Классный час на тему "человек отражается в своих поступках". План-конспект классного часа « Поведение при конфликте? Тренинг «Покажи свое настроение»

Тема классного часа: Учитесь управлять собой (Инсценировка)

Цель: способствовать реализации невостребованных резервов организма подростков, улучшению их здоровья.

Действующие лица:

Вася, ученик 10 класса.

Позитивное отношение к жизни.

Разумный образ жизни.

Вася (лежа на диване). Надоела вся эта жизнь. Одно и то же: в школе - учителя зудят, дома - родители пристают, в тусовке - одни и те же тупые разговоры. Мрак и беспросветность, настроение на нуле. Делать ничего не хочу, лежал бы целыми днями на диване и плевал в потолок. (Включает телевизор.)

Телевизор (бодрым голосом диктора). Друзья! Как прекрасно осознавать, что ты живешь, и уж только поэтому испытывать счастье! Мы обладаем бесценными дарами: мозгом - чтобы мыслить, мечтать, глазами - чтобы видеть прекрасную природу, красивые лица, слухом - чтобы слышать музыку, пение птиц, шелест травы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от жизни, и вопрос только в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, радоваться.

Вася (выключая телевизор). Опять чушь какую-то по ящику несут. Слушать противно. Вот был бы человек самонастраивающейся системой, как компьютеры будущего, половина проблем бы решилась. А то, чтобы уйти от депрессухи, сколько сейчас ребят на наркотики подсело! Чему радоваться-то, все противно, все болит. Посплю-ка я лучше, пока предки с работы не пришли.

Отворачивается к стенке и засыпает.

Внутренний голос № 2. А главное - он и не пытается выйти из замкнутого круга, ведь никто его этому не учил. Надо бы ему помочь, ведь он совсем юный и пока еще полон сил. Давай позовем две Главные Опоры в жизни. Они, как видения, явятся во сне к Васе и все растолкуют.

Появляются Главные Опоры: Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни.

Мой юный друг! Пойми, ведь ты не живешь, а безрадостно функционируешь и в суете не замечаешь, как летят дни, месяцы, годы. Вместо того чтобы с юмором относиться к своим неприятностям, ты тягостно их переживаешь, копишь недовольства и обиды, отчего страдаешь прежде всего сам. А ведь неурядицы, жизненные противоречия - это норма жизни, они не должны занимать в нашем сознании больше места, чем того стоят. «Юмор - соль жизни, - говорил Карел Чапек, - кто лучше просолен, дольше выдержит». Главная мудрость состоит в том, чтобы радоваться каждому мгновению. Эта мудрость приходит не сразу, но к ней необходимо стремиться, тогда уныние тебя никогда не настигнет. Давай попробуем посмотреть, сможешь ли ты найти радость в такой ситуации: раннее утро, понедельник, звенит будильник, пора вставать и идти в школу.

Вася (во сне). Разве этому можно радоваться? А впрочем... Почему бы не попробовать стать другим, вот народ-то удивится. Надо будет начать почаще улыбаться и поменьше строить из себя крутого. В конце концов в этом есть какой-то азарт!

Позитивное отношение к жизни . Вполне правильное решение. Смотри, не забудь про него, когда проснешься.

Позитивное отношение к жизни . Кроме мысленного самовнушения, есть и иной способ самозащиты от отрицательных эмоций - мышечная разрядка с помощью физических упражнений. У предков человека после сильных эмоций всегда следовала интенсивная физическая нагрузка: они защищались, нападали или убегали. У современного человека подавляемый гнев направляется внутрь организма, оказывая избыточное воздействие на внутренние органы, поэтому любые переживания сложных ситуаций связаны с ухудшением самочувствия.

Вася (во сне). Это значит, на уроке после конфликта с учителем надо поднять руку и сказать: «Мария Ивановна, отпустите меня в тренажерную, мне нужна мышечная разрядка?» Да она меня сразу же к директору отправит, а сама за валидолом полезет, хотя ей тоже бы следовало в тренажерную отправиться!

