.
Высокая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
(Матрена Тимофеевна, крестьянка.)
Лицо худое, бледное
И волос тонкий, вьющийся,
С оттенком красноты…
(Гриша Добросклонов.)
Высок и тощ до крайности;
На нем сюртук с медалями
Висел, как на шесте.
(Солдат из главы «Пир на весь мир». )
(Ведущий читает командам по очереди некрасовские строки, команды вспоминают, из каких они произведений)
Я Лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем
я спокоен…
Элегия («Пускай вам говорит изменчивая мода…»
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупречно,
Умрёшь не даром… Дело прочно,
Когда под ним струится кровь.
Поэт и гражданин
И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих –
бесплодна и пуста,
Текла среди пиров,
Бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого
тиранства…

(«Родина».)
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
(«Рыцарь на час»)
Знайте и верьте, друзья: благодатна
Всякая буря душе молодой –
Зреет и крепнет душа под грозой.

(«Саша».)
Вынесет все – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только – жить в эту пору прекрасную
Уж не придется ни мне, ни тебе.
(Железная дорога».)
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черед,
Где непокорность тупая –
Дружная сила нужна.
Грянет беда роковая –
Скажется мигом страна.
(«Дедушка»)
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…
(«Размышления у парадного подъезда)


…Еще народу русскому
Пределы не поставлены:
Пред ним широкий путь.
(«Кому на Руси жить хорошо»)
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное…
Русский народ…
(«Сеятелям».)
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
(«Тишина»)
Ведущий: Стихотворения Некрасова очень созвучны полотнам художников-передвижников. Перед вами репродукции некоторых картин. Подберите, пожалуйста, к каждой картине по одному стихотворению Н. А. Некрасова и процитируйте самые подходящие фрагменты этих стихотворений.
1.«Бурлаки» И.Е. Репина


Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
На Волге
2 «Н.А.Некрасов в период ”Последних песен”» И. Н. Крамского.
Я вижу все…А рано смерть идет,
И жизни жаль мучительно.
Я молод,
Теперь поменьше мелочных забот,
И реже в дверь мою стучится голод:
Теперь бы мог я сделать что-нибудь.
Но поздно… Последние песни


3. «Проводы покойника» В. Г. Перова


Савраска увяз в половине сугроба –
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Мороз, Красный нос (часть 1 «Смерть крестьянина»)


4. «Ремонтные работы на железной дороге»
К. А. Савицкого


Мы надрывались под зноем, под
холодом,
С вечно загнутой спиной,
Жили в землянках, боролися
с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.

Железная дорога
5 «Рожь» И. И. Шишкина


Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо страна родная,
За твой врачующий простор!
Тишина
6. «Зеленый шум» А. А. Рылова.


Идет – гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний Шум!
Зеленый Шум (Командам выдаются карточки; на каждой карточке 4 названия стихотворений. Одно из них – не Некрасовское. Нужно его найти)
1 . «В.Г.Белинский»;
«На смерть Шевченко»;
«Смерть поэта»;
«Памяти Добролюбова»;
«Смерть поэта» - написал М. Ю. Лермонтов.
2. «Не говори: «Забыл он осторожность!...»
« Где вы – певцы любви, свободы, мира…»;
« Поэт и толпа »
« Поэт и гражданин »
«Поэт и толпа» - написал Пушкин А. С.
3 . «Еду ли ночью по улице темной…»
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
« В дороге »;
«Тройка »;
« Брожу ли я вдоль улиц шумных…» - написал Пушкин А.С(Даны карточки. В каждой карточке два стихотворных фрагмента, один из которых принадлежит перу Н.А. Некрасова. Нужно определить некрасовские строки и назвать автора второго фрагмента.)
1 .Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


А. Пушкин. Зимнее утро
И снег, до окошек деревни
Лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь –
Все, все настоящие русское было,
С клеймом нелюдимой,
Мертвящей зимы…


Н. Некрасов. Крестьянские дети
2 .Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.
Н.Некрасов. Несжатая полоса (Из четырех вариантов ответа нужно выбрать правильный)
1 .В каком из произведений Н. А. Некрасов прославляет «тип величавой славянки» ?
В поэме «Мороз, Красный нос»;
В цикле «Коробейники»;
В поэме «Русские женщины»;
В поэме « Кому на Руси жить хорошо».


