Л андреев произведения. Краткая биография леонида андреева. Романы и повести

Русская литература Серебряного века

Леонид Николаевич Андреев

Биография

Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.

Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать «и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку». В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства «чувствовал страстное влечение к живописи», много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то «все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом». Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.

В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно, но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете «Московский вестник». Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету «Курьер». Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ «Баргамот и Гараська» (1898), опубликованный в «Курьере», привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ «Петька на даче» (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе «Большой шлем» и «Ангелочек», которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство «Знание», возглавляемое Горьким, публикует «Рассказы» Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - «Жили-были». Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы «Город» (1902), «В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - «Мысль» (1902), «Жизнь Василия Фивейского» (1903), «Призраки» (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ «Красный смех», определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса «К звездам», проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом «Так было», скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как «Савва», «Тьма», «Царь Голод», философские драмы - «Жизнь человека», «Черные маски», «Анатэма». В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю». Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - «Записки сатаны». Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.

Андреев Леонид Николаевич появился на свет 9 августа 1871 г в городе Орле. Его отец был чиновником. С шести лет начал читать, и читал очень много. В одиннадцатилетнем возрасте был принят в орловскую гимназию, а в 1891 г ее закончил. С малого детства его тянуло к живописи, очень много писал картин, хотя нигде не учился. В итоге его полотна были на выставках рядом с картинами профессионалов. Далее учился на юриста в московском университете. В будущем хотел стать присяжным поверенным, но непредвиденно поступило предложение на должность судебного репортера в местной газете «Московский вестник». Через пару месяцев сменил газету на «Курьере». В этой газете напечатал свое первое творение «Баргамот и Гараська» в 1898 г. Некоторые сюжеты своих рассказов он брал из жизни – «Петька на даче» 1899 г. В течении следующего года Андрее пишет рассказы «Большой шлем», «Ангелочек».

Год 1901, в издательстве «Знание» печатают «Рассказы» Андреева, среди которых также «Жили-были». В рассказах «Город» 1902 г и «В большем шлеме» автор переживает озабоченность за отдаление от духовного своего современника. Ему также интересны темы смерти и безумия, рокового случая судьбы – рассказы «Мысль» 1902 г, «Жизнь Василия Фивейского» 1903 г. «Красный смех» 1904 г – это крик души о безумии войны, которая начинает преобладать над миром(разгар русско-японской войны). В 1905 Андреева заключают в тюрьму, за помощь революционерам. Позже у него появились сомнения в убеждениях революции. И на бумаге появились пьеса «К звездам» и рассказ «Так было». «Савва», «Тьма», «Царь Голод» - творения в модернистской манере, и философские драмы – «Анатэма», «Жизнь человека», «Черные маски», были напечатаны в 1907 – 1910 гг. В эти же годы писатель начинает сотрудничество с альманахами издательства «Шиповник».

(1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана .

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом , но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета ; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем . Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета . В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» .

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца , который и вызвал впоследствии смерть писателя . После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете , что открыло ему дорогу в адвокатуру , которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер ». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание» , объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь» .

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко . За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».

Андреев Вадим. Детство, с. 156-159

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил , который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира »). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу . На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Произведения Леонида Николаевича Андреева завораживают. Они поражают глубиной знания писателем самых темных, самых неожиданных закоулков человеческой души, убедительностью самых фантастических ситуаций, необычностью взгляда писателя на многие, давно известные вещи. На мой взгляд, Леонид Андреев самый мрачный писатель русской литературы после Достоевского. Он не просто раскрывает во многих своих произведениях тщету человеческого стремления к счастью и свету, но иногда и призывает (как например, в рассказе «Тьма»): «Погасим же огни и все полезем во тьму! Стыдно быть хорошим!». Но этот призыв не значит, что писатель был сторонником «мирового зла», просто само время, в котором жил и творил писатель, не оставляло места для светлых переживаний.

Полагаясь на свое и в самом деле богатое воображение, Андреев во многих произведениях стремился создавать образы с помощью только своей интуиции и нервной впечатлительности, мысленно ставя себя в положение героя. Этот же прием Андреев применил и при создании «Рассказа о семи повешенных». Это произведение, по моему мнению, является самым искренним из всех, прочитанных мною, наиболее полно отражающим все грани творчества писателя.

Сюжет «Рассказа о семи повешенных» предельно прост и поэтому так трагичен: охранка, по доносу провокатора, арестовала членов «боевой летучей группы», готовившей покушение на министра. Пятеро революционеров, двое из которых - женщины, брошены в тюрьму. Создавая образы семи осужденных, Андреев показывал себя тонким мастером характеристики и психоанализа. Образы, нарисованные писателем, навсегда врезаются в память. Профессиональный революционер Вернер, жизнерадостный Сергей Головин, сосредоточенная Муся, заботливая Таня Ковальчук, несчастный Василий Каширин, лихой Цыганок, тупой Янсон - все они, как живые, предстают перед читателем. Всех их объединяет одно - близость смерти. Различно только отношение к ней. Кто-то из них «умер» еще до казни, а для кого-то смерти вообще не стало, как, например, для Вернера и Муси. У Андреева явно не хватает слов, чтобы передать ощущение бессмертия. Особое место занимает в рассказе глава «Поцелуй - и молчи», В ней с огромной силой показаны переживания Сергея Головина и его родителей на последнем свидании. Не хватает слов, захватывает дух от ощущения того неизбывного горя, той непередаваемой душевной муки, которую испытывают мать и сын на последнем свидании. Сюжет «Рассказа о семи повешенных», не очень сложен, его можно свести к трем этапам: суд, тюрьма, казнь.