Позитивное отношение к жизни. Вася, во-первых, я надеюсь, что ты пе забыл про свои намерения прекратить лезть на рожон, а во-вторых, если вдруг и случится такая оказия, то это не значит, что надо куда-то бежать: вполне достаточно попеременно начать сокращать, к примеру, икроножные мышцы. А кстати, человек сжимает и разжимает кулаки именно в конфликтной ситуации, подсознательно снимая этим напряжение.

Разумный образ жизни . Буду надеяться, что тебя удалось немного убедить в том, что относиться к жизни надо радостно. Жизнь - это величайшая ценность во всех своих проявлениях, а полноценная жизнь немыслима без здоровья. Сократ говорил о том, что тело человека не болеет отдельно и независимо от его души, значит, физическое и психическое здоровье человека тесно взаимосвязаны. Каждый человек может научиться сознательно влиять на свое здоровье, своевременно и постоянно восстанавливать физические, психические и духовные жизненные силы.

Вася (во сне). Ну, сейчас опять пойдут разговоры про здоровый образ жизни. Нам про это на каждом уроке биологии рассказывают, только мы все равно ничего не слушаем. Взрослые говорят одно, а сами пьют, курят, едят что попало, смотрят ночами напролет всякую муть по телевизору.

Разумный образ жизни . Каждый из нас имеет свободу выбора, и чем человек больше знает, тем он более свободен в своем выборе, тем он более сознательно это делает. Я хочу, чтобы ты, к примеру, знал, что, по подсчетам ученых, кроме ночного сна, человек должен посвящать своему здоровью и отдыху ежесуточно около трех часов. Большую часть этого времени следует отводить на физические нагрузки, разумное питание, закаливание, бывать на природе.

Вася (во сне). А где взять время и силы? И так от усталости еле ноги передвигаешь, а тут еще дополнительно три часа напрягаться! Я даже постель не застилаю, чтобы прийти из школы и рухнуть на койку.

Разумный образ жизни . Весь фокус состоит в том, что чем меньше ты двигаешься, тем быстрее ты устаешь от малейшего напряжения. Попробуй завтра встать на полчаса раньше, размяться с гантелями под любую музыку, принять душ, выходя из дома, забыть про лифт и не ехать в переполненном автобусе, а идти пешком. Уверяю, что ты явишься на занятия не вялым и расслабленным, как всегда, а достаточно бодрым, и сможешь эффективно воспринимать объяснения учителя.

Вася (во сне). Ладно уж, если начинать новую жизнь, то во всем. В конце концов, бросить это я всегда успею. А вообще я слышал, что есть и другие способы разгрузки, кроме этих, общеизвестных.

Разумный образ жизни. Действительно, они есть. Один из них - мышечное расслабление, с помощью которого можно добиться совершенствования своей психики и тела. Расслабляя мышцы, ты даешь полноценный отдых всему организму, избавляешься от разных болей, устраняешь многие психические комплексы. Вспомни напряженные лица людей в транспорте - наморщенные лбы, плотно сжатые рты, и научись «разморщиниваться»: слегка разомкни зубы и губы, улыбнись глазами - совсем другое лицо! Помнится, ты переживал, что человек - не самонастраивающаяся система, так вот на мышечном расслаблении построена древнеиндийская система гимнастических упражнений - йога, освоив которую, можно научиться приемам саморегуляции и сделать шаг вперед в своем психофизическом совершенствовании.

Вася (во сне). Да, я знаю, что йогой можно достичь забойных результатов. У нас в компании был парень, который этой гимнастикой так увлекся, что у него все в жизни наладилось: и отношения с родителями, и в школе, и учиться стал значительно лучше. Я вообще доверяю древним рецептам оздоровления больше, чем этому современному здоровому образу жизни.

Разумный образ жизни . Должен тебе сказать, что здоровому образу жизни учили еще древние мыслители. Великий Гиппократ говорил об умеренности в еде, бесполезности чрезмерно длительного сна и вредности недосыпания, о благотворном влиянии физических нагрузок, в том числе прогулок на свежем воздухе. Он имел все основания давать советы о том, как сохранить здоровье и удлинить свою жизнь, поскольку сам прожил 92 года при средней продолжительности жизни в то время 25-35 лет.