2 .Кого из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасов считает счастливым?
Царя;
мужиков;
попа;
пьяного
3. Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Представил тип своеобразного народного правдолюбца, крестьянского праведника. Это…
Гриша Добросклонов
Яким Нагой
Ермил Гирин
Матрена Тимофеевна
3 .О ком говорится в следующем фрагменте?
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
О Ермиле Гирине;
О Грише Добросклонове
О Якиме Нагом
О деде Савелии.
4. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» проявилась…
социальная сатира
веселый и бодрый юмор
народная трагедия
политический сарказм
5 .В каком из перечисленных отрывков дано определение некрасовской музы?
«…Печалью согрета//Гармония и наших муз и дев…»;
«Муза мести и печали»
«Муза моя просыпается рано…»
«Стала Муза моя // И бледна, и худа…»
6 .Кому из русских поэтов принадлежат слова «Поэтом можешь ты не быть,// Но гражданином быть обязан» ?
Н. А. Некрасову.
К. Ф. Рылееву
А.С Пушкину
А. А Блоку.
7 .Кому из критиков революционно-демократического движения посвящены приведенные ниже строки?
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
В.Г Белинскому;
Н. А. Добролюбову.
Н.Г. Чернышевскому;
Д. И. Писареву.
8. В чем заключается новизна художественного метода Н.А. Некрасова?
В изображении реалистических картин жизни;
в использовании стихотворных размеров, характерных для русской народной песни;
в создании типичной обобщающей картины нравов общества из случайных будничных сцен.
в использовании приема контраста при изображении богатых и бедных.
9. В каком городе поставлен памятник Некрасову?
В Москве
В Киеве
В Немирове
В Петербурге.

«Поэт Николай Некрасов» - В 1838 Некрасов уехал в Петербург для определения в дворянский полк. В 1847-1864 Некрасов состоял в гражданском браке с А.Я.Панаевой. Николай алексеевич некрасов. В 1845-1846 Некрасов жил в Поварском переулке д.13 и в д.19 на набережной реки Фонтанки. Отец - Алексей Сергеевич Некрасов, служил офицером.

«Некрасов о народе» - Заполним таблицу. Интеграция в изучении народной темы. Актуализировать и обобщить знания, полученные учащимися при изучении творчества Н.А.Некрасова. 1861 «Плач детей». «В дороге». Продолжить анализ художественно-поэтического мира Некрасова. 1865 «В полном разгаре страда…». 1847 «Тройка». Изображение народа в лирике Н.А.Некрасова.

«Некрасов поэт» - Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. целое поэтическое государство, живущее по своим законам. Николай алексеевич некрасов. Любовь в стихах Некрасова согревает человека, помогает выжить в жестоком мире.

«Н.А.Некрасов» - Последователи Некрасова. Некрасов в искусстве. Дай твоей неизящности силу. А когда читаешь «Тишину» поэта, то перед глазами предстаёт работа И.И.Шишкина «Рожь». Л.Н.Трефолев обратился к новаторским формам некрасовской поэзии и дал свои разработки. Умер Н.А. Некрасов 27 декабря 1877 года. И многие поэты последующего поколения явились продолжателями традиций Н.А.Некрасова.

«Некрасов Н.А.» - Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Бурлаки на Волге. По стенам гуляющие мухи. «Школьник». «Несжатая полоса». Вид на Волге. Матрена Тимофеевна. Я у двери гроба!... Не плачь! О Волга! С картины В. Перова. «Плач детей». С рисунка О. Шухвостова. О Муза! Творческий путь Николая Алексеевича Некрасова.