И весь рассказ представляет собой картину непрерывно сменяющих друг друга психологических переживаний, основная тема которых - взаимоотношения человека и смерти. По стилю «Рассказ о семи повешенных» полностью характерен для творчества Леонида Андреева. Внутреннее напряжение при ровном темпе рассказа, драматизм повествования, сгущенность квасок, сплетение реального и иррационального - все это присутствует в этом рассказе. По-моему, он не только принадлежит к лучшим созданиям писателя, но и навсегда вошел в историю русской литературы.

К сожалению, творчество Л. Андреева было предано забвению. Да и сейчас редкий читатель открывает страницы его книг. А жаль, потому что своими творениями Л. Андреев формировал в человеке чуткость и внимание ко всем вопросам бытия. Я думаю, творческое наследие Л. Андреева еще будет оценено по достоинству. И мои современники, и будущие поколения будут открывать для себя смелые мысли Андреева о жизни, о вечном разуме Вселенной, о судьбе человека, об окружающем мире. Произведения Л. Андреева сложны для поверхностного восприятия, но тем они и прекрасны, потому что дают возможность остановиться и подумать над вечными проблемами.

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Леонид Андреев считается родоначальником экспрессии в русской литературе. Ниже мы собрали основные факты о жизни и представляем вашему вниманию краткую биографию Леонида Андреева.

Семья, детство и любопытные факты

Родился будущий писатель в городе Орел, отец его Николай Иванович Андреев был землемером-таксатором и достаточно состоятельным человеком, а мать Анастасия Николаевна Пацковская была дочерью одного помещика из Польши, который, правда, разорился.

Уже в маленьком возрасте Леонид интересовался чтением и литературой. В 1882 году поступил в орловскую классическую гимназию, где проучился вплоть до 1891 года. Ему близки были Шопенгауэр и Гартман, если говорить об их творчестве, и юноша с удовольствием читал их произведения. Творчество этих людей, несомненно, в будущем сильно повлияло на творческую биографию Леонида Андреева.

Леонид Андреев был наделен большой впечатлительностью и хорошим воображением, однако в юности это не всегда оказывалось полезным для него. Как-то раз в биографии Леонида Андреева произошел удивительный случай - находясь в порыве эмоций, и под большим впечатлением, Андреев решился попытать свою волю и мужество, для чего лег на железнодорожные пути в то время, как над ним прошел паровоз. К счастью семнадцатилетний юноша остался цел и невредим.

Образование и первые произведения в биографии Леонида Андреева

После окончания гимназии Леонид Андреев решил поступить в Петербургский университет и отучиться на юриста. В то время финансовое положение было крайне тяжелым, поскольку умер отец Андреева, а сам Леонид стал сильно выпивать. Бывали дни, когда он сидел впроголодь. Литературная биография Леонида Андреева началась с того, что живя в Петерберге, он начал писать свои первые произведения - это были небольшие рассказы. Однако опубликовать их не удалось, а редакция даже несколько усмехнулась, прочитав его первые труды.

Вскоре за большие задолженности по оплате обучения Леонида Андреева отчислили с Петербургского университета, и писатель отправился в Москву. Там он не опустил руки, потому что поступил снова на факультет по юриспруденции, только в Московский университет. Здесь с финансами было попроще, в Москве было много товарищей, которые помогали деньгами, а кроме того, как отметил позже сам Андреев, помощь оказывал и "комитет".

Говоря о биографии Леонида Андреева, нельзя не упомянуть о том, что в 1894 году Андреев испытал любовное разочарование, причем настолько сильное, что писатель даже пытался наложить на себя руки. Однако выстрел оказался неудачным. Леонид Андреев покаялся в содеянном в церкви, но приобрел пожизенный сердечный порок, который в будущем и стал причиной смерти.

Бедственные времена продолжились. Андреев снова был в сильной нужде. Кроме того, что нужно было обеспечивать себя, он кормил мать, а также помогал братьям и сестрам, которые также переехали в Москву. Приходилось зарабатывать чем придется, Андреев даже рисовал на заказ портреты.

Успехи в литературной биографии Леонида Андреева

В 1897 году Леонид Андреев прекрасно справился с выпускными экзаменами, и получил возможность работать адвокатом, чем он и жил до 1902 года. А сразу после этого перешел на работу в газеты "Курьер" и "Московский вестник", где работал журналистом. В биографии Леонида Андреева любопытно отметить, что под своими фельетонами он ставил подпись в виде псевдонима James Lynch.

Ощутимый рывок в творческой биографии Леонида Андреева произошел в 1898 году. Этот год отметился тем, что газета "Курьер" напечатала дебютное произведение Леонида Андреева "Баргамот и Гараська" (читайте краткое содержание "Баргамот и Гараська"). Андреев сказал, что по сути этот рассказ - подражание Диккенсу (читайте краткую биографию Чарльза Диккенса). Однако благодаря этому рассказу на Андреева обратил внимание Максим Горький (читайте краткую биографию Максима Горького). Горький предложил Леониду Андрееву вступить в объединение "Знание", которое составляли по большей части молодые писатели.

Если говорить о настоящей славе в биографии Леонида Андреева, то надо сказать, что она появилась в 1901 году, когда журнал "Жизнь" опубликовал рассказ Андреева "Жили-были".

Последние годы

После Октябрьской революции Андреев сказал, что он ее не смог понять и принять. А когда от России отделилась Финляндия, Леонид Андреев оказался в статусе эмигранта, в то время он пишет проникнутые ненавистью к большевикам сочинения "Дневник Сатаны".

От порока сердца, приобретенного в юности, Леонид Андреев умер в 1919 году в Мариоках.

Если вы уже ознакомились с биографией Леонида Андреева, вы можете поставить свою оценку писателю вверху страницы. Кроме того предлагаем вам посетить раздел Биографии , где вы сможете прочитать о других популярных авторах.