Вася (во сне). Смотри-ка, действительно все, как у нас. А вот как ты можешь объяснить такую историю? Однажды в очередной раз я со всеми поссорился и мне было очень плохо. В гот день я проходил мимо театра, мне предложили лишний билет, и я его купил. Спектакль был очень трогательный, и у меня во время действия пошли по всему телу мурашки и даже слезы выступили, хотя ничего трагического и страшного на сцене не было. От этого переживания вдруг пришло ощущение радости жизни, я понял, что все будет хорошо.

Разумный образ жизни . Молодец, ты точно описал состояние, которое в психологии называется катарсис. Оно определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведений искусств, природы. Это отличный способ освободиться, вытеснить тяжелые, иногда мучительные переживания положительными, достичь состояния внутреннего облегчения. Создавая себе условия для чувственной эстетической разрядки, можно регулировать свое самочувствие.

Вася (во сне). Катарсис - это конечно, классно, это бывает нужно. Понимаешь, не только я, но и многие мои приятели живут в постоянном напряжении, состоянии тревоги, как бы все время ожидаем неприятностей, даже если к тому нет никаких причин.

Разумный образ жизни. Прежде чем впадать в уныние по поводу предстоящей неприятности, сделай следующее:

1. Осмысли и максимально проясни для себя предстоящую ситуацию.

2. Сняв тревожный фактор неопределенности, проиграй в лицах свою роль.

3. Проанализировав другие подобные ситуации, прими решение о том, с чем тебе по силам справиться сейчас.

4. Представь, как ты будешь себя вести в случае краха.

5. Нельзя недооценивать ситуацию, но ни к чему и излишняя ее драматизация. В любом случае надо всегда помнить, что большинство событий ничтожны по сравнению с твоей возможностью жить, любить, с возможностью все изменить и начать сначала.

Позитивное отношение к жизни и Разумный образ жизни (хором). Прощай, Вася. Мы будем рады навестить тебя снова. Помни, что полноценная жизнь любого человека основана на законе единства физического и психического здоровья. Организуй себя во благо долгой, полноценной и желанной жизни, помни о душе и теле, не давай им лениться.

Вася (просыпаясь). Ведь приснится же такая глупость. А впрочем, глупость ли? Что если со мной произошло такое же самое прозрение, как и с Менделеевым, когда он во сне увидел таблицу? Надо будет рассказать своим. Ну их, засмеют ведь...

А что если все это испробовать на себе? Вроде я все запомнил, голова ясная, как никогда. Решено: в конце концов я ничего от этого не потеряю, а может, наоборот, приобрету.

Цель:

  • развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;
  • научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;
  • дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;
  • выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;
  • активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера;

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа.

  • Подготовить аудиторию.
  • Разделить группу студентов на 3 микрогруппы.
  • Размножить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества».
  • Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.
  • Напечатать карточки с разными эмоциональными состояниями: восторг, радость, страх и др.
  • Провести анкетирование студентов на коммуникативную толерантность.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  • Компьютер, проектор, презентация классного часа.
  • На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).
  • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.
  • На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя .

Сегодня наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас не правильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем мы негодуем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С таким мы встречаемся ежедневно.

Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя как все и ладно. А ладно ли? Вот что говорят результаты анкетирования, проведенного в нашей группе.

Результаты анкетирования студентов. (Проанализировать диаграммы ответов учащихся).

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».Это слова И.Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

– Как вы считаете, девочки, знаете ли Вы себя?

– Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке.

По желанию, учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.

Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного вам поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …
  2. Когда от меня требуют послушания, я …
  3. Когда меня просят не грубить, я …
  4. Если мне приходиться выступать перед большой публикой, я …
  5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!», то ты …
  6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …
  7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…
  8. Ты опаздываешь в колледж. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?
  9. Ты дежурная по кабинету. Подметая пол, ты нашла деньги. Что ты сделаешь?
  10. Несколько человек в группе агитируют, чтобы уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?
  11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?

– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

Задание № 3. «Улови настроение группы».

Трем студентам предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость) по подгруппам. Вернувшись в кабинет, студенты должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в группе).

Вопросы студентам:

  • Трудно ли было Вам уловить настроение других студентов?
  • По каким признакам (жестам, мимике) Вы могли это определить?

Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

Трем студентам предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Студентам предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому студенту необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1 . После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые, должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

Вопросы студентам:

  • Согласны ли вы соблюдать их?
  • Что может помешать в нашей группе не соблюдать этих правил
  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы студентов).

– Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.

Заключительное слово педагога: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А.Сухомлинский)

Формы раздаточного материалы и варианты оформления класса в

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час в 7 классе.

Можно ли научиться управлять собой?

Побирей Лариса Александровна

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

1. Раскрыть понятия тревожность и стресс.

2. Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

3. Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

4. Обучить навыкам саморегуляции.

Форма работы : Занятие с элементами тренинга

Ход занятия

  1. Учащимся предлагается поработать в группах и определить тему и цель занятия.

У читель: Послушайте несколько примеров и определите тему и цель занятия.

Слайд №1

  1. Марафонец
  2. Посланец наполеона
  3. Врач Леонид Рогозов

(См. модульный курс стр.35)

  1. Блок анализа и оценки

Как выражение «Учитесь властвовать собой» связано с темой занятия?

Слайд №2

Очень многие люди умели и умеют владеть собой, но есть и другие…

Слайд №3,4,5

А теперь определите, когда, в каких ситуациях необходимо владеть собой, своим поведением, своими поступками?

Приложении 1

Какими последствиями для одной и другой группы оборачиваются эти умения

Приложении 2 (5 мин)

Какие внутренние рычаги помогают управлять поведением человека?

Приложении 3

Расшифруйте понятия:

Самоубеждение

Самовнушение

Приложении 4

  1. Блок самоанализа и самооценки

Какой из методов управления поведением вами более принимаем? Почему?

Отработка приёмов самоубеждения

Ясчитаю, что в моём характере эта черта мне…

Аргументы за Аргументы против

  1. А ещё когда нам нужно владеть собой?

(В стрессовых ситуациях)

Какую ситуацию можно назвать стрессовой?

Давайте проведем тест и выясним, насколько вы стрессоустойчивы

  1. Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либ о с просьбой о помощи?

Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
  1. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?

3 часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.

  1. Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.

  1. О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда - 0.

  1. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.

  1. Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
  1. Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1. Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

  1. Любите ли вы давать советы?

Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.

  1. Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.

  1. Как Вы говорите?

Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.

А теперь подсчитаем баллы.

От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.

Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?

Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: «Веселый человек всегда выздоравливает». Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации – это смех.

Класс делится на 3 группы:

1 ряд – «смелые»

2 ряд – «ловкие»

3 ряд – «находчивые»

Цель: «Смех – дело серьезное» - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.

Задание: я называю жизненную ситуацию – вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.

Задание 1 команде:

Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: «Что стоишь, как корова?»

Задание 2 команде:

Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: «Откуда появился этот неопознанный объект»?

Задание 3 команде:

Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: «Не голова, а дом Советов».

Вопрос на засыпку: «Почему у бублика дырка в виде круглика?»

А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .

Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

– Итак, у нас получилось 2 колонки.

– Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

– Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (учитель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

– Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

V. Практический блок.

1. Чтение рассказа «Вот если бы все было не так» Из цикла сказок о «Веселом Памси»

– Предлагаю послушать небольшую детскую историю про дракончика Памси, который всегда говорил: «Вот если бы все было не так…» и попал в состояние напряжения и грустил.

Дракончик Памси продолжал грустить, и был очень удивлен, когда его друг посоветовал ему прогонять темные мысли, когда только пожелаешь. Ему очень хотелось узнать, как же можно сделать это, и он с нетерпением ждал, когда же Друг научит его.

– Итак, Ты, Памси, грустишь из-за того, что не выдыхаешь огонь, как это делают взрослые драконы, и твоя шерсть не такая гладкая, как у них. Твой папа не живет с вами, и тебя это очень огорчает. У тебя остается мало времени для развлечений с друзьями, из-за того, что тебе нужно гулять с младшим братом? Ты не можешь все это изменить, но ты можешь изменить свои мысли об этом.

Попробуй подумать обо всем этом по-другому, как бы с другой стороны, а мысли выбирай только светлые. Памси был удивлен.

– Как это – только светлые? – спросил он.

– Очень просто! Ты собирал когда-нибудь цветы на лугу? Ты выбираешь лишь те, которые тебе нравятся, – Друг наклонился и сорвал два цветка.