«Пушкин и Некрасов» - Онегин. Восстание на Сенатской площади. Фразеологизмы. Стихотворный размер. Уваженье к именам. Несметные толпы. Стихи Пушкина. Два гения одного века. О жизни и творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова. Связь между литературой и историей. Звезда пленительного счастья. Декабриcты. Море пред грозою. Сдавайтесь.

Всего в теме 30 презентаций

Классный час, посвященный 195-летию

со дня рождения Н.А. Некрасова

«Опять я в деревне»

Н.А. Некрасов («Крестьянские дети»)

Цели:

Развивать познавательную активность детей;

Пробуждать интерес к истории своей Родины;

Развивать межличностные отношения в процессе совместной деятельности;

Прививать интерес к книге, к чтению;

Воспитывать культуру общения, эстетические чувства.

Оборудование:

Выставка книг Н.А.Некрасова

Презентация по биографии Н.А. Некрасова;

Диафильм «Дед Мазай и зайцы»;

План

1. Вступление;

2. Презентация «Н.А. Некрасов. Биография»;

3. Поэма «Крестьянские дети» в исполнении учащихся класса;

4. Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы»;

5. Подведение итогов встречи.

«Отмечаем 195-летие со дня рождения великого русского поэта Н.А.Некрасова. Поэзия Некрасова – часть народной культуры.

Н.А.Некрасов – человек с нелегкой судьбой. С раннего детства его мучил вопрос о несправедливом устройстве жизни».

«С поэзией Некрасова знакомимся с раннего детства, продолжаем знакомиться все школьные годы и всю жизнь с удовольствием перечитываем его произведения».

Поэма «Крестьянские дети» звучит в исполнении учащихся класса.

«Для детей Некрасов писал специально. Для него обращение к детям было важным, без скидок на возраст. Он делился с ними возмущением, которое вызывало у него положение простых людей. Некрасову, как детскому поэту, были свойственны юмор и занимательность. Причудливая фантазия и стремительная легкость его стихов вместе с необычайной лексикой вызывали к жизни неожиданные образы, которые навсегда оседали в памяти.

В поэме оживают страницы его детства.

Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры поэта, как магнит привлекало к себе будущего поэта. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирая вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима катался с гор на салазках. Так с самого детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.

Охота была давним увлечением Некрасова. Охота в России издавна была популярна. Богатые люди охотились ради забавы, бедные ради добычи.

Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о создании журнала «Современник», «Отечественные записки», он уезжал в деревню, в родные ярославские края – в Грешнево, а позже в Карабаху или Чудовскую Луку

(под Петербургом).

Некрасов в поэме «Крестьянские дети» ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о деревенских приятелях. В поэме перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью, поэзия крестьянского труда. Крестьянский мальчик 5 – 6 лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В 7 - 8 лет помогал на пашне – управлял лошадью. В 9 лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: ухаживать за скотом, работать в поле, отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К 14 годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а к 15 –ти годам вполне мог заменить отца.

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет девочка осваивала прялку, в 10 лет работала серпом, шила. К 12 – 13 годам девочка в отсутствии родителей полностью вела домашнее хозяйство. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравне со взрослыми. Девочек всему тому, что умела делать сама, учила мать, а мальчиков – отец.

Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Одна из таких школ была открыта благодаря хлопотам Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в 4- х км от Грешнева). Сначала эта школа располагалась в простой крестьянской избе, позже в

1872 г. было построено отдельное здание. Сам поэт и петербургские друзья его внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей.

Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к детской теме, как Некрасов.

Произведение «Дед Мазай и зайцы» всем знакомо с ранних детских лет».

Просмотр диафильма «Дед Мазай и зайцы».

Обсуждение итогов встречи.

В ходе проведения данного мероприятия, поставленные цели и задачи достигнуты.

Мероприятие получилось полезным и интересным

ЮБИЛЕЙ Н.А.НЕКРАСОВА

Труд всегда меня животворил.

Запиши, пока я не забыл.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово, на Украине, где был в то время расквартирован полк, в котором служил его отец. В 1824 году семья Некрасовых переехала в Грешнёво (Ярославской Губернии), где и прошло детство будущего поэта.