– Назовем один из них «Даже если…», а другой – «В любом случае…». Это один из способов избавления от темных мыслей. Мы постараемся обо всем, что тебя огорчает, думать по-другому при помощи этих слов. Говори их вместо слов сожаления, которые ты повторял, когда грустил.

Вместо слов «Вот если бы все было по-другому» говори так: «Даже если я не умею выдыхать огонь, как взрослые, в любом случае, у меня есть друзья, такие же как я, и хотя они тоже пока многого не умеют делать, как взрослые, нам бывает очень хорошо вместе. Даже если папа не живет с нами, я могу с ним видеться, когда захочу. Даже если мне приходится гулять с младшим братом, в любом случае, нам с ним бывает очень весело, и у меня остается время поиграть с друзьями.

Памси сделал большие глаза – оказалось, что изменять мысли не так уж и сложно!

– Неужели, это помогает прогонять темные мысли и исправлять плохое настроение? – спросил он Друга.

– Очень даже помогает, но иногда приходится повторять эти слова много раз, пока настроение не станет лучше.

– Как твое настроение сейчас? – спросил Друг.

– О! Намного лучше! Но я хочу еще потренироваться. Это гораздо лучше, чем ждать, когда все пройдет само собой.

Обсуждение.

– У каждого из нас бывают ситуации, которые нас огорчают, однако не стоит надолго «застревать» на грустных мыслях.

Вывод – мы не можем изменить ситуацию, но мы можем сами выбирать, о чем думать и как думать. Итак, давайте сейчас внесем в колонку здоровые способы запись: правильные мысли – «Даже если… В любом случае…» (Психолог вносит в колонку здоровые способы).

Оказывается, мы можем с помощью правильных мыслей и слов менять ситуацию. Давайте потренируемся.

3.Что делать в ситуации напряжения.

– Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение

А) Успокойтесь.

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

Медленно сделай глубокий вдох.

Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

Медленно выдохни.

Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции

Упражнение 1 «Продумай заранее».

Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

Подумайте, что скажете и что сделаете.

Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

Сядьте спокойно в комфортной позе.

Закройте глаза.

Медленно расслабьте мышцы.

Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

А теперь ребята я прошу вас дать мне несколько советов

У меня произошла следующая ситуация: я была очень расстроена вашим поведением во время митинга 9 Мая. Как я должна была успокоиться? Помогите!

А теперь мои советы вам (Памятки раздать)

Рефлексия.

Слайд №6

Приложение

ПАМЯТКА

Учись владеть собой!

  • Любое дело согласовывай с жизнью.
  • Тщательно выбирай линию поведения.
  • Прислушивайся к мнению взрослых.
  • Анализируй своё мнение и мнение других людей.
  • Критически относись к собственному выбору линии поведения

Если ты оказался в ситуации тревожного состояния

А) Успокойся

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Постарайся восстановить дыхание

Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и сосчитай до четырех. Медленно выдохни.

Повтори процедуру 4-5 раз.

В) Постарайся расслабиться

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Обучайся навыкам саморегуляции

Упражнение №1. «Успокойся».

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать

Упражнение №2. «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

    Повелевать собой – величайшая власть. Сенека

    Можно ли научиться управлять собой?

    Цель: 1. учиться владеть собой в различных ситуациях; 2. Составление практических советов, правил, которые помогут понимать себя и не конфликтовать по мелочам с другими людьми

    Правила работы в группе В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

    Человек может управлять своим поведением Человек не может управлять своим поведением Последствия со знаком + Последствия со знаком -

    Самоубеждение _ Самовнушение Спор с самим собой, анализ возможных средств достижения поставленной цели, способность вести себя не так как хочется, а так как нужно Это способность принимать решения без сопротивления, без анализа

    Я считаю, что в моём характере эта черта мне… Аргументы за аргументы против

    Правильные мысли Даже если… В любом случае…

    Учитесь властвовать собой

    На занятии было легко… На занятии было трудно… Я понял… Я открыл для себя… Мне было интересно узнать… Я буду применять…


    Цель:

    развитие навыков контроля эмоциональной ситуации.