О детстве поэта, о его семье сохранилось очень мало свидетельств. Но в стихах Некрасова нашли своё отражение не только многие факты его биографии, переданные удивительно тонко и точно, не только впечатление от отдельных сцен, свидетелем которых он был, но и те чувства и переживания, которые эти сцены у него вызвали.

Вот почему много лет спустя поэт с такой горечью писал о своем детстве:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет;

Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,

Проклятьем на меня легло неотразимым, -

Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов принадлежит довольно к старинному, но обедневшему роду. Человек суровый и своенравный. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты в доме устраивали кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки

Мать Некрасова – Елена Андреевна, женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, она была полной противоположностью грубому и ограниченному мужу. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием детей, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. По словам поэта, она была «певицей с удивительным голосом».

В 1832 году Некрасов вместе со своим братом Андреем поступил в Ярославскую гимназию. Обучение в гимназии было поставлено плохо. Многие учителя слабо разбирались в предметах, которые преподавали. За каждую провинность они сурово наказывали своих воспитанников и учился Некрасов неровно, но товарищи любили его за живой и общительный характер. Летом 1837 года Некрасов оставил гимназию.

Некрасову не было ещё семнадцати лет, когда он, преисполненный самых разных надежд, приехал в Петербург. Тяжёлое наступило время. В университет поступить не удалось: слишком скудны оказались знания, полученные в гимназии. Но жизненные невзгоды не сломили Некрасова, не поколебали в нём страстного желания учиться. Он продолжал мечтать о поступлении в университет и упорно готовился к экзаменам. Осуществить свою мечту так и не удалось.

По совету одного из своих знакомых Некрасов решил собрать свои напечатанные и рукописные стихотворения и издать их отдельной книжкой под названием «Мечты и звуки». Сборник «Мечта и звуки» вышел в начале 1840 гола. Своё имя Некрасов скрыл под инициалами Н.Н. Как и предполагал Жуковский, книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней в целом довольно благосклонно. Только В.Г.Белинский, по словам поэта, обругал его.

В середине 1840 года начинается активная деятельность Некрасова как издателя. Поэт оказался прекрасным организатором. Некрасов выпустил два тома альманаха: «Физиология Петербурга», а в 1846 году – «Петербургский сборник», которые были тепло встречены публикой и получили высокую оценку передовой критики в лице Белинского.

С помощью друзей поэт вместе с писателем И.И.Панаевым в конце 1846 гола взял в аренду журнал «Современник».

Творчество Некрасова в 1868-1877 годах отличалось удивительным разнообразием. В это время он пишет лирические стихотворения, историко-революционные поэмы «Дедушка», «Русские женщины», наконец, величайшую эпопею народной жизни «Кому на Руси жить хорошо».

Ещё в начале 1850 года Некрасов серьёзно заболел. Он предпринял издание сборника стихов, для которого отобрал лучшие произведения. Сборник «Стихотворения Н.Некрасова» вышел весной 1856 года. Его появление стало важным общественным и литературным событием. В сборник вошли произведения, в которых содержался призыв к социальным преобразованиям, к борьбе против всех форм эксплуатации и угнетения.

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Вот ещё одна красивая картина –

Запиши, пока я не забыл.

Да не плачь украдкой! – Верь надежде,

Смейся, пой, как пела ты весной,

Повторяй друзьям моим, как прежде,

Каждый стих записанный тобой…

Осенью 1877 года Некрасову стало совсем плохо. Вечером 27 декабря 1877 года Некрасов скончался. Морозным декабрьским утром от квартиры Некрасова на Литейном проспекте в сторону Новодевичья кладбища двинулась похоронная процессия. Гроб всё время несли на руках. Над могилой поэта с речами выступали В.А.Панаев, Ф.М.Достоевский. «Он был выше Пушкина!» -закричали Многие. Это было мнение передовых русских людей, считавшие Некрасова одним их величайших поэтов.

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ » 5 класс

Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...


- Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!-
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем...