    Задача:

    Выяснить роль эмоций в межличностном общении;

    Развивать самосознание подростков;

    Расширять знания участников о методах самостоятельной регуляции собственного эмоционального состояния.

    Упражнение «Мое настроение»

    Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свое настроение. После завершения-презентации рисунков и рассказы о них.

    Упражнение «Угадай»

    Цель: обучение детей распознаванию эмоциональных состояний.

    Психолог раздает подросткам конверты с заданием: выразить мимикой определенные эмоции, а все остальные должны их отгадать.

    Обсуждение. Каждый выражает свои впечатления.

    Тяжело было показать свои эмоции?

    Упражнение «Спокойные и агрессивные ответы»

    Цель: формирование адекватных реакций в различных ситуациях.

    Каждому участнику предлагается продемонстрировать в заданной ситуации спокойные, уверенные и агрессивные ответы. Для каждого участника используется только одна ситуация.

    Ситуации:

    Друг разговаривает с вами, а вы хотите идти;

    Ваш коллега отвлекает вас от важного дела, задает вопросы, которые мешают работать;

    Вас кто-то очень обидел.

    Упражнение «Стакан»

    Цель: эмоциональное осознание своего поведения. Детям предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ней то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

    Обсуждение:

    Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

    Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

    Заключение. Все это-вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище-душа человека. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

    Упражнение «Дыхание»

    Цель: снятие напряжения, оптимизация эмоционального состояния. Садимся удобно, расслабляемся и закрываем глаза. Сосредотачиваемся на своем дыхании: на вдохе и на выдохе. Выдыхаем беспокойство, усталость, тревогу, а вдыхаем силу, энергию, хорошие чувства. Время выполнения упражнения-5 мин.

    Упражнение «Сердитые шарики»

    Цель: развитие самоконтроля. Психолог предлагает детям надуть шарики и завязать их. Шарик символизирует тело, а воздух в ней-гнев. Как вытащить этот гнев изнутри? Если не надувать шарик, что с ним произойдет? А с человеком? Как сделать так, чтобы воздух вышел, а шарик остался целым? Может ли человек контролировать свой гнев? Может! В формировании самоконтроля перед агрессией большую роль играет развитие психических процессов: эмпатии, идентификации.

    Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»

    Цель: обучение участников выражать свои чувства без оценок, недовольство и образ. Ведущий объединяет подростков в три подгруппы по цветам светофора. Каждая группа получает лист бумаги форматом А3 и карточку с заданием.

    Варианты заданий:

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете согласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых выражаете несогласие;

    Составьте перечень слов и выражений, с помощью которых оцениваете действия или поступки другого. Каждая группа по очереди представляет результаты своей работы. Психолог отмечает, что для эффективного и толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не обижая других.

    Обсуждение:

    Вам было интересно это упражнение?

    Что вы поняли?

    История «кусок хлеба»

    Как-то один человек, который уже двадцать лет не ходил в церковь, подошел к священнику. Через минуту колебания, почти со слезами, стал рассказывать: «Мои руки испачканы кровью. Произошло это тогда, когда мы отступали на фронте. Ежедневно кто-то из нас умирал от ран или голода. Нам дали приказ-не входить в дома без ружья и стрелять при малейших движениях местных жителей... В доме, куда я вошел, был только один старый и девочка-подросток.

    Хлеба дайте, хлеба! - Жадно просил я. Девочка наклонилась... Я думал, что она хотела взять какое-то оружие, бомбу. Я выстрелил...

    Девочка упала... Когда я подошел, то увидел, что она держала в руке кусок хлеба. Я убил четырнадцатилетнюю девочку, которая хотела дать мне хлеба... Вернувшись домой, я начал пить, чтобы забыть все это... Но не могу... А простит мне Бог? ». Кто ходит с заряженным ружьем, тот выстрелит. Если единственным орудием, которое есть у тебя-молоток, и ты носишь его с собой, то другие люди будут для тебя гвоздями: целый день будешь бить по ним.

    Обсуждение:

    Какие агрессивные и жестокие действия человека влияют на жизнь?

    Как относятся к таким людям в социальной среде?

    Упражнение «Эмоция по кругу»

    Цель: создание хорошего настроения. Психолог предлагает по кругу сказать о своем эмоциональном состоянии в данный момент.