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА» 6 класс

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...

Размышления у парадного подъезда ( СТИХОТВ.) » 6 класс

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь - в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти",- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

Колыбельная песня ( Стихотвор) 7 класс

Спи, пострел, пока безвредный!
Баюшки-баю.
Тускло смотрит месяц медный
В колыбель твою.
Стану сказывать не сказки -
Правду пропою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По губернии раздался
Всем отрадный клик:
Твой отец под суд попался -
Явных тьма улик.
Но отец твой - плут известный -
Знает роль свою.
Спи, пострел, покуда честный!
Баюшки-баю.

Подрастешь - и мир крещеный
Скоро сам поймешь,
Купишь фрак темно - зеленый
И перо возьмешь.
Скажешь: "Я благонамерен,
За добро стою!"
Спи - твой путь грядущий верен!
Баюшки-баю.

Будешь ты чиновник с виду
И подлец душой,
Провожать тебя я выйду -
И махну рукой!
В день привыкнешь ты картинно
Спину гнуть свою...
Спи, пострел, пока невинный!
Баюшки-баю.
Тих и кроток, как овечка,
И крепонек лбом,
До хорошего местечка
Доползешь ужом -
И охулки не положишь
На руку свою.
Спи, покуда красть не можешь!
Баюшки-баю.
Купишь дом многоэтажный,
Схватишь крупный чин
И вдруг станешь барин важный,
Русский дворянин.
Заживешь - и мирно, ясно
Кончишь жизнь свою...
Спи, чиновник мои прекрасный!
Баюшки-баю.

Русские женщины ( ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 8 класс


Покоен, прочен и легок
На диво слаженный возок;

Сам граф-отец не раз, не два
Его попробовал сперва.

Шесть лошадей в него впрягли,
Фонарь внутри его зажгли.

Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...
Куда-то едет в эту ночь...

Да, рвем мы сердце пополам
Друг другу, но, родной,
Скажи, что ж больше делать нам?
Поможешь ли тоской!

Один, кто мог бы нам помочь
Теперь... Прости, прости!
Благослови родную дочь
И с миром отпусти!

Бог весть, увидимся ли вновь,
Увы! надежды нет.
Прости и знай: твою любовь,
Последний твой завет
Я буду помнить глубоко
В далекой стороне...
Не плачу я, но нелегко
С тобой расстаться мне!

О, видит бог!... Но долг другой,
И выше и трудней,
Меня зовет... Прости, родной!
Напрасных слез не лей!
Далек мой путь, тяжел мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись - я дочь твоя!

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС (ОТР. ИЗ ПОЭМЫ) 9 класс

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.

Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...

Кому на Руси жить хорошо (отрывки) 10 класс

Носила я Демидушку

По поженкам... лелеяла...

Да взъелася свекровь,

Как зыкнула, как рыкнула:

"Оставь его у дедушки,

Не много с ним нажнешь!"

Запугана, заругана,

Перечить не посмела я,

Оставила дитя.

Такая рожь богатая

В тот год у нас родилася,

Мы землю не ленясь

Удобрили, ухолили,-

Трудненько было пахарю,

Да весело жнее!

Вдруг стоны я услышала:

Ползком ползет Савелий-дед,

Бледнешенек как смерть:

"Прости, прости, Матренушка!-

И повалился в ноженьки.-

Мой грех - недоглядел!.."

Заснул старик на солнышке,

Скормил свиньям Демидушку

Придурковатый дед!..

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку -

Да поздно было звать!..

РУСЬ 10 класс

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

В рабстве спасенное

Сердце свободное -

Золото, золото

Сердце народное!

Сила народная,

Сила могучая -

Совесть спокойная,

Правда живучая!

Сила с неправдою

Не уживается,

Жертва неправдою

Не вызывается,-

Русь не шелохнется,

Русь - как убитая!

А загорелась в ней

Искра сокрытая,-

Встали - небужены,

Вышли - непрошены,

Жита по зернышку

Горы наношены!

Рать подымается -

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!